Меню Рубрики

Дизайнер дополненной реальности. Кем я буду, когда вырасту? Изучаем профессии будущего

Google Glass пришли в наш мир, и основная их задача (хотя многие считают, что с ней цифровые очки от Google справляются хуже, ) - накладывать слова и графику из Интернета на реальный мир. Называется это «дополненная реальности». Как только такие устройства хлынут рекой, все возможные приложения дополненной реальности станут доступны: от игр до бизнеса.

Но кто-то же должен делать их.

Администратор мобильных технологий

ПК и смартфоны уже слились в одном новом устройстве — в планшете, и скоро в мире не останется ни одного телефона, одни смартфоны. Следующим шагом будет носимая техника, которая покорит все пределы корпоративных миров.

Предприятиям нужны будут люди, которые смогут справляться с такими устройствами, настраивать их и отслеживать, загружать программное обеспечение и ремонтировать их. Так считает Даниэль Буррус, гендиректор фирмы прогнозирования рынка технологий Burrus Research.

Полевой работник с поддержкой роботов

Согласно заявлению профессоров Массачусетского технологического института Эрика Бриньольфссона и Эндрю Макафи, сейчас активно развиваются роботы и программы, которые смогут справляться с работой «средней квалификации», вроде телефонных звонков с целью опроса.

Профессора говорят, что это вредит созданию новых рабочих мест. Но председатель совета директоров Google Эрик Шмидт считает, что верно и обратное. Будут созданы новые рабочие места, где люди будут работать совместно с роботами над выполнением задач. Кто-то же должен их направлять.

Например, вместо того, чтобы вручную запаковывать коробки, человек будет управлять роботами, которые будут работать в пять раз быстрее.

3D веб-дизайнер


Благодаря новым технологиям вроде HTML5, трехмерный контент в Интернете понемногу будет вливаться в привычный порядок вещей.

Вместо того, чтобы просто просматривать картинки и видео, мы будем погружаться в мир, виртуально блуждая по нему. Например, можно будет сесть в машину или зайти в здание, нажав на кнопочку. Как и в случае с дополненной реальностью, таким веб-сайтам нужны будут специалисты, которые и будут их делать.

Эта работа существует уже сейчас. Предприятия конструируют собственные дата-центры, чтобы быть копией облаков Google или Amazon, используя те же недорогие и высокопроизводительные технологии. Кто-то должен делать такие предпринимательские облака и следить за их работой по мере их роста. Кристин Бернс из Network World окрестила такую вакансию «облачным архитектором».

Диспетчер дронов

С появлением потребительских дронов, предприятия будут использовать их для всевозможных задач, типа однодневной доставки по городу или работы на складе. Кому-то придется сидеть в офисе и следить за ними.

Создатель органов на 3D-принтере


Мы посвящали успехам ученых на поприще печати органов на 3D-принтерах, некоторые из которых создаются из биологического материала, а некоторые - из искусственного.

В конце концов, 3D-печать приведет к большому количеству способов исправлять, заменять или дополнять человеческие тела. У кого-то будет работа проектировать и делать такие части тела.

Конструктор умных объектов

Сегодня возможно добавить крошечные эргономичные сенсоры к любому неодушевленному объекту и «вытащить» этот объект в Интернет. Это называется « », и он породит целый букет новых работ. Люди понадобятся для разработки программного обеспечения и технологий таких датчиков, анимирующих все виды вещей: коробки, двери, ключи, ошейник собаки и так далее.

Тактильные технологии - это еще один способ описать все возможные датчики прикосновений, которые врываются в наши жизни.

Представьте себе технологии, встроенные в вещи, далеко отстоящие от наших смартфонов или планшетов: перчатки, которые будут регулировать температуру; музейные экспонаты, которые позволят трогать вещи за стеклом и т. п. Класс.

Будущее не за горами, друзья. И пока не поздно - учите своих детей так, чтобы им не пришлось остаться без работы в этом самом будущем.

Виртуальная и дополненная реальности становятся частью нашей повседневной жизни: компьютерные игры с полным погружением, видеоролики и презентации с возможностью попасть «внутрь» кадра. Перспективы открываются в прямом смысле слова головокружительные.

Над созданием виртуальных миров работают команды профессионалов — гейм-дизайнеры, программисты, level-дизайнеры, сценаристы. Пару лет назад появилось понятие архитектора виртуальной реальности — этакого демиурга, который придумывает идею очередного виртуального пространства.

«Эта профессия сравнима с гейм-дизайнером, только на порядок сложнее. Здесь важно не просто сделать игру — тут идет создание мира, в который можно погрузиться, задействовать все органы чувств, включая вестибулярный аппарат, если мы используем подвижные платформы, запахи и 5D-эффекты. Например, когда вы попадаете в скалистое ущелье, слышите шум ветра, то включаются определенные визуальные спецэффэкты, начинает работать вентилятор — вы чувствуете, что дует ветер».

Навыки, знания, опыт

Специалист по проектированию таких комплексных, сложных систем — профессия нового поколения. Она еще практически не сформирована, ее не существует в перечне медиаспециальностей. Однако уже понятно, что люди, которые чувствуют в себе силы управлять виртуальным пространством, нужны и востребованы.

Задача архитектора VR — представить виртуальный мир во всех подробностях: где и в какой момент будет пролетать облако над горами, из-за какого куста вылетит птица, с какой силой подует ветер. А значит, первое и очень важное качество для такого специалиста — безграничная фантазия и умение визуализировать.

Технические аспекты тоже важны. Опытный архитектор виртуальной реальности еще на этапе переговоров с заказчиком должен уметь определять, насколько сложно реализуема и затратна поставленная задача, предлагать оптимальные варианты.

И, пожалуй, самый неожиданный опыт, без которого архитектором VR не стать: умение разбираться в тонкостях человеческой психики и психологии. Он должен понимать, как сделать погружение полным и органичным, как при этом не нанести психологическую травму человеку, попавшему в виртуальное пространство, особенно если речь идет об играх для детей. То есть большим плюсом будет и психологическое образование.

Где учиться?

Пока на архитектора VR не учат ни в одном вузе мира. Но в России уже есть специалисты, посвятившие себя виртуальной реальности — например основатель студии Chingis Владимир Деген. Сейчас он работает над созданием большого курса по VR-разработке, в котором постарается объяснить, что такое виртуальная реальность, какая она бывает, чем отличается от других медиаформатов.

Кроме технической стороны вопроса, Владимира Дегена заботит ответственность, которая лежит на архитекторе VR. В виртуальном мире свои особые правила, и чтобы пребывание в нем приносило радость и удовольствие и не вызывало никаких побочных эффектов, необходим своеобразный кодекс для его создателей.

Владимир Деген : «Одна из последних лекций, которые я читал, была посвящена экологии AR/VR-проектов. Я призывал разработчиков задуматься о том, какой эффект они хотят произвести на пользователя, о его силе. Он может быть значительнее, чем IMax, которое тоже вроде бы с эффектом погружения, или компьютерные игры. Виртуальная реальность переживается не как происходящее вовне, в рамочке на стене или на столе, а как что-то личное .

Такие нюансы архитектору VR нужно учитывать, понимать, что от того, как он спроектирует эту реальность, как он ее продумает, насколько ответственно подойдет к этому вопросу — зависит очень много».

О технических аспектах виртуальной реальности рассказывают на специальном курсе в Высшей школе бизнес-информатики (ВШБИ). В школе компьютерных технологий Scream School на курсе «Мультимедийные коммуникации» готовят креативных продюсеров, которые ищут практический способ применения в том числе и виртуальной реальности в среде визуальных коммуникаций с окружающим миром. Получить необходимые знания можно на курсах гейм-дизайнеров, также стоит посмотреть уроки по 3D-моделированию и записаться на факультеты специализированных школ — Scream School, RealTime School и другие.

Что читать?

«Бумажной» литературы по специальности архитектора VR практически нет. Так что за повышением квалификации — добро пожаловать в интернет. Обсуждения технических решений, созданных проектов по дополненной и виртуальной реальности постоянно идут на Holographica , в Slack-сообществе VAMR и других.

А для понимания того, как устроена психика человека, физиология удовольствия от процесса игры, очень полезной будет книга Jane McGonigal Reality Is Broken . Автор — дизайнер, разработчик компьютерных игр, которая смогла создать альтернативную реальность без гаджетов, взяв на вооружение одну лишь человеческую фантазию.

Прогнозы

Владимир Деген : «Я думаю, что специальность архитектора VR станет отдельной профессией года через два-три. Когда окончательно будет понятно, насколько это может быть привлекательно с коммерческой точки зрения и важно с точки зрения социального аспекта. А самое главное — когда технологии дополненной реальности станут повседневной частью нашей жизни».

Мария Кигель

Архитектор VR — это архитектор виртуальной реальности, специалист, создающий новое виртуальное пространство. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Технологии дополненной и виртуальной реальности для создания нового мира применяются не только в игровой и киноиндустрии, но и в строительстве, архитектуре, дизайне, сфере образования, торговле, в медицинских целях.

Архитектор VR не только создаёт виртуальный мир во всех подробностях, но и управляет им. Кроме творческого замысла и знания чисто технических приёмов по созданию такой реальности, разработчик должен нести ответственность за качество созданного мира. Пользователи должны испытывать радость и удовольствие от пребывания в нём. Ведь виртуальная реальность характеризуется эффектом погружения и переживается как что-то личное. Это особенно важно при создании игр для детей.

Особенности профессии

Главная задача архитектора VR — создать виртуальный мир во всех подробностях. Например, где и в какой период времени пролетит птица, откуда выедет машина, куда пойдет человек, когда и с какой силой подует ураган.

Архитектор VR также должен разбираться в возможности реализации задачи, поставленной заказчиком, затратах на её создание, предлагать свои собственные варианты.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Востребованность профессии
  2. Высокая оплата труда
  3. Интересная творческая профессия

Минусы

  1. Профессия новая, нет учебных заведений, обучающих конкретно этой профессии
  2. Ненормированный рабочий день

Место работы

Компании по созданию игр, киностудии, киноконцерны

Важные качества

  • Богатое воображение
  • способность к визуализации
  • безграничная фантазия
  • психологическое образование со знанием тонкостей человеческой психики и психологии
  • креативность
  • гибкость мышления
  • ориентированность на результат
  • ответственность
  • самостоятельность.

Где учиться на Архитектора VR

Ввиду того, что профессия архитектора VR на сегодняшний день является новой, ни в одном вузе мира ей не обучают. Но есть студии и курсы, на которых можно получить базовые навыки по созданию виртуальной реальности. А также узнать о перспективах профессии и области её применения в экономике будущего. Программа курсов студии «Chingis» Владимира Дегена включает следующие аспекты обучения:

  • виртуальная реальность полного погружения: включаем все органы чувств;
  • компоненты проектов виртуальной реальности: идея, программа и контент;
  • генерация правильных идей VR-проектов;
  • построение программной архитектуры VR-проектов;
  • создание VR-контента;
  • баланс между погружением и интерактивностью;
  • состояние "потока": теория и практика в VR-проектах;
  • экология VR-проектов: влияние виртуальной реальности на психику и физиологию человека;
  • социальная ответственность архитекторов VR, подразумевающая определенный моральный кодекс специалистов для создания психологически привлекательного виртуального мира.

Также получить образование можно на следующих порталах:

  • лекции о VR на TED;
  • курс разработчика виртуальной реальности на Udacity;
  • обзорная статья о приспособлениях VR в архитектуре от CEO ARCH Virtual;
  • VR-технологии от корпорации Google;
  • клуб виртуальной реальности virtuality.club;
  • гайд для новичков от AECMagazine;
  • раздел о VR на ARCH Daily;
  • статья на vc.ru о том, где и зачем учиться разработке приложений для VR.

Кроме того, знания о технических аспектах виртуальной реальности можно получить на специальных курсах в Высшей школе бизнес-информатики (ВШБИ).

В школе компьютерных технологий Scream School на курсе «Мультимедийные коммуникации» готовят креативных продюсеров для среды визуальных коммуникаций с окружающим миром.

Получить необходимые знания можно на курсах гейм-дизайнеров, также стоит посмотреть уроки по 3D-моделированию и записаться на факультеты специализированных школ — Scream School, RealTime School и другие.

Школа компьютерных технологий Scream School и Культурный центр «ЗИЛ» создали совместный образовательный проект «Digital профессии - сегодня и завтра», где можно изучить не только правильное проектирование визуального пространства, но и другие факторы, которые формируют у пользователей ощущение полного погружения в цифровой мир: объёмный звук, сенсорные ощущения (запахи, вибрации, кинестетические ощущения и т.п.).

Оплата труда

Зарплата на 12.09.2019

Россия 90000—120000 ₽

Москва 120000—220000 ₽

Оплата труда индивидуальна и зависит от многих факторов: опыта специалиста, величины компании, в которой он работает, масштаба проекта.

Ступеньки карьеры и перспективы

Профессия архитектора VR станет отдельной профессией через 2-3 года. К тому времени технологии дополненной или виртуальной реальности станут повседневной частью жизни всех людей. Сама по себе профессия настолько многофункциональна и всеобъемлюща, что карьерным ростом в ней станет постоянное совершенствование технических навыков и социально-психологических аспектов.

Известные специалисты-архитекторы VR

Владимир Деген - лектор по архитектуре VR; CEO & Founder студии "Chingis", VR-евангелист, более 10 лет опыта разработки компьютерных игр, включая AAA-проекты (Heroes of Might and Magic 5, W.E.L.L. Online, Vizerra), 2 года разработки VR-проектов нового поколения, автор уникальных лекций на CG Event 14, 15, 16; лектор в RealTime School и Scream School; ментор на MIXAR2016 и AR&VR Hackathon 2016.

Для совершенствования знаний в сфере построения виртуального пространства полезно посещать сайты Holographica, в Slack-сообществе VAMR.

Для понимания того, как устроена психика человека, какова физиология получения удовольствия от процесса игры, рекомендуем книгу Jane McGonigal Reality Is Broken, дизайнера и разработчика компьютерных игр.

ХХI век - время больших перемен на рынке труда: с одной стороны, часть профессий стремительно устаревает и людей в них потихоньку начинают вытеснять компьютеры и роботы, а с другой - возникает много интересных специальностей на стыке разных областей знаний. «Теории и практики» при поддержке РВК запускают спецпроект о новых профессиях: мы объясним, по какой логике меняются запросы к работникам в разных отраслях, кто может стать востребованным в недалеком будущем и как можно выстроить образовательную траекторию уже сейчас, чтобы попасть в тренд. В этом выпуске «Теории и практики» рассказывают о специалистах, которые разрабатывают алгоритмы для туристических сервисов, придумывают экскурсии с дополненной реальностью и присматривают за роботизированными отелями.

Разработчик интеллектуальных туристических систем

Туристическая отрасль находится в упадке не только из-за сложных международных отношений: стартапы вроде Airbnb или Aviasales «убивают» более традиционные пакеты услуг быстрее и надежнее, чем все конфликты и санкции вместе взятые. Еще недавно многие люди не решались планировать самостоятельные путешествия, предпочитая довериться агентству, которое продумает поездку «под ключ», но сейчас, благодаря продуманным онлайн-сервисам найти выгодное предложение от авиакомпании или забронировать на отпуск домик в Провансе можно буквально за пару кликов. А сориентироваться в вариантах и узнать о впечатлениях других туристов можно благодаря форумам для путешественников или приложениям вроде TripAdvisor.

Многие сервисы массового использования и дальше будут автоматизироваться: единые транспортные системы и проездные билеты (в европейских странах уже сейчас популярны универсальные «билеты туриста», позволяющие как пользоваться общественным транспортом, так и попадать в музеи), инструменты для выстраивания логистики индивидуальных поездок (которые позволят объединить маршруты авиаперелетов и наземных путешествий с помощью разных видов траспорта), сервисные роботы, электронные гиды и устройства для синхронного перевода. В сфере туризма появится много профессий-пенсионеров - многие привычные функции уже в ближайшем будущем смогут взять на себя машины.

Тем, кто хочет остаться в строю, имеет смысл научиться самим разрабатывать полезные алгоритмы для подобных сервисов. Для этого нужно как быть хорошим программистом, так и уметь представлять себя на месте туриста и предугадывать его желания. Можно получить образование в IT, а потом пойти стажироваться в известную компанию из области Travel Technology, а можно, имея высшее образование в сфере туризма, пройти курсы программирования.

Режиссер индивидуальных туров

Глобализация и рост уровня жизни ведут к разнообразию выбора, а значит, туристы станут более привередливыми. Соответственно, гидам придется придумывать новые туристические форматы в соответствии с индивидуальными запросами пользователей - в соответствии с их физической формой, вкусами и интересами. Все меньше людей заходят посещать стандартные групповые экскурсии и все больше будут обращаться к тем, кто способен предоставить уникальные впечатления - будь то экскурсия по Нью-Йорку по мотивам сериала «Как я встретил вашу маму», гастрономический тур по самым странным и дешевым забегаловкам Бангкока или путешествие к Южному полярному кругу.

Профессиональные гиды, способные разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов, неплохо себя чувствуют и сейчас, но эта профессия будет становиться все более массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров. Чтобы стать хорошим режиссером индивидуальных туров, важно обращать внимание не только на познания в области географии, туризма, истории и искусства, но и на soft skills - нужно быть отличным организатором, обладать незаурядной гибкостью мышления и фантазией и тонко чувствовать потребности каждого конкретного клиента. Вряд ли тут можно посоветовать какую-то жесткую образовательную траекторию - необходимый багаж знаний будет зависеть от того, какие сценарии путешествий захочет разрабатывать будущий режиссер.

Дизайнер дополненной реальности территорий

Виртуальная реальность уже близко - многие популярные 3D-игры вроде Half-Life2 уже рассчитаны на использование шлемов Oculus Rift, а цифровой мир стал платформой для настоящих научных и художественных выставок, учебных симуляторов и даже кабинетов психотерапии. С развитием этих технологий эскаписты вполне смогут предпочесть настоящее путешествие или концерт виртуальному событию: например, вместо поездки на реальный опен-эйр сыграть в виртуальную многопользовательскую ролевую игру «Вудсток», где можно будет прикинуться рок-легендой и окунуться в атмосферу конца 1960-х. Но туристические компании смогут использовать прогресс и в своих интересах - например, можно будет организовывать экскурсии и шоу с дополненной реальностью, позволяющей добавлять в мероприятие элемент квеста или реконструировать исторические события.

Поэтому понадобятся специалисты, которые разрабатывали бы различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории с учетом ее ландшафта, исторического и культурного контекста. Например, такой дизайнер может создать несколько вариантов для Красной площади - времена Ивана Грозного, 1917 год, эпоха стиляг и т. д. Или придумать экскурсию по Петербургу Серебряного века, в ходе которой можно будет увидеть виртуальные выступления Ахматовой и Мандельштама.

Дизайнер дополненной реальности должен сочетать навыки дизайнера и программиста с хорошим знанием истории, культуры и моды различных эпох, а еще задумываться над тем, как наглядно и ненавязчиво «упаковать» для туриста полезную информацию. Несмотря на то, что разные компании уже пробуют создавать приложения для дополненной реальности (в России это, например, AlterGeo), эта технология еще недостаточно развита, поэтому специализированная профессия еще не сформировалась. Но все меняется очень быстро, и самое удачное решение для тех, кто интересуется дополненной реальностью в данный момент - развивать вышеперечисленные навыки и пробовать стажироваться в компаниях, запускающих экспериментальные проекты в этой сфере.

Консьерж робототехники

Первый полностью роботизированный отель Henn-na Hotel открылся в Японии прошлым летом. Вместо ключей в нем используются технологии распознавания лиц, на ресепшене гостей встречает приветливый андроид, освещение в номере работает от датчиков движения, а вещи распаковывает специальный робот-гардеробщик. Роботы работают и в других гостиницах и ресторанах по всему миру - например, в калифорнийском отеле Aloft можно попросить дроида принести закуску в номер, а в тайском ресторане Hajime Robot Restaurant посетителей обслуживают механические самураи.

Но даже за самыми прилежными и профессиональными роботами-горничными, швейцарами и официантами потребуется человеческий присмотр. Консьерж робототехники должен быть высокоорганизованным и многозадачным специалистом, разбираться в механизмах и иметь навыки общения с искусственным интеллектом. Скорее всего, в будущем для этой профессии потребуется среднеспециальное образование.

Появление удобных онлайн-инструментов, позволяющих путешественнику легко организовать самостоятельную поездку (сервисы бронирования билетов и отелей, навигаторы и приложения-гиды по достопримечательностям) - не единственный вызов для туристической отрасли. Виртуальная реальность совсем близко: кроме уже широко известного шлема Oculus Rift, появились носимые гаджеты от Samsung и HTC. Пока их функционал ограничен, но по мере развития технологии виртуальные приключения начнут конкурировать с настоящими путешествиями. Скажем, клиент сможет выбирать между поездкой на реальный рок-фестиваль и виртуальной многопользовательской игрой «Вудсток», где можно будет окунуться в уникальную атмосферу 1969 года, да еще и в образе какого-нибудь известного музыканта. Поэтому туристический бизнес будет строиться с учетом этих технологий - например, будут разрабатываться шоу и экскурсии с дополненной реальностью (технологией, позволяющей дополнять реальные объекты наложенной поверх информацией - например, с помощью мобильных приложений и специальных очков). Распространение роботов тоже внесет некоторые изменения. Вот несколько профессий, которые по мнению экспертов «Атласа новых профессий», появятся до 2030 года:

Дизайнер дополненной реальности территорий разрабатывает различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории - от исторических справок и забавных фактов до реконструкции старинных видов и виртуальных шоу с историческими персонажами. В процессе разработки нужно учитывать и ландшафт местности (чтобы дополненительная информация органично вписывалась в «настоящую» картинку), и ее исторический и культурный контекст. Например, для Красной площади можно создать несколько вариантов из разных эпох - времена Ивана Грозного, Революция, 1960-е и т. д. Дизайнер дополненной реальности территорий должен одновременно быть хорошо подкован в истории и культуре, разбираться в IT и быть отличным дизайнером.

Консьерж работотехники. Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах, и хотя механические швейцары, горничные и курьеры в целом справляются со своими обязанностями, за ними все равно должен присматривать человек. Такой консьерж должен хорошо работать в условиях многозадачности, разбираться в механизмах и уметь находить общий язык с искусственным интеллектом.

Разработчик интеллектуальных туристических систем. Автоматизированные системы покупки билетов, навигации и бронирования гостиничных мест или квартир становятся все популярнее. Уже сейчас основатели компаний, связанных с туризмом, зарабатывают на разработке уникальных алгоритмов поиска - например, . Спрос на простые, удобные и быстрые решения в этой сфере будет только расти. Кроме того, все большее значение будут иметь персонализация и возможность создания индивидуальных маршрутов.

Режиссер индивидуальных туров. Стандартный пакет экскурсий развлечений сможет обеспечить себе практически любой турист - с помощью приложений-гидов. Продумать логистику тоже будет несложно. Но людям всегда хочется необычных впечатлений - поэтому будет расти спрос на профессиональных гидов, способных разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас (например, в Париже проводят индивидуальные туры в духе 1920-х, а в Хошимине - местные жители катают гостей на скутерах и знакомят с интересными районами и уличной едой). Но по мере исчезновения традиционных туроператоров она будет становиться все более массовой.

Разработчик тур-навигаторов. Уже сейчас существует множество приложений, позволяющих туристу сориентироваться в городе. Со временем они станут еще более персонализированными и смогут учитывать самые разные факторы - от личных интересов и вкусов пользователя до афиши культурных событий в данной местности.

Бренд-менеджер территорий - Консультант и организатор, который отвечает за «виртуальный имидж» территории. Он создает образ и легенду местности, вокруг которой легенды объединяется весь дизайн, айдентика, информационное освещение и виды сервисов. Это позволит предложить туристу не просто веселое времяпрепровождение, но и уникальный опыт. В будущем погоня за необычными впечатлениями только обострится - так что профессия станет очень актуальной.