Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информирует

Программа

25.09.2017, понедельник
Главное здание, Итальянский дворик
11:00 – 11:30. Открытие инклюзивного фестиваля.
11:30. Спектакль «Живые картины» слепоглухих актеров театра-школы «Инклюзион».
18:00 – 19:00. Спектакль «Гамлет». Театр неслышащих актеров «Недослов».
Отдел личных коллекций
15:00 – 15:15. Открытие научно-практической конференции «Доступный музей».
15:15 – 17:00. Круглый стол «Формирование дружелюбной среды в Музее».

26.09.2017, вторник
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
10:00 – 11:00. Экскурсия по постоянной экспозиции для детей с когнитивными особенностями. Ведет Варвара Замахаева, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Главное здание
12:00 – 13:00. Занятие для незрячих «Его величество стул». Ведет Ирина Скопцова, младший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров.
13:00. Концерт для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
14:30 – 16:00. Мастер-класс по жестовому языку проведет Варвара Ромашкина, переводчик жестового языка, руководитель Отдела переводчиков жестового языка Российской государственной специализированной академии искусств.
ЦЭВ «Мусейон»
16:30 – 18:00. Мастер-класс для специалистов «Каждый ребенок – художник». Методы арт-терапии в работе с детьми с особыми потребностями. Мастер-класс проведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества.

27.09.2017, среда
Главное здание
11:30 – 12:10. Мастер-класс с неслышащими модераторами театра «Недослов».
12:00 – 13:00. Мастер-класс для слепых и слабовидящих «Голладский натюрморт – мир на столе» проведут Ольга Морозова, заведующая Отделом эстетического воспитания детей и юношества, Ирина Захарова, старший научный сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества, Оксана Киташова, лаборант 2-й категории Отдела эстетического воспитания детей и юношества
15:00 – 18:00. Мастер-класс для специалистов «Работа с людьми третьего возраста» проведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества. С 16:00 продолжение занятия в ЦЭВ «Мусейон».
Отдел личных коллекций
16:40 – 17:10. Мастер-класс для специалистов «Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых» проведет Мария Щербакова, начальник отдела реабилитации инвалидов «РЕАКОМП».

28.09.2017, четверг
Главное здание
19:00. Экскурсия на жестовом языке по выставке «Цай Гоцян. Октябрь».
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
12:00 – 13:00. Экскурсия для детей и их родителей по экспозиции Галереи. Ведет Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ЦЭВ Мусейон
11:00–13:00. Мастер-класс «Эстамп для слепых и слабовидящих» проведет Светлана Кочеткова, художник-график, печатник, преподаватель студии эстампа в Центре эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина.

29.09.2017, пятница
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
10:00 – 11:00 Экскурсия по постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков для детей с когнитивными особенностями. Ведет Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Главное здание
16:30 – 19:00. Мастер-класс для детей с особыми потребностями и их родителей «Новая жизнь вместе с музеем» проведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества. Участники: Фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам».

30.10.2017, суббота
Главное здание
10:00 – 11:00. Экскурсия по постоянной экспозиции Главного здания. Ведет Александр Сорокин, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
11:00 – 12:00. Экскурсия по постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков для детей и их родителей. Ведет Ольга Нелюбина, лектор-искусствовед Отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ЦЭВ Мусейон
11:00 – 13:00. Мастер-класс «Эстамп для слепых и слабовидящих» проведет Светлана Кочеткова, художник-график, печатник, преподаватель студии эстампа в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина.
13:00–16:00. Социально-художественная акция «Земля, на которой мы живем» для детей и их родителей. Ведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества.

01.10.2017, воскресенье
Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
13:00 – 16:00. Тематические экскурсии студентов Клуба юных искусствоведов по постоянной экспозиции Главного здания и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Программа научно-практической конференции «Доступный музей»

25 сентября 2017

 

Главное здание

15.15 – 17.00. Круглый стол «Формирование дружелюбной среды в Музее»

Участники:

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина,

Владимир Заурбекович Базоев, председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих,

Александр Яковлевич Неумывакин, председатель Всероссийского общества слепых,

Ольга Евгеньевна Кудрявцева, заместитель генерального директора по реабилитации института «Реакомп»,

Лада Игоревна Талызина, менеджер инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж»,

Афанасий Михайлович Гнедовский, исполнительный директор ИКОМ России,

Наталья Киселёва, эксперт управления по связям с общественностью и СМИ Департамента маркетинга и коммуникаций ПАО Сбербанк,

Александра Ливергант, директор по связям с общественностью фонда «Выход»,

Александр Борисович Сорокин, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ,

Илья Дмитриевич Ермолаев, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа.

 

 

26 сентября

 

1-я сессия. Музеи и социальная инклюзия: практические аспекты

Модератор: Ирина Викторовна Баканова, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе.

 

10:00 – 11:00. Комплексный подход к реализации безбарьерной среды для посетителей с разными категориями инвалидности:

-          для маломобильных посетителей (Тамара Васильевна Золотцева, помощник председателя ВОИ), 15 мин.

-          для глухих посетителей (Владимир Заурбекович Базоев, председатель МГО ВОГ), 15 мин.

-          для незрячих посетителей (Мария Александровна Щербакова, начальник отдела реабилитации инвалидов «РЕАКОМП»), 15 мин.

-          для посетителей с особенностями развития (Анна Соловьева, директор АНО «Центр социальной поддержки “Инклюзивная молекула”», эксперт фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход»), 15 мин.

11:00 – 11:15. Проект «Инклюзивный музей»: обучение, конкурс музейных проектов, Фестиваль Инклюзии.

Динара Рамисовна Халикова, директор по проектам ИКОМ России; Наталья Черкасова, основатель проекта «Колесо Обозрения»

Проект «Инклюзивный музей» реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Его миссия – развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также формирование в музеях доступной среды. В рамках доклада будут представлены первые итоги обучающей программы для музейных специалистов, а также рассказано о предстоящем грантовом конкурсе и всероссийской музейной акции – Фестивале Инклюзии.

 

11:20 – 11:50. Арт терапия. Музейные практики в ЦЭВ «Мусейон».

Мария Григорьевна Дрезнина, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, арт-терапевт, реабилитолог

С момента создания мастерской арт-терапии в 2006 году, ГМИИ им. А.С. Пушкина накопил большой практический опыт проведения подобных занятий для детей с особенностями развития, помогающих детям прикоснуться к миру творчества, выразить себя как личность и открыть новые таланты. Цель занятий – снять психологические ограничения, расширить кругозор, помочь детям влиться на равных, вместе с другими людьми, в единый поток культуры. Музей открывает им доступ к новой информации, к вечным ценностям и сокровищам мирового искусства.

 

11:55 – 12:10. Подготовка к впечатлению. Опыт дигитальных проектов для посетителей с особыми потребностями

Евгения Игоревна Киселёва, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

Общение посетителя с музеем начинается задолго до посещения экспозиции. Для посетителей с инвалидностью подготовка к визиту имеет особое значение. В рамках программы «Доступный музей» в ГМИИ им. А.С. Пушкина было реализовано несколько специальных проектов, призванных помочь посетителям подготовиться к посещению постоянной экспозиции и специальных мероприятий.

 

12:15 – 12:30. Инклюзивный отдел и рабочая группа, как возможные варианты организации работы по повышению доступности музея. Вовлечение и обучение персонала.

Марина Юрьевна Жучкова, зав. Отделом по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина

Инклюзивная деятельность – новое направление в жизни большинства музеев. С чего начать? Как организовать внутри музея работу по повышению доступности музея для посетителей с инвалидностью? Кому поручить эту работу? Какие музейные специалисты могут быть привлечены? Как обучить персонал музея, включая смотрителей, кассиров и сотрудников сервисных служб, навыкам общения с особенными посетителями? Эти и другие организационные вопросы не менее важны для успешной реализации инклюзивных проектов, чем разработка и развитие самих методик проведения занятий для посетителей с инвалидностью.

 

12:35 – 12:50. Пространство музея как социокультурная среда для детей с особенностями развития. Из опыта работы Государственного Эрмитажа.

Лариса Ярославовна Шостак, методист Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа «Школьный центр»

 

Обсуждение 10 мин.

 

Перерыв.

 

2-я сессия. Организация пребывания в музее специальных групп посетителей

Модератор: Ольга Владиславовна Морозова, заведующая Отделом эстетического воспитания детей и юношества центра «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

14:00 – 15:00. Слабовидящие и незрячие посетители в художественном музее. Программы групповых и индивидуальных посещений.

Ольга Владиславовна Морозова, заведующая Отделом эстетического воспитания детей и юношества центра «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина

Посетитель художественного музея приходит не только за новой информацией. Встреча с произведением искусства — это прежде всего эстетическое переживание, и первоочередной задачей экскурсовода становится организация впечатлений слушателей в целостный художественный образ. 

Познание предметов и явлений окружающего мира происходит при участии всех органов чувств. Для незрячего человека отсутствие зрительных впечатлений компенсируется эмоциональным описанием памятника, музыкой, поэзией. Обращение к эмоциональной сфере запускает процесс творческого восприятия, захватывает аудиторию, служит импульсом ответной эмоциональной реакции, столь необходимой в художественной коммуникации.

 

15:00 – 15:15. Работа с особыми посетителями разных категорий в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Варвара Евгеньевна Замахаева, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков

15:20 – 15:35. Использование творческой деятельности в работе с детьми и взрослыми с особыми потребностями

Елена Владимировна Антонова, логопед Центра лечебной педагогики, г. Москва

Для чего нужна творческая деятельность в работе с детьми и взрослыми с особыми потребностями? Цели и задачи. Терапевтический и педагогический потенциал различных материалов. Как заинтересовать, когда «ничего не интересно». Как найти возможность, когда "ничего не может". Что важнее – процесс или результат? польза или удовольствие?

 

15:40 – 15:55. Услышать музыку души. Реабилитация особенных детей в художественном музее.

Светлана Вячеславовна Аксенова, методист сектора методического обеспечения Научно-просветительского отдела Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева

В докладе обобщен опыт работы с детьми с задержкой развития, чуть более подробно представлены некоторые из методик, которые используют сотрудники музея в работе по реализации программы «Прикосновение к радуге», в рамках которой и проходит реабилитация особенных детей в музее. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева сотрудничает с несколькими коррекционными школами VIII вида. Каждое занятие с особенными детьми состоит из двух частей — экскурсия (или беседа) и самостоятельная творческая работа учеников под руководством музейного педагога и психолога.

 

16:00 – 16:15. Влияние современных художников на развитие инклюзивных проектов.

Анастасия Владимировна Добрышкина, помощник руководителя ГМИИ им. А.С. Пушкина, координатор инклюзивных проектов

В последнее время реализация инклюзивных проектов в музеях становится все более актуальной. Создаются условия для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями – меняется музейное пространство, обучается персонал, в экспозицию внедряются тактильные макеты, записываются видеогиды. Однако это всего лишь средства, призванные сделать поход в музей посетителя-инвалида более комфортным. Достаточно ли этого? Меняется ли от этого осознание инвалидом себя и своего места в жизни общества? Меняется ли отношение общества к нему? При создании благоустроенной инклюзивной среды ответы на эти вопросы также важны, как и практические изменения уровня жизни людей с ограниченными возможностями. Роль современного художника заключается в том, чтобы акцентировать внимание общества на проблемах, которые оно порой старается не замечать, вести диалог о социально значимых проблемах и влиять на них.

 

Обсуждение 45 мин.

 

27 сентября

 

3-я сессия. Инклюзивные мероприятия в музее

Модератор: Евгения Игоревна Киселёва, заведующая Отделом маркетинга и связей с общественностью в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

10:00 – 11:00. Круглый стол «Организация инклюзивных мероприятий: сложности и возможности».

 

11:00 – 11:15. Критерии успешности для инклюзивных мероприятий музея.

Александр Борисович Сорокин, Ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ

Цели визита в музей посетителей типичного развития без ограничения здоровья и посетителей специальных групп, с одной стороны, пересекаются, а с другой – характеризуются спецификой, которую необходимо учитывать при планировании инклюзивных проектов. В докладе обобщается опыт специальных программ по увеличению количества посетителей, относящихся к особым группам, а также по улучшению впечатления от посещения музея. На примере людей с расстройствами в спектре аутизма будут представлены возможности научно-обоснованной организации посещения музея и участия в мероприятиях с учетом особенностей этой группы посетителей.

 

11:20 – 11:35. Дети с РАС в музее: семейное творчество

Марина Сергеевна Савенкова, методист по музейно-образовательной деятельности Центра музейной педагогики Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

В докладе будет рассмотрен опыт по проведению цикла семейных занятий для детей с РАС в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева – что происходит, когда дети с РАС приходят в музей с родителями или другими родственниками, как выстраивается семейная экскурсия для такой необычной группы, как складываются взаимоотношения с другими сотрудниками музея в процессе занятий, как адаптируются занятия в творческой мастерской для детей с РАС и отличаются ли их рисунки от произведений их сверстников. И, конечно же, пытаемся ответить на главный вопрос – помогают ли музейные занятия детям с особенностями развития адаптироваться к сложному для них внешнему миру.

 

11:40 – 11:55. Событийная инклюзия в музее на примере фестиваля «Пятницы в Пушкинском». Организация экскурсий на жестовом языке.

Альбина Равильевна Джумаева, менеджер инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

Важной частью обеспечения доступной среды в музее является доступность услуг. Сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина представят инклюзивную составляющую фестиваля «Пятницы в Пушкинском», которая реализуется с 2016 года в рамках программы «Доступный музей».

 

12:00 – 12:15. Инклюзивные проекты Пермской художественной галереи: опыт и перспективы.

Ольга Рафаковна Гусева, ведущий научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи

12:20 – 12:35. Адаптация выставочного пространства для посетителей с инвалидностью посредством VR-технологий. Опыт Музея современного искусства «Гараж».

Марина Валерьевна Потанина, менеджер инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж»

Выступление посвящено опыту использования технологий виртуальной реальности (VR), которые применялись в процессе адаптации инсталляции Ирины Кориной «Хвост виляет кометой» для посетителей, передвигающихся на инвалидных колясках.

 

Обсуждение 25 мин.

 

Перерыв.

 

4-я сессия. Доступная среда: государственная программа и общественные инициативы

Модератор: Марина Юрьевна Жучкова, начальник Отдела по работе с посетителями в ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

14:00 – 14:30. Паспорт доступности. Приказы Министерства культуры 2015 года в ключе реализации государственной программы «Доступная среда».

Анастасия Николаевна Плаунова, старший психолог-реабилитолог «РЕАКОМП»

14:30 – 15:00. «Слепота»: теории disability studies и музейные проекты 1990–2000-х годов».

Александр Геннадьевич Саленков, искусствовед, куратор образовательной программы Ассоциации искусствоведов, сотрудник Российской академии художеств

В докладе будут рассмотрены основные теории «blindness» в рамках disability studies. Это, прежде всего, концепции, связанные с grounded theory – систематической методологией построения теории на основе анализа качественных данных. Кроме того, будут затронуты теории идентичности, инклюзивного дизайна, навигации в пространстве и проблема «девиантности» произведения искусства по отношению к слепым и слабовидящим людям. Поскольку disability studies сложились, преимущественно, в университетах Америки и стран Европы и влияют на развитие инклюзивных проектов и социальных программ музеев и других организаций в сфере искусства, то соответствующие примеры связаны именно с этим опытом междисциплинарного сотрудничества.

 

15:00 – 15:15. Эстетический опыт для всех. Проблемы инклюзии в классическом музее.

Дарья Владимировна Юрийчук, младший научный сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»

Классическая экскурсия на хронологически выстроенной экспозиции художественного музея подразумевает рассказ об эпохе, стиле или жизни художника, который дополняется визуальным опытом посетителя, и поэтому не подходит незрячему человеку. Какие новые формы работы могут быть использованы в этой ситуации?

Информационная эпоха подразумевает новый режим восприятия: опыт взаимодействия с искусством и миром сегодня становится все менее текстоцентричным. Сегодня нас плотной сетью окружают изображения, которые «мигрируют» с одного носителя на другой. Однако, для взаимодействия с образами нужно не только зрение – все наши органы чувств участвуют в эстетическом переживании. Поэтому экскурсовод сегодня должен не столько предоставлять знания и факты, которые стали доступнее для всех, сколько обращаться к чувствам и воображению. Такие новые формы работы с посетителями с инвалидностью, открывают перспективы и для широкой аудитории. Как может быть дополнена экспозиция и построена работа в классическом музее в связи с этими новыми запросами?

 

15:20 – 15:35. Выставка как инструмент инклюзии.

Илья Дмитриевич Ермолаев, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа

На примере опыта Государственного Эрмитажа автор рассмотрит, какое место в создании доступной среды в музее и обществе в целом могут занимать выставки работ, созданных с людьми с особенностями психического развития, трудностями в обучении и аутизмом, обычно относимые к аутсайдер-арт, или ар брют.

 

15:40 – 15:55. Мир без углов: инклюзивные программы в сотрудничестве с Музеем кочевой культуры.

Наталья Александровна Мальцева, психолог РБОО «Центр лечебной педагогики», преподаватель РГГУ

Центр лечебной педагогики сотрудничает с музейными организациями, участвуя в партнерских проектах (педагоги и психологи ЦЛП проводят лекции и мастер-классы) и устраивая посещения экспозиций детскими группами. Кроме того, сотрудники ЦЛП иногда привлекаются в качестве экспертов с целью адаптации экскурсий для разных категорий посетителей.

С точки зрения средового подхода музей может рассматриваться как развивающая среда (обладающая всеми характеристиками среды – структурой, эмоциональными и смысловыми отношениями, пространственно-временными особенностями).

В рамках инклюзивных проектов Музея кочевой культуры реализуются экскурсии, творческие занятия и мастер-классы, иппотерапия, факультатив по музейному делу для школьников старших классов, сопровождаемое волонтерство, интегративный детский лагерь.

 

16:00 – 16:15. Тактильные макеты: от выбора экспоната до размещения на экспозиции. Практический опыт ГМИИ им. А.С. Пушкина

Ирина Рубеновна Маринова, сотрудник Отдела по работе с посетителями в ГМИИ им. А.С. Пушкина

В докладе будет описана полная схема адаптации выставки изобразительного искусства для незрячих и слабовидящих: алгоритм выбора экспонатов, полный процесс создания макетов (включая выбор материала, вопросы цветности и возможное упрощение изображения), этикетаж шрифтом Брайля и корректное размещение макетов в пространстве выставки.

Обсуждение 15 мин.