Меню Рубрики

Понятие фотокомпозиции в художественной фотографии. Грамота фотокомпозиции и съемки

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Термин «фотография» происходит от греческих слов фото – свет и графо – пишу. Таким образом, фотография в переводе на русский язык дословно означает светопись. В современном широком смысле фотография – это регистрация изображения на специальном материале (бумаге, пленке, пластинке). История фотографии

Х век Самую первую камеру-обскуру создал арабский физик и математик Альхазен

1769 год Камера – обскура: светонепроницаемый ящик с зеркалом.

1727 год Иоганн Шульц внедрил в процесс фотографирования соли серебра, реагирующие на свет.

1826 год Жозеф Нисефор Ньепс Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году. Вид из окна его мастерской.

1835 год Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел способ получения негативного фотографического изображения

1839 год Россия Юлий Федорович Фрицше Фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История фотографии

Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος - свет и γρ αφω - пишу; светопись - техника рисования светом) - получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.

В более широком смысле, фотография - это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности.

Далее метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место отверстия. Это послужило основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера была названа обскурой, изображение проецировалось на её заднюю матовую стенку и перерисовывалось по контуру художником. После изобретения методов химической фиксации изображения, камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата. Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История фотографии (продолжение)

Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия. Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру, ее размеры - 12х14,5х20 дюймов. Надпись на бирке "Аппарат не имеет гарантии, если на нем нет подписи г-на Дагера и печати г-на Жиру.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге).

Набор фотографа, весивший от 70 до 120 фунтов, необходимый для мокроколлодионной фотографии.

Камера для визитных карточек, запатентованная Адольфом- Эженом Диздери в 1854 году. Делались восемь экспозиций на пластине размером 6,5 на 8,5 дюймов. Отпечаток затем разрезался и наклеивался на карточки размером визитной карточки - 4 на 2,5 дюймов.

Лошадь в движении. 1878 год. Фотографии с мокрых пластин. Первые успешные фотографии движущейся лошади по дорожке Пало Алто, Сан-Франциско, 19 июня 1878 года. Экспозиция каждого негатива составляла меньше 1/2000 секунды. Использовались 12 камер подобных камере снизу.

Истмэн в 1888 году разработал превосходную для того времени любительскую камеру и породил слово, которое с тех пор стало синонимом слова «камера» - «кодак». Камера «Кодак» была небольшим ящиком (отсюда и название «детективная камера»), немногим более 6 дюймов в длину, 3,5 дюйма в ширину и менее 4 дюймов в высоту. С ней мог работать каждый, кто, как было написано в инструкции, способен: 1. Направить камеру. 2. Нажать на кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дернуть шнур.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии

Стено́п (от фр. Sténopé) - фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие. Стеноп используется для получения ландшафтных снимков с мягким изображением, чем- то похожим на изображение во время сна.


Тема урока: «Грамота фотокомпозиции и сьёмки»

Цель: Формировать представления о фотографическом искусстве. Грамоте фотографирования и операторского искусства.

Обучать правилам работы фотографического искусства. Законам композиции. Правилу золотого сечения. Роли света в фотографии.

Развивать понимания фотографического изображения -как художественная условность.

Воспитывать любовь к окружающей нас действительности, эстетический вкус через фотоснимок.

Оборудование для учителя: презентация, необходимый информационный материал.

Оборудование для учеников: тетради, компьютеры, фотоаппараты.

Структура урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2.Беседа о полученных знаниях на предыдущем уроке.

Сообщение новых знаний

а) Знакомство с понятием композиция.

б) Приёмы композиции.

в)правила композиции.

г) Фотограф - тоже художник.

д) Что такое Золотое сечение?

е) Фотография. Фотопортрет.Знакомство с творчеством фотографов.

ж) Анализ фотографий. Сравнение.

н)Фотография может говорить. Ракурс в фотографии. Свет.

3.Знакомство с профессиональным фотоаппаратам искусством света, обработки фотографии.

4.Объяснение выполнение задания.

5.Подведение итогов. Вопросы по новому материалу. Выдача домашнего задание на дом.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята тема нашего с вами урока: «Грамота фотокомпозиции и сьёмки». Цель: Формировать представления о фотографическом искусстве. Грамоте фотографирования и операторского искусства.

2. Беседа о полученных знаниях на предыдущем уроке.Давайте свами вспомним прошлый ваш урок,с чем был он связан? Что именно изобрёл Луи Жак Даггер?.

А на ваш взгляд, в чем ценность фотографии? В чем её значимость?

Как вы уже знаете но я напомню 7 января 1839 года появилась первая фотография. Этому событию мы обязаны Луи Жак Даггеру, который изобрел метод получения изображения на солях серебра. В этом же году был изобретен первый негатив Фоксом Тальботом. Тальбот смог добиться улучшения качества фотоизображений с помощью изобретенного им отпечатка фотографии - негатива. Благодаря этой новой возможности снимки теперь можно было копировать. Первые цветные снимки появились в 1840 году, бралось черно-белое фото и ретушировалось с помощью акварели. В начале 19 века в России стали изготавливаться первые фотографические камеры. Благодаря русскому изобретателю А. Ф. Грекову был создан первый фотографический аппарат.
В 1889 г. в истории фотографии закрепляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру «Кодак.»

Фотография никого не может оставить к себе равнодушным. Для одних фотография - это возможность похвастаться перед друзьями тем как и где ты провел выходные, что выливается в спектр эмоций, для других, фотография - это хобби (снимают все и всех), для третьих фотография - это искусство.

А)Но каждое искусство выполняется по каким либо законам или правила,приемы.Так и в фотографии применяют знания о композиции.а вы знаете,что такое Композиция?

Композиция -составление,соединение, сочетание различных частей одного целого в соответствии с какой либо идеей.Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства стал употребляться начиная с эпохи Возрождения.

Словом « композиция » называют картину как таковую-как органическое целое с выраженным смысловым единством, объединение рисунка, цвета, сюжета. Не важно в какому жанру относится картина и в какой манере она выполнена, её называют термин «композиция» как законченное произведение искусства.

Б)Существуют приёмы композиции их количество составляет 13 .(слайды, фотографии где используются эти приёмы.)

С высоты птичьего полета;

Аллейная;

Зигзагообразная;

Фризовая;

Гротовая;

Кулисная;

Центральная;

Пусто-пусто (заниженная, завышенная линия горизонта)

Змеевидная;

Спиралевидная.

В) Правила композиции.

Композиция должна казаться естественной органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить к ней.

Для достижения целостности нужно выделить главное то есть центр. Центр композиции - объединив светом,тоном, или колоритом

Целостность композиции зависит от способности художника выделить главное, взаимосвязи элементов между собой.

Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

Части не могут меняться местами без ущерба для целого;

Ни один новый элемент не может быть присоединен без ущерба для целого

Г) Фотограф - тоже художник. Художником использует для создания своего произведения кисть,краски,а фотограф- фотоаппарат. Художник передает смысл,значимость того или иного времени в своих произведениях.информация содержится на холсте. А фотограф в мгновенном схваченном кадре, запечатление мгновения. Мы можем отдать должное труду фотографов. Их мастерству.

Д) Что такое Золотое сечение?

В наше время уже нетрудно поверить, что лирическое начало любого художественного творчества может свободно уживаться с точной наукой. Древним же в этом отношении было куда труднее. Однако и они, и в первую очередь выдающиеся мастера эпох античности и Возрождения, постоянно стремились «проверить алгеброй гармонию», обуздать (а значит - и обогатить) творческие эмоции точным, почти математически достоверным расчетом. Ни один шаг в их работе не обходился без опоры на учение о пропорциях, которое, например, при построении человеческих фигур формулировалось в виде точных таблиц идеальных соотношений.

Почетное место в ряду символических величин занимало золотое сечение, олицетворяющее равновесие знания, чувств и силы. В средние века изучение золотого сечения было продолжено. Так, оно обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи, выдающегося итальянского математика XIII века. Создав бесконечный ряд, в котором каждое следующее число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения.

Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют числам Фибоначчи. При его делении на квадрат и другой прямоугольник последний сохраняет то же соотношение сторон. Выдающийся немецкий астроном XVI-XVII веков И. Кеплер сравнивал феноменальное воспроизведение пропорцией самое себя со способностью Бога «творить подобное из подобного».

Хорошо известная в эпоху Возрождения, эта пропорция вплоть до середины позапрошлого столетия была почти забыта, и уже в нынешнем веке вновь изучена рядом ученых и архитекторов, но об этом в следующей статье…

Золотое сечение - это иррациональное соотношение, которое возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Число, называемое золотым сечением (равное примерно 1,62 и обозначаемое как Φ), входит в тройку самых известных иррациональных чисел

Золотое сечение в фотографии.

Примером использования золотого сечения в фотографии является расположение ключевых компонентов кадра в точках, которые расположены в 3/8 и 5/8 от краев кадра. Можно это проиллюстрировать следующим примером.

Вот фотография кота, который расположен в произвольном месте кадра.

Теперь условно поделим кадр на отрезки, в пропорции по 1.62 общей длины от каждой стороны кадра. В местах пересечения отрезков и будут основные "зрительные центры", в которых стоит разместить необходимые ключевые элементы изображения. Перенесем нашего кота в точки "зрительных центров".

Вот так теперь выглядит композиция. Правда, гораздо лучше.

Ещё раз повторюсь. Золотое сечение - это иррациональное соотношение, которое возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Н) Фотография может говорить. Ракурс в фотографии. Свет.

Как вам уже известно.Каждая картина художника не просто нарисованные или изображенные предметы, написанный пейзажа повествуют нам о чем -то,рассказывают. Так и фотография может нам рассказать нам о деятельности человека -если он изображён на фотографии, даже внутренний мир.каждая фотография может вызывать эмоциональное отношение, то ли это радость, или печаль, боль, переживания, тревогу. Имеет настроение. Глядя на снимок можно даже определить её название. Свет -изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте постановочный, а свет в пейзаже природный. Передача свето-цветового состояния природы-средство эмоциональной -образной выразительности фото пейзажа. Природные и световые эффекты (дождь,туман,фейерверк)как тема фотосьёмки. Культура и образные возможности света в фотографии, превращение его в «природность « в «художественность». Таким образом можно сказать Фотография-документальный рассказ о снимаемом объекте. выбор объекта сьёмки- это и есть искусство видения. Тут действует основной закон изобразительного искусства: все прошло мимо, не увидел интересного, а я художник, увидел, передал, зафиксировал.

Здесь главное нерв художественного развития -культура зрения, умение обостренно видеть выразительность объекта, выразительность кадра.

Точка съёмки и ракурс -художественно- выразительные средства фотографии.

Ж) Анализ фотографий. Сравнение.Давайте с вами попробуем противопоставить две фотографии. Сравним их. Что вы чувствуете глядя на снимки.ваше отношение радость или напряжённое состояние. Сразу видно что снимки отличаются между собой. Снимок с лева более напряженный обратите внимание на цвет он играет тоже не мало важную роль, дополняет содержание фотографии. Перенесите взгляд на лицо девушки,что вы мне можете о нем сказать?Глаза как вы знаете зеркалом души. Взгляд грустный, встревоженный,напряженный. Одежда подчеркивает эту напряженность. О напряженности говорят нам волосы взъерошенные.Складывается ощущение ветра за её спиной. Поза и сам ракурс может нам много сказать. Она обращена к зрителю в три четвертей мы можем только догадывается она проходит мимо нас, или уходит и повернулась посмотреть нам вслед. Настолько интересная работа-даже не получается назвать её просто снимком. Это целое произведение. Взгляд девушки останется смотреть на потомков многих поколений и он будет загадкой.

А снимок с права отличается настроением,цветом,колоритом. Поза говорит о легкости подъёме сил, эмоций радостном настроении. Глаза наполнены светом,улыбка -выражает радостное настроение. Взгляд -поднят в верх. Легкая мечтательность.

3)Знакомство с профессиональным фотоаппаратам искусством света, обработки фотографии.

4)Объяснение выполнение задания. Вы должны дома попробовать пофотографировать. Можно домашних животных, родителей, братьев,сестёр, парней, девушек. Только фотография должна сочетать все правила приемы которые мною были вам сообщены. снимок не должен быть пустым. Должна быть заложена идея. Перед тем, как начать пофотографировать подумайте. Что вы хотите рассказать,передать. Может выбранный вами человек настолько вам симпатичен,что можно даже предать через фото этого человека передать и ваше отношение к нему.Используя цвет, свет, ракурс, масштаб..

5)Подведение итогов.

Урок 3. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Методическая разработка учителя ИЗО высшей категории МБОУ «Средняя школа № 50» г. Ульяновска

Жалеевой Е.В.


Цель:

  • Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.

Задачи:

  • Знать специфику фотоизображения и технологию процессов его получения.
  • Познакомиться с основными правилами фотокомпозиции и съемки.

Личностные результаты

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные результаты

  • Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

Проверка домашнего задания

  • Фоторассказ о себе.
  • Кому адресован?
  • Донесен ли смысл?
  • Какой группе людей он интересен?

Актуализация:

  • К какому виду искусства относится фотография?
  • Чем близки эти виды изобразительного искусства?
  • Можно ли всех фотографов назвать художниками?
  • Какие жанры есть в изобразительном искусстве?
  • Есть ли эти жанры в фотографии?


Композиция в живописи

  • Что такое композиция?
  • Композиция в живописи - это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. Размер картины зависит от ее содержания.
  • Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Композиция – что общего?

  • Как вы думаете, есть ли сходство в композиционном решении для картины и фотографии?

Повторение: формат и размер холста

  • Круглый формат холста придает картине спокойную завершенность.
  • Овальный портрет хорошо сочетается с округлостью лица и придает изображаемому человеку мягкость и женственность.

Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения.

Чрезмерно вытянутый по горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект.


Точка зрения в композиции

Где предметы натюрморта скомпонованы удачнее


Точка и угол зрения

Какой пейзаж выглядит предпочтительнее на картинках


Композиционный центр

  • В картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.



Равновесие

На каком рисунке

На каком рисунке достигнуто равновесие?


Контраст

В картине Сурикова «Меншиков в Березове»

композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова

и низкий потолок избы,

благодаря чему создается впечатление,

что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно,

как в клетке. В картине контрастируют между собой и одежды

сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние

Марии дают почувствовать различие их характеров.


Ритм в композиции

В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:

в чередовании масштабных соотношений,

в расположении световых и цветовых пятен,

в динамике жестов, движений и т. д.

Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения.


Роль цвета в композиции

  • Восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.
  • Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств.
  • Колорит в живописи - это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.

Новый материал

  • Предлагаю ученикам найти в интернете 10 правил композиции в кадре и выписать их рядом с

требованиями к композиции в изобразительном искусстве.

Затем обобщаем информацию.


Требования к композиции в живописи и в фотографии

  • формат и размер;
  • точка и угол зрения;
  • композиционный центр;
  • золотое сечение;
  • равновесие;
  • контраст;
  • ритм:
  • цвет.
  • к онтраст ;
  • р азмещение ;
  • р авновесие ;
  • з олотое сечение ;
  • д иагонали ;
  • ф ормат ;
  • т очка съемки ;
  • н аправление ;
  • ц ветовое пятно ;
  • д вижение в кадре .

1. Контраст . В кадре должен быть контраст:

Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.

Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным. Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.


2. Размещение . Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры .


3. Равновесие . Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.


Было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.


5. Диагонали . Один из самых эффективных композиционных приемов - это диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.


6. Формат .

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры.

Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.


7. Точка съемки . Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка.


8. Направление . Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. Всегда учитывайте этот момент.


9. Цветовое пятно . Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.


10. Движение в кадре . Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.


Советы опытного фотографа

Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост - на уровне пояса.
  • Старайтесь располагать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человека маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

Рефлексия

  • Вывод: требования к композиции в изобразительном искусстве и фотографии одинаковы, что еще раз доказывает: фотография – вид изобразительного искусства. Отличие в том, что в живописи используют краски, в фотографии - светопись

Практическая работа

  • Скомпонуйте из школьных предметов натюрморт.
  • Сделайте фотографию.
  • Объясните выбор формата, точку и угол зрения, цветовое решение.
  • Кому адресован снимок?
  • Будут ли его рассматривать и как долго?

Домашнее задание

  • Сделайте фотографии домашних животных, учитывая советы опытного фотографа.

Источник информации

  • https://fototips.ru/category/praktika/
  • http://oformitelblok.ru/

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.