Меню Рубрики

Автобусные перевозки как прибыльный бизнес. Пассажирские перевозки как бизнес от А до Я

В любом городе России существует проблема перевозки пассажиров. В часы пик возникает ощущение катастрофической нехватки транспорта. И тут начинающим бизнесменам приходит на ум открыть собственное дело. Составляем бизнес-план пассажирских перевозок, учитывая ряд особенностей этого дела.

Как открыть бизнес: пассажирские перевозки

Главное дело - это регистрация в форме ИП или ООО. Затем следует получение лицензии на пассажирские перевозки:

  • осуществление коммерческих пассажирских перевозок легковым транспортом;
  • перевозки более 8 человек на специально оборудованном для этого транспорте (кроме собственных нужд юридического лица);
  • перевозки грузов при грузоподъемности свыше 3,5 тонн (кроме собственных нужд предпринимателя).

Для того чтобы открыть организацию и осуществлять пассажирские перевозки специально оборудованным транспортом, необходимо предоставить в представительство Министерства транспорта следующие документы:

  • свидетельство ОГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговый орган;
  • коды статистики;
  • устав организации;
  • учредительный договор;
  • адрес организации (фактический и юридический), телефон;
  • банковские реквизиты;
  • договор стоянки транспортных средств;
  • ПТС автомобилей;
  • копии техосмотров;
  • трудовые книжки, права и паспорта водителей;
  • технические паспорта ПК и БД.

Госпошлина за рассмотрение заявления составит 300 рублей, а 1000 рублей - за выдачу лицензии. Лицензия выдается на 5 лет.

Если составленный план не требует включить большое в работу количество автомобилей, лучше заключить договор с транспортной организацией, которая имеет необходимые документы и допустит машины на маршрут.

Вернуться к оглавлению

Транспортный парк или аренда автомобилей

Самым главным для предпринимателя в является выбор автомобилей. Они могут быть как собственными, так и арендованными. Можно нанимать водителей со своим автотранспортом. Это вариант является менее проблематичным для владельца бизнеса, так как ответственность за автомобили лежит полностью на хозяине машины. Но прибыли такой бизнес будет приносить меньше, да и водители будут искать более выгодный для себя вариант, поэтому стоит продумать все условия, прежде чем останавливаться на этом решении. Также можно открыть собственный парк.

Самым распространенным и предпочтительным вариантом является создание собственного парка автобусов.

Чтобы открыть собственное дело по перевозке пассажиров, требуется тщательный расчет всех затрат, то есть грамотно составленный бизнес план.

При выборе автобусов стоит обращать особое внимание не только на стоимость и вместимость, но и на расходы на обслуживание.

Вернуться к оглавлению

Российские или иностранные автомобили

Первая категория - российские машины - является более дешевой и менее вместительной. Стоимость ГАЗели колеблется от 500 до 600 тысяч рублей, а вместительность - 8-15 человек. Но такие маршрутки являются самыми небезопасными на российских дорогах, так как обычно перевозят большее количество пассажиров, что влечет угрозу жизни. Эта маршрутка прослужит примерно 2-3 года, но потом потребуются серьезные вложения, которые могут свести к нулю всю прибыль.

Вторая категория отличается в цене почти в 2 раза. Это иностранные автомобили Peugeot Boxer, Ford Transit, Iveco Daily - это аналоги отечественных ГАЗелей со стоимостью от 1 миллиона рублей. Вмещает такой автомобиль от 16 до 26 мест. Их средний срок службы варьируется от 7 до 8 лет. Затраты для предпринимателей на их обслуживание меньше, чем у отечественных, то есть прибыли они принесут больше.

Вернуться к оглавлению

Бизнес-план перевозки пассажиров

Одно маршрутное такси в России в день совершает 10 рейсов. Одна поездка стоит около 15 рублей, в зависимости от города. То есть маршрутка вместимостью 15 человек принесет доход в месяц 67500 рублей. Это около 2250 рублей в день. Но отсюда нужно вычесть расходы на топливо, мойку - около 1000 рублей.

У иномарки дохода будет значительно больше, так как больше мест, а расход топлива значительно меньше. В среднем на маршрутке в 25 мест доход в день составит 3750 рублей. Для сравнения, на 100 км иномарке требуется 10-12 л топлива, а российской - около 18. Выбор очевиден!

Прибыль напрямую зависит от выбора маршрута, план которого можно самостоятельно разработать. Дополнительно можно получить доход от рекламы на автотранспорте, предоставлять автомобили для торжественных мероприятий.

Следующий бизнес-план рассчитан для организации, которая имеет в собственности 20 иностранных автомобилей и готова открыть парк:

  • автомобили - 20 000 000 рублей;
  • видеорегистраторы и иное оборудование - 80000 рублей.

Итого инвестиций: 200 080 000 рублей.

Бизнес в сфере пассажирских перевозок традиционно считается очень прибыльным и престижным. Автопарк из 10 – 15 машин, при грамотной организации дела, может стабильно приносить своему владельцу весьма неплохой доход без серьёзных временных затрат. Главное – подобрать ответственных сотрудников, найти общий язык с конкурентами и суметь удержаться на рынке.

Начало начал: выбор маршрута

Прежде чем начинать оформление документов и закупку автомобилей, стоит тщательно изучить действующие схемы движения пассажирского автотранспорта. Это необходимо и для того, чтобы выстроить дальнейшую стратегию действий, и для того, чтобы составить бизнес-план маршрутного такси.

Выйти на рынок городских пассажирских перевозок можно двумя способами:

  • выбить место для своих машин на уже существующем маршруте. В этом случае вы получите одновременно и уже сложившийся поток пассажиров, и большое количество недовольных конкурентов. Справиться с последними порой очень сложно, и это надо обязательно иметь в виду;
  • самостоятельно освоить новый маршрут. Если вы решите не конфликтовать с другими перевозчиками, придётся составить свою схему движения. Вряд ли она будет пользоваться популярностью в первые месяцы, так что приготовьтесь к работе в минус.

Новый маршрут должен быть утверждён Министерством транспорта РФ. Это довольно сложный процесс, поэтому тщательно взвесьте свои возможности, как финансовые, так и юридические.

Инвестиции, расходы и окупаемость

Такой бизнес, как маршрутное такси, требует весьма значительных инвестиционных вложений на начальном этапе. Начинающие предприниматели, не имеющие никакого опыта в ведении коммерческой деятельности, вряд ли способны справиться с таким объёмом расходов. Если, конечно, они не сумеют получить финансовую помощь от крупных инвесторов или кредитных организаций.

Автомобили

Первая и, пожалуй, самая значительная статья расходов. Для организации маршрутного такси вам понадобится, как минимум, 5 – 10 машин. И все они должны быть в хорошем состоянии, иначе процесс окупаемости затянется на несколько лет.

На российском рынке пассажирских перевозок большой популярностью пользуются автомобили марки «Газель». Их главное преимущество – низкая цена (от 600 000 до 850 000 рублей) и простота обслуживания. Производятся они на отечественном заводе, поэтому комплектующие в случае поломки или аварии долго искать не придётся. Правда, и ломаются они часто, так что существенное увеличение затрат на ремонт ждёт вас уже к 3 – 4 году эксплуатации.

Микроавтобусы Mercedes Sprinter, Hyundai County и Ford Transit куда надёжнее «Газели». Средний срок службы – 7 – 8 лет. Технические характеристики, как и качество отделки салона, у иномарок выше, но и стоят они примерно в два раза дороже.

В среднем на покупку 3–5 микроавтобусов для такси необходимо 3 500 000–4 000 000 рублей. Окончательная сумма зависит от цен на рынке, предпочтений покупателя (новые или б/у) и т. д.

Техобслуживание и страховка

Если вас интересует маршрутное такси как бизнес, в расчёты при составлении бизнес-плана придётся заложить не только стандартную страховку КАСКО, но и ОСАГО. Иначе о лицензии пассажирского перевозчика и выгодных кредитных предложениях от крупных банковских организаций можно и не мечтать. Цена вопроса – примерно 12 000–20 000 по КАСКО и 8 000–10 000 по ОСАГО. Дополнительно обычно проводится оформление страховки для пассажиров и водителя во время движения (1 % от общей страховой суммы). Годовые затраты – около 40 000 рублей.

Расходы на обслуживание, мойку и ремонт автомобилей зависят от наличия или отсутствия у перевозчика собственного сервиса. В среднем на одну машину тратится около 1 000 рублей в день. В месяц, соответственно, около 25 000–30 000 рублей.

Гаражи и место для автопарка

Без аренды гаражей, небольшого офисного помещения и площадки для автопарка вам тоже не обойтись. Держать автомобили на открытой стоянке зимой очень рискованно. Поэтому заложите для этих целей в ваш будущий бюджет ещё примерно 100 000–150 000 рублей в месяц.

Персонал

Для посменной работы на 5 машинах вам понадобится 10 водителей. Заработную плату им можно платить как сдельно, так и по установленным нормативам. В штате организации также обязательно должны быть диспетчеры, механик и бухгалтер-кассир. Медицинского работника для осмотра водителей можно нанять на неполный рабочий день.

В месяц на выплату заработной платы всем своим сотрудникам вы будете тратить примерно 500 000 рублей.

Подсчёт начальных вложений

Подведём итоги. Итак, на начальном этапе вам потребуется:

  • 4 000 000 рублей – на покупку автомобилей;
  • 200 000 рублей – на страховку;
  • 150 000 рублей – на техобслуживание;
  • 100 000 рублей – на аренду служебных помещений;
  • 500 000 рублей – на выплату заработной платы сотрудникам.

Итого: 4 950 000 рублей.

Доходы и окупаемость

Чистый месячный доход с одной машины составляет обычно 40 000–50 000 рублей. Если вы решите открыть бизнес в сфере маршрутного такси и составите автопарк из 5 автомобилей, то сможете рассчитывать примерно на 200 000–250 000 рублей в месяц. Полная окупаемость предприятия, соответственно, займёт около 1,5–2 лет.

Оформление документации

Государственная регистрация такого бизнеса, как маршрутное такси, судя по отзывам, занимает немало времени. Вам придётся не только выбрать систему налогообложения и организационно-правовую форму компании, но и получить специальную лицензию на осуществление пассажирских перевозок.

ИП или ООО?

Лучшая форма субъекта коммерческой деятельности при организации маршрутного такси – общество с ограниченной ответственностью. Она позволяет избежать лишних рисков в случае банкротства предприятия и даёт шансы на получение дополнительного финансирования. Процесс регистрации занимает около 3–4 недель, сумма расходов – 15 000–20 000 рублей.

Система налогообложения


Деятельность по оказанию автотранспортных услуг по пассажирской перевозке зачастую попадает под налогообложение по системе . Это очень удобно, причём как для предпринимателей, так и для фискальных органов. Поэтому, если в вашем регионе есть возможность оформить налог по ЕНВД, выбирайте именно его. В противном случае можно воспользоваться или ОСНО.

Лицензии и разрешения

Как уже упоминалось выше, для осуществления перевозок вам понадобится лицензия. Получить её можно в местном отделении Министерства транспорта РФ. Для выдачи лицензии требуются следующие документы:

Оформляется лицензия обычно от 21 до 45 дней. За выдачу документа, как и за рассмотрение заявления, взимается госпошлина. Срок действия лицензии – 5 лет.

На данный момент политика фирм, организующих туристические маршруты такова, что ценник на стандартную экскурсионную поездку рассчитан с условием, что основным покупателем будет потребитель со средним достатком. То есть потенциальная аудитория подобного бизнеса массовая. Тем более, в нашей стране крайне распространены школьные экскурсии, которые обеспечивают компании, сотрудничающие с образовательными учреждениями постоянным оптовым спросом. Да и сами родители никогда не против поездки ребёнка с классом даже в другой город, ведь это не затратное мероприятие и положительно сказывается на формировании детей.

Ещё одним популярным каналом получения заявок стала мода на экскурсионный отдых для пенсионеров, которая пришла к нам с Запада. Форма постепенно набирает обороты и развивается, прогнозируя хорошие показатели для туристических фирм.

Таким образом, если вы уже являетесь собственником турфирмы, то добавить к услугам популярные маршруты туристических автобусов будет обязательным пунктом в дальнейшем развитии вашей организации. Это позволит как расширить диапазон предложений, так и увеличить аудиторию, а соответственно и прибыль. Для начала это могут быть туры по территории Российской Федерации, а при дальнейшем расширении и необходимых капиталовложениях и зарубежные тур поездки. Но речь дальше пойдёт о случае, когда идея заняться туристическими автобусами реализуется с нуля.

Туристические маршруты с нуля

Обеспечение постоянного спроса на свои услуги туристическая организация сможет добиться только выполняя определённые условия рынка.

  1. Комфортные условия переезда. Ни одна экскурсия не станет поводом для потребителя повторно обращаться в экскурсионную фирму, если многочасовая поездка в автобусе, пусть и с периодическими пешими прогулками, будет совмещена с неудобствами для клиентов. В первую очередь, речь о транспортном средстве. Ездить на тарахтящем ПАЗике времён СССР даже мимо самых занимательных памятников не улыбнётся никому.
  2. Грамотный гид. От экскурсовода зависит всё. Даже видимые недостатки могут быть сглажены профессионализмом. Если ваш гид заунывно зачитывает подготовленную шпаргалку, то впору открывать фирму по автобусному сеансу сна, а не занимательных поездок. Как бизнес идеи тоже интересна, но на тур бизнес повлияет негативно.
  3. Дополнительные услуги во время поездки. И речь не только об остановках около мест общего пользования. Предлагайте клиентам пешие получасовые прогулки, во время которых они могут купить сувениры, выпить чашку кофе в недорогом кафе. Если это летние маршруты, вероятно, многим приглянется возможность искупаться в чистом озере. По таким схемам организуются и шоппинг-туры и даже кулинарные туры, когда клиенты в рамках автобусной поездки посещают самые известные заведения городов.

Старт с нуля - всегда очень сложное занятие для любого предпринимателя. Как минимум, потому что требуется хорошее капиталовложение, в том числе и, чтобы было на что развивать бизнес в первоначальное время, когда заказы только-только начинают набираться, а ваша известность и репутация только формируется. Поэтому от начинающего предпринимателя всегда требуется чёткий и подробный бизнес-план. Нужно быть готовым, к тому что, государственные программы поддержки малого бизнеса не смогут вам помочь. А кредиты на старт собственного бизнеса в последнее время выдаются крайне неохотно. Хотя среди подобных предложений можно найти и подходящие, как, например, специальная программа помощи от Сбербанка для начинающих бизнесменов.

Что важно, для человека, начинающего бизнес в сфере автобусных туров, многие действующие операторы, не могут похвастаться наличием собственного автопарка. Автобусы берутся в аренду у транспортной компании во время формирования экскурсионных списков. Это удобная форма сотрудничества, потому как при непостоянных заказах предприниматель, владеющий автобусами, вынужден будет тратить деньги на содержание и простой. А транспортная компания, при частых заказах от агентства, может формировать определённые индивидуальные прайсы со скидками.

Другая сторона медали - работа экскурсионной фирмы с зарубежными агентами. В случае, если ваша организация имеет планы на привоз туристов из других стран, нужно быть готовым к высоким кредитным ставкам и пошлинам на ввоз транспортных средств в Россию. Имея в запасе договор аренды на автобусы с иностранной организацией, которая сможет поставлять комфортабельные люкс-класса транспортные средства, вы сможете сразу зарекомендовать себя как хорошую организацию с качественными услугами. Но придётся с подобными фирмами договариваться и убеждать в выгодности сотрудничества.

С другой стороны, банки европейских стран активно взаимодействуют с теми, кто сотрудничает с транспортниками, особенно, если на руках имеется грамотно составленный бизнес-план. Но учитывайте и то, что подобные банковские организации не работают без страховки, так как в туристической сфере услуги оказываются людям, а в дороге могут подействовать и непредвиденные обстоятельства, которые влекут за собой выплату больших компенсаций пострадавшему лицу. Напомним, речь идёт о Европе.

Ещё одно обстоятельство, говорящее в пользу сотрудничества со сторонними автопарками - в среднем срок обновления парка составляет порядка 5 лет. И за это время, если бизнесмен использует собственный транспорт, он будет обязан накопить достаточно средств для реализации обновления без ущерба собственному финансовому положению. Иначе, теряется весь смысл бизнес идеи. С другой стороны, если всё же предприниматель решает вести бизнес без найма сторонней фирмы, он может попутно оказывать услуги другим юридическим лицам, сдавая свой транспорт в аренду, чем значительно увеличит шансы получить подходящую прибыль даже в межсезонье. Аренда автобусного парка - дело популярное не только среди туристических организаций, но и в шоу-бизнесе, когда коллективы эстрады выезжают на концерты по городам со своим оборудованием.

Закупка зарубежного транспорта

Ситуация на рынке подтверждает, что подобную схему выбирают операторы и фирмы, которые уже зарекомендовали себя на рынке экскурсионных и туристических услуг и получают стабильную прибыль, позволяющую вкладываться в расширении организации. В противном случае, вы можете увеличить срок окупаемости дела до непотребных размеров. Новое транспортное средство, подходящее по качеству и уровню организации удобств для туризма, обойдётся предпринимателю в среднем в 250 тысяч евро. Однако на европейском рынке очень распространена схема лизинга для юридических лиц, которая позволяет предпринимателям брать автобус на выгодных условиях, выплачивая его стоимость постепенно, а в конце срока, менять его на новый. Процентная ставка может быть предложена выгодная.

Как уже было сказано, автобусные экскурсии как бизнес подвержены сезонным колебаниям спроса, что и не удивительно. Заработка в зимний период, как показывает статистика опытных предпринимателей, хватает на погашение процентов и выплаты заработанной платы. Поэтому, основное время погашения долга по лизингу - сезон теплого времени и каникул. Поэтому стандартное время погашения задолженности растягивается. В среднем до 5 лет. Главное, не забывать правило - клиентская база должна постоянно пополняться, а автобусный парк - работать. Каждый день простоя автобуса будет приносить убытки.

Предложение для клиентов, чтобы можно было спрогнозировать хотя бы примерный доход фирмы и быть готовым к спросу, формируются в пакеты за несколько месяцев до их реализации. Цена самого автобуса закладывается в стоимость пребывания туристов в определённом городе и делится на количество участников. О хорошей прибыльности и рентабельности можно говорить после того, как группы станут набираться ограниченно. То есть, число желающих будет превышать число возможных мест. А для этого нужно плотно работать со спросом и продвижением известности фирмы на рынке экскурсионных услуг.

Аренда автобусов для бизнеса

Самый очевидный плюс этого варианта - отсутствие необходимости брать кредиты на выкуп собственного автобусного парка. Но это не значит, что на пути к прибыльной фирме не встретятся другие сложности:

  1. Если вы работаете с отечественными транспортными компаниями, есть вероятность, что найти комфортабельные автобусы, отвечающие всем современным стандартам качества перевозки туристов, будет проблематично. Особенно в сезон, когда компании работают в первую очередь с теми, кто является их постоянным клиентом, обеспечивая себя полной загруженностью.
  2. Аренда транспорта обходится в среднем в 1500 рублей за один час. И это палка о двух концах. С одной стороны, для Европейских перевозчиков - это низкая цена, потому что в неё должны входить и наилучшее состояние техники, которое поддерживать стоит не малых средств. И водительский профессионализм, и все сопутствующие факторы, которые могут повлиять на качество услуги. С другой стороны, наши туроператоры на сегодняшний день не готовы платить по большему тарифу. А потому вероятность наткнуться на неподобающее качество - возрастает.
  3. Безопасность и уверенность. Не станет удивительным фактом то, что в Европе водители экскурсионных автобусов и туристы - клиенты экскурсии чувствуют себя в полной безопасности. Более дорогие туры подразумевают и грамотно выстроенную страховочную систему, благодаря которой при несчастном случае, пострадавший всегда останется в выигрыше. В российских реалиях же даже заработанная плата водителей, которая как раз проистекает из стоимости тура, заставляет многих перерабатывать. Отчего ухудшается внимательность и то же качество перевозки. При этом мало кто может дать какие-либо страховые гарантии, да и нет пока у нас культуры всегда и везде страховать свою жизнь и здоровье. В итоге, качество страдает в любом случае. Хотя, как ни странно, в России услуги экскурсионных фирм востребованы больше чем на Западе, где уже начинают процветать «караванный» туризм и поездки на личном авто.

Одной из проблем, почему при всей востребованности качественных услуг в сфере туризма, качество остаётся на неподходящем уровне, называют отсутствие поддержки со стороны государства.

Особенности стартапа туристических автобусов

  • На раскрутку бизнеса с нуля в этом сегмент рынка может уйти до трёх лет. Начинающий предприниматель должен понимать это и правильно прогнозировать свои затраты. Столь длительный срок связан с вышеперечисленными трудностями, а также тем, что основные направления и маршруты, которые обеспечивают спрос владельцам, уже заняты. А чтобы пробиться через плотный слой конкурентов, нужно приложить большие усилия и обеспечить лучшее качество.
  • Для новичка в сфере автобусных экскурсий, полезно будет стартовать с коротких маршрутов. Это позволит делать меньше ошибок, понимать, чего не хватает, чего нет у вас, а что требуется для довольства пассажиров и клиентов. К тому же окупаемость такой схемы значительно вырастет, потому как на большие маршруты нужны будут большие затраты.
  • Сезонность. Как уже было сказано, в автобусной сфере существенно снижает темп выхода на чистую прибыль, заставляя выжидать в межсезонье, простаивая на нулевых доходах. Однако, даже относительные новички могут справиться с этой проблемой, организовав дополнительные услуги. Например, зимний тур. Или новогодние поездки для школьников и студентов, ведь каникулы достаточно продолжительные.

Помните лишь о том, что самый «безрыбный» сезон - конец осени - начало весны, поэтому будьте готовы, а выходные нестандартные предложения по «холодным» экскурсиям готовьте заранее. И да, зарплату персоналу, в частности водителям, придётся платить круглый год, независимо от простоя.

  • Персонал, неважно, европейские маршруты вы выбрали, или осваивайте отечественные пути, должен иметь все необходимые документы, в том числе и справки. Будет обидно, если вы в начале своего дела, погорите на простой вещи. Сюда входят как справки, так и документы о праве на перевозку пассажиров на дальние расстояния. Поэтому подходите к подбору водителей при найме предельно внимательно.
  • Выбор транспортного средства, как было замечено в начале статьи будет напрямую влиять на удовлетворённость клиентов качеством. Особенно при поездках на большие расстояния. К тому же, это ещё и основная часть ваших расходов при запуске и действии предприятия. Поэтому проанализируйте все предложения на рынке и подберите наиболее оптимальное по соотношению цена-качество. Изначально, вам может хватить и двух - трёх штук, однако всегда будьте готовы быстро расширить автопарк, или держите наготове предложения от транспортных компаний.
  • Как вариант услуг для начинающей фирмы полезны будут экскурсии и внутригородские. И для соответствия современным запросам нужно будет приобретать двухэтажные экскурсионные транспортные средства. Стоимость одного такого автобуса варьируется в пределах 450 тысяч долларов. Такие услуги позволяют предоставлять услуги как жителям города, так и иногородним, и иностранным туристам.

Вообще, бизнес на организации автобусных туров считается сверхприбыльным. Однако всегда помните, что потребуется немало времени, чтобы пробиться через конкурентов и реализовать работающую схему с нуля. Инвестиции в покупку собственных автобусов, позволят сделать это эффективнее, так как можно будет сотрудничать с конкурентами, предоставляя им же свой автопарк в аренду. Бизнес-план должен включать возможные затраты не только по этому пункту, но также давать представление о всех возможных финансовых вложениях, что позволит вам верно спрогнозировать выход к рентабельности и в случае необходимости, станет основным подспорьем при заключении договоров с банками.

Резюме бизнес плана по открытию туристического автобуса с нуля

Данный проект – это план создания частного предприятия по организации туристического автобуса за 24 месяца. Прежде всего, перечислим ключевые пункты процесса создания бизнес плана запуска туристического автобуса бизнес план с нуля.

В первую очередь возникает Идея проекта, и Цели проекта, такие как:

  1. Создание предприятия с высоким .
  2. законным способом, с указанием юридического адреса, паспортных данных руководителя и учредителя проекта, данных о сотрудниках.
  3. Удовлетворение спроса потребителей на заполнение ниши развлечений, оказании оздоровительных услуг, организация безопасных путешествий, а также организации досуга граждан.
  4. Предоставление возможности совершить путешествие и организовать досуг.
  5. Поиск и заключение договоров с инвесторами.
  6. Стоимость проекта: 2 070 000 руб.
  7. Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 2 070 000 руб.
  8. Для реализации проекта предприятию необходимо взять кредит в размере рублей на 24 расчетных месяцев с нормой дисконта 14%.
  9. Сроки окупаемости: 2 года.
  10. Доход инвестора составит составит 278 141,76 руб.
  11. Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.
  12. Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока. Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.
  13. Заложенная процентная ставка по заемным средствам 14 %. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.
  14. Общая сумма начисленных процентов составит 278 141,76 рублей.
  15. Срок окупаемости с начала реализации проекта 2 месяца.
  16. Срок окупаемости с учетом дисконтирования 2 года.
  17. Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 65 710 196,23 руб.

Этапы проекта

Этапы проекта Условия выполнения Сроки выполнения
Начало проекта 12 — 24 месяца
1 месяц проекта 1 -30 банковских дней
Получение кредита Наличие соответствующего пакета документов 30 календарных дней
Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах Заключение инвестиционного

договора

1-30 календарных дней
Подбор местоположения и оформление документации Предварительные работы 30 календарных дней
Покупка оборудования Заключение инвестиционного договора 1-30 календарных дней
Найм персонала Производственная деятельность 1-30 календарных дней
Обучение персонала Окончание этапа организации производственного процесса 1-30 календарных дней
Проведение маркетинговой компании 360 календарных дней 1-360 календарных дней
Окончание проекта 12 — 24 месяцев

Документация, обязательная для изучения перед стартом деятельности

  1. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
  3. Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности

Алгоритмы действия, прописанные в бизнес плане туристического автобуса

В бизнес плане туристического автобуса прописаны следующие алгоритмы действий для начала бизнеса:

  1. Способы и методы анализа целевой аудитории, составление портрета идеального клиента, его уровень платежеспособности.
  2. Регистрация бизнеса в государственных надзорных и налоговых органах.
  3. Найм квалифицированных сотрудников, способных выполнить пожелания клиента и быть готовыми к работе. Еще одной статьей расходов считается найм сотрудников. Специалисты будут занимать вакантные должности на конкурсной основе, являясь сотрудниками общего, обслуживающего и временного характера с достойной конкурентоспособной оплатой. Кандидатуры претендентов на должности будут рассматриваться в течении 30 календарных дней.
  4. Услуги, оказываемые предприятием.
  5. Выбор формата работы предприятия.
  6. Приобретение/аренда/лизинг комфортабельного экскурсионного автобуса.
  7. Регистрация бизнеса в соответствующих органах.
  8. Разработка экскурсионного маршрута.

Расходы проекта

В странах Европы бизнес на туристических автобусах регламентируется определенными законодательными актами, которые отсутствуют в РФ. Так, нет порога минимально комфортной техники для перевозки пассажиров. Поэтому большинство российских бизнесменов предпочитают использовать автобусы зарубежного производства. Туристические автобусы, работающие на территории Российской Федерации, должны быть в обязательном порядке застрахованы. При этом дополнительно страховку должно получить каждое посадочное место для пассажира. Наличие полиса ОСАГО обязательно. Аналог этим документам в странах Европы – т.н. «гринкард»

Собственный автопарк потребует не только значительных первоначальных затрат, но и постоянно будет требовать ухода и ремонта. Статья переменных расходов будет зависеть от числа выездов и расстояния, которое проехали автобусы. Для перевозки 8 и более пассажиров, необходима лицензия, иначе бизнесмену грозят крупные штрафы.

К постоянным расходам можно отнести такие пункты финансового бизнес плана

  • Денежное вознаграждение водителям (постоянным или нанятым на основе договора аутсорсинга, также зарплата может зависеть от сезона).
  • Расходы на содержание водителя (согласно договору).
  • Вознаграждение для обслуживающего персонала, который путешествует вместе с водителем и обеспечивает поддержку в эксплуатации автобуса.
  • Оплата техобслуживания автопарка как в период простоя так и во время активной эксплуатации.

Расходы проекта (в руб.)

Наименование статьи расходов Стоимость
Кол-во (шт) в месяц в год Единовременная покупка Итого расходы в год
Приобретение автобуса 1 1 447 000 1 447 000
Постоянные затраты на ГСМ и обслуживание 1 100 000 1 200 000 1 200 000
Постоянные затраты на рекламу 12 45 000 540 000 100 000 540 000
Зарплата 12 220 500 2 646 000 2 646 000
— в т.ч. налоги 12 70 500 846 000 846 000
Непредвиденные расходы 154 700 154 700
Итого: 365 500 4 386 000 1 701 700 5 987 700

К переменным расходам можно отнести

  • Цену горюче-смазочных материалов.
  • Приобретение запасных частей и ремонт автобусов.

Основные уплачиваемые налоги

Формат работы и услуги, оказываемые предприятием

Разработка маршрутов – это может быть путешествие как в пределах одного туристического города/области, так и полноценный многодневный тур с посещением например или .

От формата работы будет напрямую зависеть сумма первоначальных вложений и будущие прибыли. Чтобы сэкономить на оплате труда и на налоговых отчислениях за сотрудников, по договору аутсорсинга можно нанимать таких специалистов как бухгалтер, дизайнер, экскурсовод, гид-сопровождающий.

Что может входить в стоимость экскурсионного автобусного тура (пакет «Стандарт», однодневный)

  1. Услуга по перевозке на автобусе.
  2. Работа экскурсовода.
  3. Гид-сопровождающий (в его обязанности входит организация группы, решение вопросов с поселением, питанием, размещением, решение всех организационных вопросов, связанных с путешествием, оформление страховки, регламент ).
  4. Если тур проводится несколько дней, дополнительно оплачивается ночевка.

Проблемы и риски, связанные с бизнесом на автобусных экскурсиях

  1. В сети есть множество предложений от частных транспортных компаний и агентств. Красивый сайт не всегда дает точное представление о том, как техника покажет себя в процессе работы. На сайте описание автобуса и реальное положение дел может не совпадать – например, наличие/отсутствие кондиционера. Лучше, если представитель вашей фирмы сможет проверить все пункты на соответствие, и только потом нужно выпускать арендованный автобус в ваш экскурсионный рейс
  2. Водители, нанятые по договору аренды транспорта, могу пренебрегать запретом разговаривать по телефону во время движения. Также водитель может курить, что нравится не всем пассажирам, особенно с детьми.
  3. Форс-мажорные обстоятельства – арендованный автобус не был предоставлен вовремя, в оговоренные в договоре сроки.
  4. Забронированные заранее номера в отелях могут быть предоставлены клиентам по завышенной цене в высокий сезон.
  5. Нанять опытного экскурсовода, который способен оживить рассказ интересными фактами и непринужденно пообщаться с экскурсантами довольно сложно, иногда возникает «текучка» кадров.
  6. С музеями необходимо договариваться заранее — нельзя допускать объединения нескольких групп – это сильно отражается на качестве услуги.
  7. Маржинальность в такиом виде бизнеса может достигать 20%, однако стандартная группа может не добрать 15 и более человек. В таком случае не стоит отменять поездку – это значительно снизит лояльность клиентов, а придумать способ заработать недостающие средства за счет другой группы или предложить допуслугу за доплату. Отмена маршрута должна быть крайней мерой – можно также попробовать предложить другую разработку поездки или вернуть клиентам часть средств.

Актуальность бизнеса

Бизнес, основанный на предоставлении услуги по организации автобусного тура на комфортабельных автобусах это прибыльно и увлекательно. Клиентам всех возрастов нравится бывать , узнавать новое, делать красочные фото и видео, делиться впечатлениями с друзьями. Автобусный тур, который приносит стабильную прибыль и приток новых клиентов должен быть спланирован таким образом, чтобы экскурсанты за короткое время смогли охватить наибольшее количество достопримечательностей и памятных мест.

Согласно статистике, всего за прошедший год россияне совершили 28 604 030 поездок в страны дальнего и ближнего зарубежья, что на 31,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Рис. 1. ТОП-20 выездных направлений по числу поездок российских граждан в 2017 году (за исключением стран СНГ, Грузии, Абхазии и Ю.Осетии)

Рис.2. ТОП-20 выездных направлений 2017 года («классический туризм» с целью отдыха и культурно-познавательными целями)

Обращайте внимание на новые законодательные акты. Так, в 2013 году был принят и подписан законопроект, обязующий туроператоров обновить автобусные парки. У действующих бизнесменов было несколько лет для того, чтобы обновить автопарки. Новые правила касаются перевозки детей и предписывают обновление автопарка один раз в 10 лет. Законопроект вступит в силу с1 января 2018 года и будет запрещать транспортировку детей на автобусах, которым более 10 лет.

Многие эксперты склоняются к мнению, что данная мера не является мерой повышения безопасности, а только заставит бизнесменов тратить больше средств или закрывать экскурсии, что негативно скажется на объеме предложений и снижении возможности с пользой провести школьные каникулы и праздничные дни.

Согласно статистическим данным, только в Санкт-Петербурге, детские группы обслуживает около 1 000 автобусов. Около трети из них старше 10 лет, и попадает под действие запрета. К 2020 году право перевозить пассажиров школьного возраста останется только у 50% существующего автобусного парка. В других регионах лишатся права осуществления детских перевозок до 90% транспорта. Самый доступный по цене новый автобус китайского производства обойдется бизнесмену в 9 000 000 рублей, от европейских или отечественных производителей – 18 000 000 рублей. Таким образом, срок окупаемости турбизнеса на перевозках станет равен 15-ти годам, кроме того, получить приемлемые проценты у банка для такого вида предпринимательской деятельности сегодня крайне сложно. Потеря оборота уже сейчас заставляет бизнесменов поднимать цены на свои услуги, так, по сравнению с прошлым годом, стоимость аренды выросла на 20%, до 1 800 рублей в час.

Таким образом, количество экскурсий может значительно сократиться, а размер выручки в низкий сезон существенно упасть. Существенной проблемой для бизнеса становится также ужесточение правил согласования поездки. По словам экспертов, автобусы старше 10 лет, вполне способны обслужить большой пассажиропоток при условии своевременного технического осмотра, замены деталей, ГСМ и правильном обслуживании.

При этом, подобные законопроекты значительно поддерживают отечественный автопром и возрастание здоровой конкуренции – рынок вынуждены будут покинуть мелкие туристические фирмы, деятельность которых была направлена преимущественно на работу с детскими группами, остальные турфирмы смогут компенсировать затраты за счет перевозок взрослых групп.

В высокий зимний сезон ожидается прирост числа клиентов до 10%. Статистика утверждает, что число заказов на детские организованные групповые экскурсии в северной столице упало в два раза. Школьная администрация опасается брать на себя повышенную ответственность, а транспортные компании не желают оплачивать крупные штрафы.

Напоминаем, что правила перевозки детей также были ужесточены требованиями приказа МВД России № 941 о порядке подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами от 30 декабря 2016 года, вступившие в силу 1 апреля. Так, согласно приказу, организатор перевозки детей обязан уведомить о проведении экскурсии ГИБДД, указав кол-во перевозимых детей, программу маршрута, а также полную информацию о самом автобусе, водителе, владеющей автобусом транспортной компании, а также самом организаторе.

Ранее уведомления об осуществлении перевозок направлялось турфирмами в управление ГИБДД, то теперь его необходимо отсылать в районные подразделения по месту начала перевозки. При этом подача документации по электронной почте доступна не во всех регионах. Подразделения ГИБДД могут работать по очень неудобному графику. После рассмотрения уведомления о перевозке, разрешение на нее могут и не выдать. Также работает система штрафов за подачу уведомления не по образцу или несвоевременной подаче.

Законопроект также не предусматривает форс-мажорные обстоятельства: так, невозможно заменить заболевшего водителя, так как информация о нем подается за 2 суток до осуществления поездки. Согласно действующему законодательству, за нарушение правил перевозок детей днем предусмотрен штраф для водителя в размере 3 000 р. рублей, для должностных лиц – 25 000 р., для юрлиц – 100 000 р. Представители отрасли говорят о том, что стоимость оказываемых услуг возрастет в несколько раз. Уже сегодня родители школьников платят 20 000 р. за 5-дневный тур.

Средняя заработная плата водителя экскурсионного автобуса:

Оборудование

Основным оборудованием в данном виде бизнеса станет автопарк — собственный или арендованные у транспортной компании автобусы.

Сиденье туристического автобуса

  1. Регулируемый подголовник.
  2. Металлический каркас-основание.
  3. Пластиковое основание.
  4. Эргономичные опорные поверхности с мягкой тканевой обивкой.
  5. Трех-и двухточечный ремень безопасности.
  6. Откидной столик.
  7. Складной подлокотник.
  8. Сетка для личных вещей пассажиров.
  9. Дополнительное оборудование.
  10. Регулятор наклона подушки сидения.
  11. Регулятор отвала спинки сидения.

Полезная документация для изучения

Целевая аудитория

Увеличить прибыль можно, ориентируясь на клиентов со средним уровнем достатка – таких граждан большинство в нашей стране, и многие из них решаются позволить себе приобрести путешествие на автобусе вместе с семьей.

Кроме того, родители школьников с радостью отправляют в автобусные организованные туры детей с целью и организации досуга на каникулах. Такой вид отдыха считается достаточно не затратным и познавательным. Пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых сравнительно недавно, и сохраняющие активный образ жизни, и жизненную позицию, также с большим удовольствием отправляются в длительные автобусные туры по стране или даже за рубеж.

Спрос на автобусные туры в комплексе с другими услугами и повышенным уровнем сервиса, остается стабильно высоким, а это значит, что начинающий бизнесмен может хорошо заработать на таком виде предпринимательской деятельности.

Обычно организация автобусных туров входит в список услуг крупных туроператоров, что позволяет значительно расширить клиентскую базу и получить большую прибыль.

Чтобы спрос на вашу услугу оставался высоким, необходимо обратить внимание на уровень сервиса и профессионализм персонала. Сегодняшний клиент стал гораздо более взыскательным – сильные конкуренты предлагают хороший сервис и ряд дополнительных услуг, различные программы лояльности и другие триггеры для потенциальных клиентов, и, если предложение конкурирующей организации покажется клиенту более привлекательным, он уйдет к нему. Люди сейчас внимательно считают деньги в своих карманах, и рассчитывают получить максимально выгодные предложения по минимальной цене, поэтому на старте необходимо заручиться поддержкой инвесторов и партнеров по бизнесу на взаимовыгодных условиях.

Ключевые моменты, на которые обращает внимание клиент при бронировании тура

  1. Организация комфортного переезда.
  2. Услуги гида/экскурсовода/аниматоров для туров с детьми.
  3. Условия проживания и питания (касается многодневных туров).
  4. Получение дополнительных услуг в рамках тура (гастро-тур или шоппинг).

Данный вид бизнеса является весьма капиталоемким и рискованным. Для того, чтобы привлечь выгодных бизнес-партнеров или инвесторов, следует разработать качественный бизнес план туристического автобуса. Государство часто оказывает поддержку молодым предпринимателям, однако гранты чаще получают производственные сферы экономической деятельности или научные/технические разработки. Поэтому покупка автопарка, его регистрация в надлежащих управляющих органах, обеспечение его ремонта и эксплуатации, а также обеспечение безопасности клиентов, полностью ляжет на плечи предприятия.

По оценкам экспертов, наиболее часто стартаперы выбирают не приобретение собственного автобусного парка, а заключение договора аренды с транспортной компанией, которая предоставляет автомобили для проведения экскурсий на определенный срок. Для того чтобы обеспечить достойный сервис для граждан России и гостей страны, выбирайте проверенный транспорт.

Если позволяет сумма первоначальных вложений, для формирования автопарка можно закупить т.н. стоковые автобусы из Европы – тамошнее законодательство обязует обновлять автопарки 1 раз в пять лет. Так за сравнительно небольшие деньги можно получить качественный транспорт.

Экскурсионная группа в составе примерно 15 человек принесет владельцу экскурсионных автобусов до 20 000 рублей. В низкий сезон можно сдавать автобусы в аренду агентствам праздников, в качестве транспорта для свадеб, корпоративов и других целей. Также можно нанять специалистов, которые смогут организовать выездные туры звезд спорта или эстрады, или заняться организацией выездных туров из-за границы.

Бизнесмены, дело которых уже приносит стабильный доход, могут оформлять сделки купли-продажи нового транспорта производства Европы или США. Новый автобус такого формата обойдется примерно в около 250 000 евро на условиях лизинга при условии обеспечения полной занятости транспорта.

Сезонный бизнес на автобусных экскурсиях

Высоким сезоном для такого вида является период с весны по начало осени. Зимой автопарк может принести ровно столько средств, что их хватит на покрытие текущих расходов. Это значит, что основная масса дохода и возможность выплачивать проценты по кредитам придется на летние месяцы. Полное погашение задолженностей наступает через пять лет с момента регистрации бизнеса.

Лучшим вариантом станет подготовка экскурсионного пакета за несколько месяцев до старта бизнеса – так вы сможете начать активную работу сразу после получения всех необходимых разрешений, и автопарк не будет простаивать. В низкий сезон также можно организовать школ и вузов. Большая рентабельность наступает в период, когда желающих посетить экскурсию становится больше, чем изначально планировалось бизнес-планом.

Как взять экскурсионный автобус в аренду?

Аренда автобуса имеет ряд преимуществ

  1. Не нужно брать кредит под большие проценты.
  2. Отсутствуют дополнительные пошлины на ввоз экскурсионного автобуса.
  3. Оформление документации проходит гораздо быстрее и легче.

Стоит, однако отметить, что аренда комфортабельного автобуса от ведущих европейских производителей обойдется в 2 000 рублей в час.


Для стран Европы такая цена считается непомерно низкой, учитывая, что зарубежной стороной выполняются все требования и регламенты касательно обеспечения безопасности пассажиров, должного технического состояния автомобиля и работы, которую выполняет квалифицированный водитель с определенной категорией вождения.

При этом и пассажиры, и гиды, равно как и другие сотрудники компаний-турфирм чувствуют себя более защищенными от возникновения форс-мажорных ситуаций и денежных трат, которые они могут за собой повлечь. Наши граждане не всегда могут себе позволить дорогостоящий экскурсионный тур формата «all inclusive». Водители таких автобусов получают достойное вознаграждение за свою работу, и уверены в том, что у них есть время для отдыха и восстановления сил, следовательно, значительно снижен риск попадания в аварийно опасную ситуацию по причине усталости водителя. А на транспортных средствах установлены специальные датчики — ограничители времени движения в сутки, которые не дадут запуститься двигателю в неурочное время. установлен.

При этом Россия гораздо сильнее испытывает потребность в качественном экскурсионном транспорте, тогда как европейские с удовольствием путешествуют на личном автомобиле или заказывают караванинг-туры. Чаще всего туры на комфортабельных автобусах заказывают люди почтенного возраста и родители школьников.

Продвижение бизнеса

Сегодня наиболее эффективными рекламными инструментами считается SEO-оптимизация и контекстная реклама, а также социальные сети. Чтобы название фирмы оставалось на виду и его запоминали потенциальные клиенты, стоит обратить внимание на бигборды и ситилайты. Согласно заверениям экспертов, реклама в печатных изданиях не дает такой сильной отдачи как ранее, однако хорошо работает раздаточная полиграфия, которая положительно влияет на имидж.

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация компании, осуществляющей пассажирские перевозки автомобильным транспортом (микроавтобусы), преимущественно по туристическим маршрутам. Предприятие располагается в г. Ростове-на-Дону. Заказы получаются от туристических операторов города, предлагающих туристические поездки средней и большой дальности.

Один из основных факторов успеха проекта - повышение популярности внутреннего туризма в России по причине снижения реальных располагаемых доходов населения, и как следствие, отказ от поездок за рубеж. В основе конкурентоспособности лежат: высокое качество транспорта (в отличие от большинства конкурентов) и качество работы водителей – в первую очередь, наличие многолетнего стажа, ответственность, аккуратность, отсутствие вредных привычек.

В целях реализации проекта приобретаются три бывших в эксплуатации микроавтобуса вместимостью 20 человек каждый; класс машин – премиум, что означает высокий уровень комфорта в поездке и надежность в эксплуатации.

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане..

Проект имеет умеренную инвестиционную привлекательность в пятилетней перспективе при исходных данных. Однако, по истечении трех-пяти лет с момента старта проекта возможно приобретение дополнительного транспорта, что позволит повысить эффективность и прибыльность проекта. Решение о приобретении будет приниматься инициатором проекта на основе анализа текущей финансовой ситуации проекта, экономической конъюнктуры и прочих факторов. В Табл. 1 приведены основные показатели эффективности проекта. Таким образом, планируемые результаты проекта имеет смысл рассматривать не только с финансовой точки зрения, но и как возможность заработать деловую репутацию и расширить клиентскую базу, что позволит осуществить дальнейшее развитие проекта с повышением доходности и прочих финансовых показателей.

Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Поскольку основной канал сбыта проекта – работа с туристическими операторами, организующими поездки по России, необходимо рассмотреть рынок туристических услуг в России. Туризм в России на сегодняшний день подвержен двум сильнейшим разнонаправленным факторам влияния. С одной стороны, это сложная и нестабильная обстановка в экономике страны, снижение платежеспособности населения. С другой стороны, этот же фактор, а также блокирование таких популярных туристических направлений как Турция и Египет, ведут к тому, что объем внутреннего туризма в стране имеет тенденцию к увеличению.

Согласно данным АТОР (Ассоциации туроператоров), рентабельность бизнеса в туроператорском сегменте значительно снизилась в последние годы. Если в 2008 году она составляла порядка 5%, то в 2013-2014 годах она снизилась до 2%. Это логично привело к сокращению количества игроков на рынке – по результатам 2015 года, не менее, чем на 30% в общем; количество туроператоров, предположительно, на 10%. С определенной точки зрения, это можно рассматривать как санацию рынка, которая позволит обеспечить более высокую его стабильность. Тем не менее, не следует ожидать значительного роста рентабельности бизнеса, что осложняет деятельность оставшихся игроков.

Также, согласно АТОР, в 2015 году количество туристов в некоторых регионах страны сократилось почти на 80%, количество компаний, работающих в выездном туризме – почти на треть; число программных вылетов в некоторых региональных городах сократилось на 30-55%. Это означает возвращение схемы путешествий через Москву, что неизбежно приведет к существенному повышению стоимости путевок.

анная ситуация ожидаемо должна привести к росту внутреннего туризма. Однако, несмотря на относительно невысокую стоимость внутренних туров, в стране отсутствует «потоковый» туристический продукт. Среди наиболее популярных и имеющих высокий потенциал роста спроса направлений специалисты называют: Черноморское побережье Крыма и Краснодарского края, Сибирь, Предуралье, Северный Кавказ, Татарстан, Транссиб, «Золотое кольцо».

Одним из направлений развития туризма в России является въездной туризм. Это направление требует активного освоения: на территории страны на сегодняшний день действую представительства 43 иностранных министерств по туризму, в то время как аналогичных представительств России за рубежом не существует. Тем не менее, первые шаги уже осуществляются. Например, в рамках одной из крупнейших на азиатском рынке Международной туристической выставки Beijing International Tourism Expo-2016 прошел первый этап презентационного тура Russian Tourism Road Show Visit Russia, направленный на стимулирование туристического потока из КНР. Вообще, необходимо отметить, что с 2009 по 2015 туристический поток из Китая в Россию ежегодно рос в среднем на 40%. В 2015 году Россию посетили более 1 миллиона жителей Китая.

По прогнозам перевозчиков, в 2016 году Черноморское побережье России посетят около 7,2 миллионов человек.

К основным трендам последних лет следует также отнести отказ россиян от пакетных туров. Самостоятельное планирование и организация туристических поездок существенно снижает стоимость путешествия. Основным инструментом для развития самостоятельного туризма становится интернет. Рост продаж в сегменте онлайн-трэвел составил за последний год 17%.

По данным Росавиации, количество пассажиров за январь-октябрь 2015 года по внутренним направлениям выросло на 15,5%, а по международным снизилось на 13,9%.

Нельзя также не учитывать государственное регулирование отрасли, направленное на ужесточение ответственности операторов и агентств за неисполнение обязательств перед клиентами. В частности, внесенные в Федеральный закон ФЗ №49 «Об усилении ответственности туроператоров» поправки предполагают создание фонда персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, который предназначен для выплаты компенсаций туристам в случае неисполнения обязательств туроператором. Фонд будет формироваться за счет ежегодного взноса туроператора в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год и станет необходимым условием вхождения компании в Единый реестр игроков рынка. Изменения вступят в силу с 1 января 2017 года.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Предприятие располагается в г. Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону – столица Южного федерального округа, административный центр Ростовской области, крупнейший экономический, промышленный, культурный и исторический центр Юга России. Население города составляет 1,1 млн человек. Население городской агломерации – 2,2 млн человек.

Из-за особенностей расположения города, Ростов-на-Дону называют «Воротами Кавказа». Южный федеральный округ (с присоединенным Крымским федеральным округом) и соседний Северо-Кавказский федеральный округ (отделившаяся в 2010 году часть ЮФО) богаты туристическими достопримечательностями, заповедниками, рекреационными зонами, что делает регион привлекательным для туристических поездок, как краткосрочных, так и долгосрочных. Регион отличается большим разнообразием климатических зон, рельефа, а также богатством и разнообразием народных традиций. В первую очередь это касается республик Северного Кавказа. Из Ростова-на-Дону можно комфортно организовать поездки в Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Карачаево-Черкессию.

Наиболее популярные направления так называемых автобусных туров:

    Краснодарский край – летом пляжный отдых, зимой – горнолыжные курорты (Красная Поляна)

    Крым – летний пляжный и экскурсионный отдых

    Адыгея – посещение рекреационных природных зон (круглый год)

    Ставрополье – пансионаты Кавказских минеральных вод с дополнительными экскурсиями

    Республики Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия) – преимущественно так называемые «туры выходного дня» с богатой экскурсионной программой, горнолыжные курорты

    «Золотое кольцо» - популярные туры по городам Центрального федерального округа

Готовые идеи для вашего бизнеса

При отсутствии загрузки от постоянных партнеров возможно выполнение чартерных рейсов в любые города России. Наиболее популярные направления из Ростова-на-Дону: Москва, Ереван, Грозный.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Проект предоставляет услуги в области междугородных перевозок пассажиров микроавтобусами премиум-класса вместимостью 20 человек каждый. На сегодняшний день на рынке туристических перевозок представлены преимущественно микроавтобусы среднего ценового сегмента, предоставляющие минимальный уровень комфорта. При этом, они находятся в состоянии не ниже удовлетворительного. Несмотря на то, что проектом приобретаются микроавтобусы, бывшие в эксплуатации, состояние каждого из них можно оценить как хорошее и выше.

Микроавтобусы, используемые проектом, имеют сдвижные двери пассажирского салона, что облегчает посадку и высадку пассажиров, в том числе и в условиях ограниченного пространства. Большая площадь остекления идеальна для туристических маршрутов – благодаря ей каждый пассажир имеет возможность получить максимальный обзор во время экскурсии. Машины оборудованы отопителями высокой мощности и кондиционерами, что позволяет обеспечить необходимый микроклимат в салоне в любую погоду. Мягкие сиденья с возможностью откидывания позволяют комфортно провести даже длительную поездку. Каждая машина оборудована телевизором и рядом динамиков в пассажирском салоне – таким образом, туристы могут смотреть развлекательные программы и фильмы в течение поездки, либо же видеоэкскурсии; современная головная мультимедийная система совместима почти со всеми форматами аудио и видео. Также машины оборудованы микрофонами, что позволяет руководителю поездки или экскурсоводу передавать информацию в пассажирский салон с максимальным комфортом.

В целях безопасности все автомобили оборудованы системами ГЛОНАСС, которые позволяют контролировать скорость и местоположение микроавтобуса. В случае экстренной ситуации система передает сигнал операторам МЧС. Также на машинах устанавливается электронный ограничитель скорости, не позволяющий водителю развить скорость выше максимально разрешенной, что повышает безопасность поездки.

При вместимости в 20 мест количество мест для пассажиров в ходе стандартной туристической поездки – 17. Три места в водительском салоне резервируются под водителя, руководителя тура и экскурсовода.

Стоимость услуги рассчитана исходя, с одной стороны, из ее себестоимости, с другой – из результатов оценки конкурентной среды. Уровень предлагаемых проектом цен можно оценить как среднерыночный при том, что качество услуг – значительно выше среднерыночного. Себестоимость рассчитана на 1 км пути и складывается из таких параметров как:

    Стоимость ГСМ

    Заработная плата водителя

    Амортизация

Готовые идеи для вашего бизнеса

Размер амортизационных отчислений определен линейным методом исходя из предельного пробега машины в 1 000 000 км, что примерно равняется сроку эксплуатации в пять лет. При актуальном уровне цен, стоимость оказания услуги составляет 30 руб./км.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Описание услуг проекта приведено в Разделе 3 настоящего бизнес-плана. Для всех поездок используется единый тариф, услуга не диверсифицируется по длительности маршрута, загрузке автобуса и прочим параметрам. При этом, по результатам анализа рынка, предлагаемый уровень цены находится на среднерыночном уровне: разброс цен по рынку исследуемого региона – от 28 до 33 рублей за километр пути. Для обслуживания предприятий туристической отрасли на аналогичных маршрутах используются как правило микроавтобусы (вместимость до 20 человек), а также автобусы малой и средней вместимости (вместимостью до 60 человек). Преимущество микроавтобусов перед более крупными машинами особенно заметно на горных маршрутах – некоторые дороги имеют очень малые радиусы поворота или нависающие скалы, большая машина не сможет проехать. Кроме того, учитывая сложную экономическую обстановку в стране, не каждый оператор готов бронировать заранее автобус большой вместимости, не зная, наберется ли достаточное количество туристов. По этой причине, небольшие операторы предпочитают бронировать один микроавтобус, а, при необходимости, дозаказывать еще один.

Также исследование конкурентной среды показывает, что на сегодняшний день услуги туристических перевозок оказывают не менее 30 предприятий в регионе с различными составами автопарков. При этом, только 25% из них имеют машины в хорошем и отличном состоянии. Остальной транспорт находится в неудовлетворительном состоянии. Происходят периодические поломки на маршрутах, туристы жалуются на потертый салон и отсутствие комфорта. По отзывам туристов и самих туристических операторов, не менее 30% водителей не соблюдают правила безопасности, скоростной режим и прочие требования ПДД. Таким образом, в основе конкурентоспособности проекта заложены: высокое качество, надежность и комфорт транспорта, а также профессионализм водителей. Некоторые мелочи являются для операторов определяющими: работающий микрофон, отопление и кондиционер, исправно функционирующая мультимедийная система и так далее.

Первичная целевая аудитория проекта – туристические операторы Ростова-на-Дону и области, самостоятельно организующие поездки по маршрутам протяженностью до 1 500 км. Привлечением клиентов и расширением клиентской базы занимается непосредственно инициатор проекта и специалист по продажам. Учитывая специфику данного рода деятельности, активная реклама не имеет большого смысла, акцент сделан на прямом контакте с потенциальным клиентом. Особенность рынка заключается в том, что количество региональных операторов ограничено, а их контактные данные известны. Таким образом, необходимы периодические личные встречи с ответственными представителями операторов и поддержание контакта с ними.

Тем не менее, предусмотрено продвижение услуг проекта в fb.com и Instagram с минимальным бюджетом (до 500 рублей в месяц) с описанием транспорта, фотографиями салона, фотографиями из поездок. Целевая аудитория – руководители предприятий, организующих корпоративные выезды, а также физические лица, планирующие свадьбы и прочие мероприятия с большим количеством приглашенных. Цель рекламной кампании – обеспечить резервную загрузку проекта на низкий сезон или на случай колебаний рыночной конъюнктуры.

Спрос на услуги проекта имеет выраженную сезонность. Высокий сезон приходится на летние месяцы – период отпусков и поездок на море. В это время планируется максимальная загрузка. Минимальный уровень загруженности приходится на март и октябрь. Всплески спроса происходят также локально – в период государственных праздников длительностью от трех дней: 23 февраля, 8 Марта, 4 ноября, майские праздники, Новогодние каникулы. Фактор сезонности учтен при формировании финансового плана.

Плановые объемы продаж рассчитаны исходя из средней дневной протяженности поездки в 800 км и 20 рабочих дней в месяце на каждую из трех машин. Сезонность спроса приведена на Рис.1.

Таблица 2. Плановые объемы продаж

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

Поездка, 1 км

Рисунок 1. Сезонность спроса на услуги проекта (сквозная нумерация месяцев, первый месяц – январь)

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Учитывая специфические особенность проекта, аренда площадей не требуется. В промежутках времени между рейсами микроавтобусы располагаются на стояночной площадке, принадлежащей инициатору проекта. Все обслуживающие бизнес-процессы (бухгалтерия, техническое обслуживание машин, предрейсовые медицинские осмотры и так далее) переданы на аутсорсинг. Исключение составляет только специалист службы продаж, работающий в режиме хоум-офис.

Микроавтобусы, приобретаемые для проекта, принадлежат к премиум-классу и имеют высокий уровень комфорта как для водителей, так и для пассажиров. Машины приобретаются с относительно небольшим пробегом и в хорошем состоянии. Перед заключением договора с продавцом они в обязательном порядке проходят диагностику всех узлов и агрегатов. В ходе эксплуатации машины проходят ежемесячную диагностику и обслуживание.

План производства полностью соответствует плану продаж.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Весь процесс реализации проекта можно условно разделить на следующие этапы:

    Прединвестиционный (на момент создания бизнес-плана уже пройден) – этап оценки перспектив проекта, поиска источников инвестиций и основных средств, составления технико-экономического обоснования (бизнес-плана), достижение предварительных договоренностей с инвесторами, клиентами и поставщиками

    Инвестиционный – приобретение основных средств, заключение договоров, наем персонала (длительность – 3 недели)

    Этап роста – активное продвижение, расширение клиентской базы, выход на плановые показатели продаж

    Этап зрелости – текущая работа в рамках плановых финансовых показателей

По решению инициатора проекта, на этапе зрелости возможно дополнительное инвестирование денежных средств в расширение проекта за счет приобретения дополнительных микроавтобусов. Решение принимается на основании анализа рынка и конкурентной среды.

В качестве организационно-правовой формы проекта выбрано ИП, форма налогообложения – УСН с объектом налогообложения «доходы» (ставка 6%).

Организационная структура проекта проста. Штатное расписание включает только водителей на сдельной оплате труда и специалиста по продажам на повременной оплате. Социальные отчисления за водительский состав учтены в себестоимости услуг. Все работники предприятия находятся в непосредственном подчинении инициатора проекта, который выполняет функции директора, маркетолога, специалиста по продажам и подменного водителя.

При подборе персонала уделяется значительное внимание профессионализму водителей. Он оценивается по таким критериям как:

    Водительский стаж

    Средний годовой километраж за последние три года

    Наличие грубых нарушений ПДД (сведения с последнего места работы)

    Ответственность

    Отсутствие вредных привычек

Таблица 3. Штатное расписание

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Бухгалтер

Производственный

Водитель микроавтобуса

Сдельная форма оплаты

Торговый

Специалист по продажам

Итого:

25 000,00

Социальные отчисления:

7 500,00

Итого с отчислениями:

32 500,00

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план проекта составлен на пятилетний срок и включает все доходы и расходы проекта, а учитывает влияние фактора сезонности на уровень спроса. Под доходами понимается выручка проекта от операционной деятельности, при этом другие виды доходов (от инвестиционной деятельности или от реализации основных средств) проектом не предусмотрены. Выручка первого года реализации проекта – 11,52 млн руб.; чистая прибыль (после уплаты налогов) – 5,8 млн руб. Выручка второго года и последующих лет – 13,1 млн руб., чистая прибыль – 6,5 млн рублей.

Инвестиционные затраты по проекту составляют 5,55 млн рублей, из которых основная часть направлена на приобретение основных средств (микроавтобусов). Характерной особенностью проекта является почти полное отсутствие накладных расходов, которое позволяет выходить на окупаемость уже с первого месяца реализации проекта. Таким образом, нет необходимости в формировании фонда оборотных средств.

Собственные средства инициатора проекта – 3,0 млн рублей. Недостаток средств планируется покрыть с помощью привлечения банковского кредита на срок 36 месяцев под 18% годовых. Погашение кредита осуществляется ежемесячно аннуитетными платежами, кредитные каникулы – три месяца.

Таблица 4. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование

Микроавтобус (3 шт.)

Дополнительное оборудование

Нематериальные активы

Регистрация и разрешения

Оборотные средства

Оборотные средства

Итого:

5 550 000 ₽

Собственные средства:

3 000 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

2 550 000 ₽

Ставка:

Срок, мес.:

Расчет переменных затрат и себестоимости услуги приведен в Разделе 3 данного бизнес-плана. Постоянные затраты включают ежемесячное техническое обслуживание машин, медицинские осмотры водителей и прочие медицинские услуги, а также коммерческие и прочие расходы.

Таблица 5. Постоянные затраты

Подробный финансовый план приведен в Прил. 1.

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценки эффективности и инвестиционной привлекательности проекта проводится на основании детального анализа финансового плана, денежных потоков, а также простых и интегральных показателей эффективности (Табл. 1). Для учета изменения стоимости денег во времени используется метод дисконтирования денежных потоков. Ставка дисконтирования принята на уровне 5%, что ниже безрисковой ставки на данный момент (доходность государственных облигаций с аналогичными инвестиционными параметрами); такой уровень обоснован тем, что данная часть проекта рассматривается как шаг к расширению бизнеса, направленный на формирование клиентской базы и деловой репутации.

Простой (PP) и дисконтированный (DPP) срок окупаемости проекта – 12 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) – 6,3 млн рублей. Внутренняя норма прибыли (IIR) – 8,85%, индекс доходности (PI) – 1,13.

Все эти показатели говорят об эффективности и умеренно инвестиционной привлекательности проекта. Однако, если рассматривать проект как необходимую часть подготовки к более масштабному бизнесу, то инвестиционная привлекательность его значительно увеличивается.

9. ГАРАНТИИ И РИСКИ

Основной риск, связанный с реализацией проекта – технические проблемы с транспортом. Учитывая активную эксплуатацию микроавтобусов, а также то, что они не являются новыми, необходим постоянный мониторинг их состояния и высокое качество их текущего обслуживания. С этой целью заключается договор с одним из лучших в городе и регионе сервисных центров коммерческого транспорта, где все машины ежемесячно или, при необходимости, чаще, проходят диагностику всех уровней.