Меню Рубрики

Александр Петросян: «Фотография – это настоящая алхимия. Если бы я не был фотографом, то стал бы музыкантом… Александр Петросян Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь


В течение многих лет фотограф Александр Петросян запечатлевает свой родной Санкт Петербург, открывая его для зрителей с совершенно новой стороны - со стороны неожиданных встреч, гротескных персонажей и необычных происшествий. Фотограф умеет видеть одновременно красоту и абсурдность обычных вещей и рутинного течения жизни города.




Александр получил свой первый фотоаппарат на день рождения в 12 лет, но прежде чем он решил, что хочет связать свою жизнь именно с фотографией, прошло еще немало лет. С 2000 года он стал заниматься фотографирование профессионально, и главный источник его вдохновения - это улицы Санкт-Петербурга. Это целый мир, в котором всегда что-то происходит, и глядя на фотографии Александра, в этом нельзя усомниться.




"Хорошая фотография - это сущая алхимия, совершенно непостижимая вещь, - говорит Александр Петросян. - По моему личному ощущению, хорошая фотография - это фотография, которая не оставляет равнодушным. Грубо говоря, мы каждый день пролистываем тысячи фотографий, и если среди них встречается та, которая зацепила – это и есть хорошая фотография."




Фотографии Александра настолько хороши, что они буквально просятся на открытки, хотя это в любом случае не те "выверенные" и "гламурные" открытки в их классическом понимании. Александр уверен, что в своем творчестве каждый фотограф проходит несколько этапов: сначала все снимают просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо и, наконец, просто и хорошо. И с каждым этапом фотограф осваивает новые и новые способы построения кадра, пока в конце концов не приходит к пониманию, что даже самая выверенная фотография может так и остаться скучной, в то время как "какие-то неряшливые во внутреннем плане работы" будут трогать сердце зрителя за живое и оставаться в его памяти.




Александр Петросян также считается мастером высотной съемки - на его фотографиях нередко можно увидеть город с воздуха или с крыши какого-либо здания. Иногда он использует штатив, иногда снимает с вертолета. Но Александр считает, что такие кадры не могут выиграть только за счет одной технологии, "нужно что-то еще," - добавляет он.




Фотограф признается, что далеко не каждый кадр, который кажется великолепным на маленьком экране фотоаппарата, действительный оказывается таковым, когда позже просматриваешь его на мониторе компьютера. Разочарования свойственны любой профессии. А чтобы понять, действительно ли кадр стоит публикации, Александр руководствуется единственным критерием: "Испытал ты «вау»-эффект или нет."







Петербургский фотограф Александр Петросян работает в жанре репортажа, объясняя это отсутствием фантазии, необходимой для съемки постановочных кадров. Однако он скромно умалчивает о том, что его работы печатались не только в ведущих российских, но и мировых изданиях, таких как Newsweek и National Geographic. В интервью нашему журналу Александр рассказал, что помогает ему находить столь необычные ракурсы и в чем заключается секрет успеха фотографа-репортажника.

Александр, здравствуйте! Для начала - традиционный вопрос. Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?

- В детстве на день рождения папа подарил мне фотоаппарат, с тех пор все и началось.

- Вы изучали фотографию профессионально или самостоятельно?

По большей части самостоятельно, хотя не обошлось и без обучения на кинофотофакультете в культпросветучилище.

- Почему вы выбрали для себя именно жанр репортажа?

Потому что у меня нет фантазии, чтобы придумывать постановочные кадры. Мне интересней снимать реальную жизнь.

- Какие сложности вы можете выделить в работе репортажного фотографа?

Главная сложность в том, что, снимая реальность, ты часто вторгаешься в личную жизнь людей, и не всем это нравится. Принцип тут такой же, как у врачей: «Главное - не навредить!».

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать фотограф-репортажник?

Хорошей интуицией, быстрой реакцией, умением быть незаметным.

Ваш блог обрамляют слова: «В действительности все несколько иначе, чем на самом деле». Что вы имеете в виду этой фразой?

То, что, как правило, фотографируешь одно, но выходит другое, хотя автор имел в виду третье, а зритель увидел четвертое. Это настоящая алхимия: не ты снимаешь, а тобой.

Многим вашим работам свойственны действительно необычные ракурсы. Как вам удалось развить такое чуткое видение? Или это природный дар?

На мой взгляд, фотограф должен стараться экспериментировать. Даже если ты изобретаешь велосипед, все равно надо пытаться открыть Америку.

- Можете назвать современных отечественных фотографов, творчество которых считаете достойным уважения?

Могу, но не назову, их много.

Вы много фотографируете Санкт-Петербург, ваши работы выглядят как потрясающе красивые открытки, и опять же вам удается показать Северную столицу с необычных ракурсов, в непосредственном взаимодействии с жителями. В чем секрет вашего видения?

Никакого секрета нет, то же самое делают многие мои коллеги, просто я занимаюсь этим уже давно.

- Ваша деятельность очень активна. Какое из отснятых событий запомнилось вам больше всего?

Сами события для меня, как правило, не очень много значат. Гораздо важнее те или иные ощущения, которые они вызывают или не вызывают.

- Проводите ли вы мастер-классы?

Да, периодически.

- Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

Особой цели нет. Мне интереснее с помощью снимков познавать мир вокруг и внутри себя.

- Как вы оцениваете современную российскую фотоиндустрию?

Если вы имеете в виду рынок фотографий как арт-объектов, то он в состоянии, близком к упадочному.

Согласны ли вы с утверждением, что в современном обществе становится все больше тех, кто считает себя профессионалами, и количество достойных работ с внутренним смыслом уменьшается?

Снимающих действительно стало больше, но количество хороших работ приблизительно одинаково во все времена. Просто сейчас их тяжелее выделить из сильно возросшего общего объема фотографий.

- В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?

Иногда в самых мелких и неочевидных вещах, но, скорее всего, оно приходит свыше.

- Если бы фотографии не существовало, как думаете, кем бы вы стали?

Музыкантом.

- Что значит для вас фотография сейчас?

Способ передачи самых разных ощущений, настроений и эмоций.

- Назовите пять фактов о себе, не связанных с фотографией.

Родился, живу, пытаюсь, надеюсь, мечтаю.

Самые разные вещи.

Лучший совет: больше думать и больше пробовать.

© Александр Петросян

Чувствовать момент, когда получится замечательный снимок, это как слушать музыку — переживания практически одни и те же. Недаром Александр Петросян, лауреат многочисленных премий, замечательный фотограф, так и говорит о себе: «Если бы меня не увлекла фотография, то я стал бы музыкантом» . И еще неизвестно, что получилось бы лучше — для талантливого человека нет преград.


© Александр Петросян © Александр Петросян
©Александр Петросян

Детские шалости — лазание по крышам — переросло в настоятельное стремление видеть город сверху. Как говорит Александр: «Сверху все иначе!» . Я полностью присоединяюсь к его словам, коренная ленинградка, я просто не узнаю родной город, он как будто бы легче, красивее, продуманнее. Что мы видим снизу, проходя по красивым улицам Северной Столицы — прекрасные архитектурные памятники, но они как бы висят над вами, даже давят своим величием. И дело не только в этом. Внизу кипит жизнь, каждую секунду все меняется, и эта непрерывное движение захлестывает с головой, поглощая целиком. А наверху — время идет намного медленнее и есть возможность почувствовать и ощутить изначальную суть города…

© Александр Петросян
© Александр Петросян ©Александр Петросян

Александр подошел к любимой работе с другой стороны, он не забывает проходить по улицам самого прекрасного города в мире, но и пользуется изредка маленьким дроном — вот и летят сверху в его руки, такие красивые и необычные фотографии. К каждому предмету съемки автор относится с особым чувством уважения и тревоги — не спугнуть Музу, не разрушить очарование момента, оно может уже больше никогда не повториться!


© Александр Петросян

Петербургские истории ©Александр Петросян

Однако съемки Питера с высоких точек — это всего лишь одна из составляющих его творчества. Другая же, и, пожалуй, наиболее значимая,- это люди и их взаимоотношения, уличная жизнь.

Петербургские истории ©Александр Петросян
Петербургские истории ©Александр Петросян

Работать в Санкт-Петербурге фотографом и легко, и сложно, материала для съемок хоть отбавляй, но и снято-переснято все вдоль и поперёк всяким и каждым; все по несколько раз «открыли Америку» и «изобрели велосипед», как отобрать именно то, что хоть чем-нибудь свежо и необычно? Поэтому каждый интересный кадр — это всегда незапланированное явление, некий подарок свыше. Они, эти кадры, — как крик души, словно некое откровение, вспышка! Они всегда «наперекосяк», «внезапно» «вопреки».. А без этого — только ремесло.



©Александр Петросян

Настоящему таланту присуща неимоверная щедрость, так музыкант полностью отдает себя слушателям, а после концерта — стресс, состояние потери. Видимо поэтому и сравнил себя Александр с музыкантом — он также чутко ретранслирует взаимоотношения с окружающим его миром, мимолетные, трепетные и такие важные для каждого из нас.

© Александр Петросян
© Александр Петросян
© Александр Петросян

И не так уж и важно, что именно вы почувствуете после просмотра коллекции прекрасного фотографа. Важно, что он смог «достучаться» до вашего сердца, смог вам хотя бы на несколько минут не оставить равнодушными.


Петербургские истории © Александр Петросян
©Александр Петросян

Санкт-Петербург уникальный город не только потому что здесь такое огромное количество архитектурных памятников. Жаль, очень жаль, что не этот город выбрал Булгаков в работе над романом «Мастер и Маргарита». Город, наполненной мистикой до края, она просто выплескивается из него, как вино во время шторма из бокала. Город, в котором дышится совсем иначе. Приезжайте в Санкт Петербург — среди встречных прохожих вы сразу же узнаете коренных жителей. Они разительно отличаются от приезжих — в глазах такая глубина чувств, переживаний, такая душа… Вы взгляд не сможете отвести.


Обратная сторона © Александр Петросян
©Александр Петросян
Обратная сторона ©Александр Петросян

Вот и Александр Петросян пытается передать в своих работах не столько форму объектов, сколько ощущаемые среди них — людей, предметов, объектов — эмоции и настроения. Он хочет увидеть то, мимо чего мы обычно проходим так равнодушно… или стараемся не замечать. Но чувствительная душа художника видит все и фиксирует, потому что каждый запечатленный на фотографии момент непременно нужен, пусть даже вначале только самому фотографу. Мы и так растеряли часть своей истории, беспечные, безалаберные. Спасибо Александру — его фотографии, быть может, не пропадут зря, они послужат и уроком и напоминанием в свое время.


© Александр Петросян © Александр Петросян
Обратная сторона © Александр Петросян

На вопрос — какой техникой пользуется фотограф, прозвучал лаконичный ответ: «Любимых нет, каким бы аппаратом не снимал, большинство снимков уходит в мусор. Так что дело не только и не столько в технике..»


© Александр Петросян
Петербургские истории © Александр Петросян

Александр продолжает трудиться, вот его последняя книга , вы еще успеете подписаться, издание уникальное, оно обязательно станет через пару лет раритетом.


Также вы можете посмотреть работы Александра Петросяна в социальных сетях

Сегодня в гостях у нашего блога позитивный и талантливый фотограф из Петербурга, Александр Петросян . Александр — это фотограф, которого узнают в рунете по собственному юмористическому почерку и, конечно же, по тому, с какой теплотой и любовью сняты его сюжеты о родном городе. В этом почерке сочетаются забавные, иногда сатирические, но подлинные образы его героев, тонкое видение цвета, чувство момента и .

Буквально на прошлой неделе у нас с Александром состоялся серьезный разговор о фотографии, который вы можете послушать в аудиоформате:

Здравствуйте, Александр! Здравствуйте, друзья! В первую очередь, хочу поздравить Александра с тем, что его фотографии вошли в шорт-лист победителей премии «Лучший фотограф». Александр, расскажите, пожалуйста, было ли это целенаправленное участие в конкурсе или вы решили подать заявку спонтанно?

Отвечая на вопрос вашего интервью, можно сказать, что в этом конкурсе я участвую практически каждый год. Какие-то работы за год появляются, почему бы их не показать? А уж стали они призерами или нет — это все вторично. Тут принцип такой старый и краткий: делай, что должен, и будь, что будет. Фотограф, я считаю, должен показывать свои работы.

А как в вашем понимании складывается хорошая фотография, которая достойна на конкурс попасть? Что это — хорошая фотография?

Нет точного ответа, потому что, сколько раз я участвовал в конкурсах на правах участника и могу сказать, что понятие хорошей фотографии у каждого субъективно. Возникают горячие споры между участниками и жюри по поводу распределения определенных мест.

Хорошая фотография — это сущая алхимия, совершенно непостижимая вещь. Она зависит от многих вещей: от тренда, от моды, от настроения тех, кто оценивает и еще от кучи всяких факторов — конкретно нельзя сказать. По моему личному ощущению, хорошая фотография — это фотография, которая не оставляет равнодушным. Грубо говоря, мы каждый день пролистываем тысячи фотографий, и если среди них встречается та, которая зацепила – это и есть хорошая фотография.

На ваших фотографиях обычно композиционно все в нужном месте и в нужных соотношениях. Но пока еще не видела, чтобы вы подробно освещали свое отношение к композиции в интервью. Скажите, насколько важным для вас является формальное устройство кадра?

Каждый фотограф проходит несколько этапов в своем творчестве. Как известно, сначала все снимают просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо и, наконец, просто и хорошо. Когда мы проходим какой-то этап, мы осваиваем композиционное построение кадра. Соответственно, считаем своим большим достижением, когда удается красиво все уложить в кадр. Но потом, по мере того, как это у тебя это получается, ты это осваиваешь и понимаешь, что главное не это. А главное нечто другое. Надо стремиться даже к «раскомпозицеванию» кадра. Наоборот стараться делать какие-то неряшливые во внутреннем плане работы, какие-то, может быть, неидеальные. При этом они могут иметь большую силу, чем правильная, выверенная, грамотная, хорошая, добротная, но скучная фотография.

Для вас важнее сюжетная линия, чем композиция?

Я бы сказал, сложно и то, и другое, и третье. Причем, каждый раз бывает и сложнее, и проще. На первый взгляд, это парадоксально, но я поясню. Суть в том, что если на каком-то этапе ты получил какие-то фотографические достижения, то потом бывает трудно превзойти самого себя. Дальше выясняется, что, может, и не нужно превосходить самого себя, прыгать через еще более высокую планку. Может быть, просто нужно другой вектор выбрать, в другую сторону посмотреть, и тогда откроется новое направление, где не надо будет брать рекордов. Я говорю внешне абстрактные вещи, но именно так и звучит для меня ответ на ваш вопрос.

Еще вопрос о композиции. Вы по праву являетесь мастером съемки с высотных точек. Но если с крышами все понятно, то на некоторых ваших уличных фотографиях создается впечатление, как будто вы парите в воздухе. Причем делаете это довольно часто, как у вас это получается?

Это как раз самое простое и незатейливое из всего. Понятно, что по крышам сейчас лазают все, а что касается более или менее высокой точки съемки, то есть практические и технические способы, начиная с камеры, закрепленной на штативе и поднятой вверх, и кончая радиоуправляемым вертолетом. Это как раз чисто технология. Она не хороша и не плоха. Она может быть к месту, а может быть не к месту. За счет одной технологии трудно выехать, нужно что-то еще.

Бывает ли так у вас, что кадр, вроде бы, удачно сложился по композиции, сюжет кажется отличным, а при рассмотрении на компьютере фотография оказывается рядовой?

Очень часто, причем это такое обманчивое состояние: ты снял кадр, посмотрел его бегло на дисплее, и он тебе показался выдающимся. Ты приезжаешь домой счастливый, думаешь: «Сегодня улов хороший». Потом открываешь его на большом мониторе и видишь: вот здесь это не так, тут вот кто-то в кадр попал, тут вообще как-то криво. И уже ничего такого нет, что тебя поражало. Понятное дело, что когда ты смотришь на маленький дисплей, ты видишь маленькую картинку и можешь не заметить кучу разных вещей, которые на большом экране заметны. Такое разочарование бывает очень часто. Бывает, что кадр кажется обычным, ничего особенного, а посмотришь на большом экране (может быть, откадрируешь, отлежится), и вдруг появляется третий смысл.

Каковы ваши внутренние критерии, чтобы понять, что вот он, тот самый кадр, который удался?

Критерии простые. Бывают просто неплохие кадры, которые не стыдно показать, просто рядовые фотографии, пусть будут. Есть кадры, которые, например, ты обнаруживаешь, листая съемку на большом мониторе. Листаешь, листаешь и вдруг – раз, остановился; чувствуешь – есть кадр.

Если говорить совсем просто, критерий один. Испытал ты «вау»-эффект или нет — или ты просто вымучиваешь картинку с расчетом на то, чтобы заполнить очередной день в социальных сетях.

Все-таки этот «вау-эффект» у разных фотографов и на разном уровне разный. А что на него влияет, на это фотографическое видение?

Мне кажется, больше всего влияет личность самого фотографа. Его внутреннее состояние, духовное. В зависимости от своего внутреннего состояния и духовного, ты видишь те вещи, которые нужно увидеть. Понятное дело, что, если у тебя плохое состояние, то ты видишь, соответственно, плохое, — и наоборот. Проще говоря, каждый видит, то, что у него внутри.

А насмотренность влияет на видение?

Влияет, скорее, на какую-то адекватность оценки. Будучи насмотренным, ты можешь понимать, что фотографии, которые тебя восхищают — довольно показная вещь и она нравится тебе лишь только потому, что ты видел мало таких фотографий. На самом деле, это такой же пройденный этап. Насмотренность позволяет более осознанно оценивать, но на уровень чувств, прежде всего, влияет не насмотренность, а то, насколько получившийся результат близок к твоему состоянию, которое ты хотел передать.

Все очень сильно зависит от внутреннего состояния. А как оно достигается? Или это что-то вроде музы?

Дело в том, что достигается по-разному. Понятное дело, что какие-то там доли процента должен быть талант, но большей частью это работоспособность и побуждение себя. В добавок ко всему, чем больше твоя жизнь имеет всяческих переживаний, всяческих впечатлений, всяческих ситуаций, которые ее наполняют, тем больше это все каким-то образом отражается в твоих работах. Грубо говоря, если ты пустой и плоский, то трудно ждать того, что вдруг что-то появится. Ты должен наполнять себя. Наполнять, чтобы у тебя было, из чего эти образы находить, созвучные тому, что у тебя внутри. Если тебя ничего кроме пива и сосисок не волнует, то это, соответственно, будет на фотографиях.

Сама тема, которую выбирает фотограф, ваша тема, например «Город», она может быть этим вдохновением?

Понятное дело, что это должно быть интересно. Снимать заказуху неинтересно. Если снимаешь, и тебе не интересно, то получается заказуха за деньги. Какой смысл снимать? Понятное дело, что у фотографа должен быть мотив, когда он снимает: либо это «just for fun», либо это какая-то исследовательская работа, либо это попытка каким-то образом найти снаружи мира то, что соответствует тебе внутри.

Вы практикуете работу «в стол»? Есть у вас какие-то работы, которые вы не показываете, откладываете на будущее?

У меня очень много работ в отдельной папке, которые я считаю плохими или недостаточно хорошими. Каждый год я из этой папки выбираю довольно большое количество отличных работ, которые, на первый взгляд, мне такими не казались.

Какие фотографы повлияли на вас, на ваше фотографическое видение?

Их очень много. Если их всех перечислять, мы бы с вами разговаривали не одни сутки.

Хотя бы самых существенных.

Если я упомяну каких-то самых существенных, которые придут на ум, могут обидеться те, которые тоже существенные, но которых я почему-то сейчас не вспомнил. Поэтому на этот вопрос я не готов ответить. Но, поверьте, они есть.

В одном из своих интервью вы сказали, что у вас была целая подборка фотографий, которую вы давали смотреть своим студентам на фотокурсах. Что бы вы порекомендовали смотреть фотографам, которые хотят вырасти в этом плане?

Прежде всего, проще сказать, чего бы я не рекомендовал смотреть. Наверное, я не рекомендовал бы смотреть какие-то такие вещи типа фотосайтов, где в основном публикуют начинающие профессионалы работы одного и того же уровня и сюжета, бесконечные вариации классических любительских сюжетов. Это тупик.

Мне кажется, нужно смотреть работы, которые на несколько порядков выше, чем можете сделать вы. Иначе у вас разовьется некое спокойствие. Вы увидите, что большинство снимает приблизительно так же, как вы снимаете, не хуже и не лучше. И значит, все ОК. А когда вы сравниваете себя с лучшими пиковыми достижениями фотографического наследия, вы понимаете истину. Это богатый такой коктейль, плодородная почва, из которой вырастают ваши новые собственные деревья.

Спасибо, конечно, но я думаю, что, без ложной скромности, есть масса фотографов, которые действительно более стоящие. Которых в первую очередь стоит рассматривать.

Я думаю, со временем человек начинает отличать хорошее от очень хорошего. Очень хорошее от восхитительного, от великолепного. Поначалу это трудно понять. Это вообще всем нам трудно. Даже свои хорошие работы дифференцировать от плохих, не говоря уж о посторонних, но есть общепринятая мировая классика в любом жанре в любом жанре, которую нельзя не знать.

Вы в некотором смысле согласились бы с утверждением Лапина, который сказал, что фотограф, как кактус, растет очень медленно, и его нельзя поливать слишком обильно?

Конечно. Это абсолютная правда. Причем, не всегда, если фотограф начал снимать, то он постоянно растет. Он, бывает, к сожалению, растет в обратную сторону. Даже бывает, что лучшие свои вещи он делает на начальном своем этапе творчества. Дальше он совершенствует свои технологии, но идея остается та же. Это спорно, конечно, тем не менее, надо понять, что все мы проходим несколько разных периодов развития. Нельзя точно сказать, что я сегодняшний лучше, чем я вчерашний.

А у вас были такие моменты, когда вы чувствовали какой-то застой в развитии и переставали снимать?

Конечно. Практически постоянно такое присутствует, даже сейчас. Да в любой момент, если меня спросят, я скажу, что сейчас именно такой период. Иначе, если бы я так не считал, я бы успокоился. Я бы считал, что все идет отлично. А как только ты успокоишься и остановишься — это все.

Меня еще на ваших фотографиях всегда восхищали цветовые гаммы. Цветовые сочетания. А как с восприятием цвета, это тоже визуальный опыт или этому можно как-то научиться?

С точки зрения восприятия цвета я не есть авторитет. В определенный период то, что нравилось многим людям в моих стараниях, было следствием лишь того, что я работал на старом, потускневшем мониторе. Как выяснилось, слишком сильно выкручивал насыщенность.

Если говорить серьезно, то техника — отдельная вещь. Есть действительно такие сильные авторитеты, которые могут вам все точно рассказать, начиная экскурсом в историю и заканчивая какой-то физико-технической частью, восприятием. Например, — он в этом плане признанный корифей. Я лишь просто руководствуюсь, как положить сахар в чай по вкусу. Только и всего.

То есть, внутренние ощущения?

Да, чисто на внутренние ощущения. Без всяких теорий.

Ваши сюжеты иногда поражают своей конфиденциальностью. Вы подходите к людям так близко, что кажется, человек должен закрыться. Но у вас люди на фотографиях, несмотря на то, что вы снимаете так близко, широкоугольником, они открыты и живут своей жизнью. А что вы делаете, чтобы люди не обращали на вас внимания?

Честно говоря, ничего не делаю. Просто иду, и они на меня обращают внимание. Я снимаю и им уже некуда деваться, и снимок уже есть. Все очень просто.

То есть, ваш подход больше быть незамеченным?

Я не стараюсь быть незамеченным. Вернее, я стараюсь быть, по возможности, деликатным. Это очевидно – если тебя видят, какой смысл прятаться. Надо просто снимать в открытую и все. Лучше снимать в открытую, чем пытаться верить в то, что ты не замечен. Хотя на самом деле это не так.

Эта философия больше помогает, чем попытка быть незамеченным?

Вы знаете, я пробовал по-всякому. Я пытался брать маленькие камеры, чтобы снимать незаметно. Я могу снимать с одинаковым успехом (или неуспехом) маленькой компакт-камерой, которая позволяет мне маскироваться под любителя и верить в то, что я не замечен, и большой репортерской зеркалкой, которая имеет преимущество в том, что я наоборот слишком сильно замечен. Тут никак не спрячешься, и люди понимают, что от тебя никуда не деться.

То есть, люди, в принципе, одинаково относятся, и бояться снимать на улицах не стоит?

Хуже всего, когда люди видят, что ты боишься снимать. Чувство страха сразу вызывают ощущение, что, если ты боишься, значит, что-то делаешь не так, с какой-то нехорошей целью. А если ты снимаешь открыто, не боясь, у людей возникает совсем другое ощущение. Все зависит от ситуации. Например, если снимаешь церковные вещи, где есть какое-то особое духовное состояние, то, конечно, ни в коей мере нельзя наглеть, быть назойливым, навязчивым. А если ты снимаешь на улице, где есть постоянный поток прохожих — 99 % людей абсолютно все равно.

А ощущение, где правильно, а где неправильно тоже с опытом приходит?

Эта профессия на очень тонких нюансах основана. На тонких нюансах взаимоотношений. Должен очень чутко ощущать, где ты в тему, а где не в тему.

А вы занимаетесь помимо жанровой, уличной фотографии еще чем-то? Чем вы зарабатываете на жизнь?

Я зарабатываю на жизнь тем, что я работаю штатным фотографом в «Коммерсанте». Кроме того, я снимаю рядовую фотографию по Питеру. Это тоже востребовано.

Вам нравится эта работа?

Мне это интересней, чем снимать свадьбы.

Вы успели все перепробовать и остановились на таком подходящем для вас варианте?

Не то что бы остановился. Но пока меня это устраивает. В будущем, может, я буду что-то еще снимать. Останавливаться никогда не стоит, вот это я могу точно сказать.

Нужно все пробовать?

Конечно. Понятно, что ты можешь достичь в одном большего, если ты углубишься. Но, ты никогда не поймешь, что это твое, если ты не попробуешь и то, и то.

Да. Мудрый совет. Александр, я видела у вас в блоге тему про краудфандинг. Скажите, вы использовали этот метод для того, чтобы продвигать какие-то свои проекты?

Честно могу сказать, еще нет. По той же причине, по которой я еще не сделал первую книгу. Мне уже несколько издательств предлагали сделать ее, причем без всякого краудфандинга. К сожалению, не удалось пока найти время, чтобы осилить все и собрать материал, осмыслить его и отсортировать. Я думаю, что в ближайшем будущем мне это удастся, возможно, без всякого краудфандинга. Сама идея эта интересная конечно.

А чем она вас привлекает?

Как один из запасных вариантов. Если, допустим, традиционный вариант с возможностью спонсорства со стороны будет отсутствовать, то как дополнительный вариант.

А как вам кажется, какой должна быть книга, или каким должен быть проект фотографа, чтобы его можно было продвигать этим способом, чтобы собрались средства?

Мне кажется в первую очередь, надо понимать, что бывают проекты сами по себе интересные и полезные, актуальные, но вряд ли они вызовут массовый коммерческий интерес. Бывают фотографии, на которые всегда есть спрос, например, фотографии Питера всегда расходятся, как горячие пирожки, чего не скажешь о журналисткой фотографии, которая востребована в какой-то момент, в каком-то издании, проекте, а не все время. Те самые рабочие виды Петропавловской крепости и прочие достопримечательности востребованы всегда и везде в нашем маленьком локальном секторе.

То есть, это должно быть что-то трендовое?

Скорее всего, да.

А от чего все зависит?

Александр, у меня к вам последний вопрос. Что бы вы пожелали нашим слушателям на будущее?

Прежде всего, я хотел бы пожелать то, что я и себе постоянно повторяю: надо искать свой путь. Это пожелание самое актуальное, на мой взгляд. На начальном этапе все повторяют чужие достижения, это затягивается, и как результат, у фотографа нет своего лица. Надо пытаться искать свое, сугубо свое – это я считаю самым важным.

Второе, что я при этом хотел бы пожелать – настроить себя так, чтобы это не было в тягость, изо всех сил, из кожи вон. Это должно приносить радость себе, радость зрителям. Приносить энергию какую-то. Именно это самое главное. Тебе интересно — и всем остальным интересно. Тебя это захватывает — и всех остальных захватывает. Если это будет, то все остальное приложится.

Спасибо, Александр!

А вас, друзья и коллеги, я приглашаю выразить свое мнение в комментариях!