Меню Рубрики

Что является конечной целью преобразовательной деятельности. Проблемные вопросы блока «Человек»

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать две отличительные черты деятельности человека, проиллюстрированные текстом.

Целеполагание (все это создавалось, чтобы служить людям)

Практическая полезность (Самолет - не цель, он всего лишь оружие. Такое оружие, как и плуг. Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело скромней и незаметней)

Творческая, созидательная деятельность (Все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами... проявляются во внешней простоте...)

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда. (железные дороги, бурение нефтяных скважин).

Могут быть приведены другие отличительные черты деятельности человека.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Не в том суть, Гийоме, что твое ремесло заставляет тебя день и ночь следить за приборами, выравниваться по гироскопам, вслушиваться в дыхание моторов, опираться на пятнадцать тонн металла; задачи, встающие перед тобой, в конечном счете – задачи общечеловеческие, и вот ты уже равен благородством жителю гор. Не хуже поэта ты умеешь наслаждаться утренней зарей. Сколько раз, затерянный в бездне тяжких ночей, ты жаждал, чтобы там, далеко на востоке, над черной землей возник первый слабый проблеск, первый сноп света. Случалось, ты уже готовился к смерти, но во мраке медленно пробивался этот чудесный родник – и возвращал тебе жизнь.

Привычка к сложнейшим инструментам не сделала тебя бездушным техником. Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. Да, верно, кто добивается лишь материального благополучия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить. Но ведь машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как плуг.

Нам кажется, будто машина губит человека, – но, быть может, просто слишком стремительно меняется наша жизнь, и мы еще не можем посмотреть на эти перемены со стороны. По сравнению с историей человечества, а ей двести тысяч лет, сто лет истории машины – такая малость! Мы едва начинаем осваиваться среди шахт и электростанций. Мы едва начинаем обживать этот новый дом, мы его даже еще не достроили. Вокруг все так быстро изменилось: взаимоотношения людей, условия труда, обычаи. Да и наш внутренний мир потрясен до самого основания. Хоть и остались слова – разлука, отсутствие, даль, возвращение, – но их смысл стал иным. Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. И нам кажется, будто в прошлом жизнь была созвучнее человеческой природе, – но это лишь потому, что она созвучнее нашему языку.

Мы едва успели обзавестись привычками, а каждый шаг по пути прогресса уводил нас все дальше от них, и вот мы – скитальцы, мы еще не успели создать себе отчизну.

Все мы – молодые дикари, мы не устали дивиться новым игрушкам. Ведь в чем смысл наших авиационных рекордов? Вот он, победитель, он летит всех выше, всех быстрей. Мы уже не помним, чего ради посылали его в полет. На время гонка сама по себе становится важнее цели. Так бывает всегда. Солдат, который покоряет земли для империи, видит смысл жизни в завоеваниях. И он презирает колониста. Но ведь затем он и воевал, чтоб на захваченных землях поселился колонист! Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. В пору завоеваний мы рассуждали, как солдаты. Но теперь настал черед поселенцев. Надо вдохнуть жизнь в новый дом, у которого еще нет своего лица. Для одних истина заключалась в том, чтобы строить, для других она в том, чтобы обживать.

Бесспорно, понемногу наш дом станет настоящим человеческим жилищем. Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий груди или плеча. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

Вначале мы приступали к ней, как к сложному заводу. Но сегодня мы уже не помним, что там в моторе вращается. Оно обязано вращаться, как сердце обязано биться, а мы ведь не прислушиваемся к биению своего сердца. Орудие уже не поглощает нашего внимания без остатка. За орудием и через него мы вновь обретаем все ту же вечную природу, которую издавна знают садовники, мореходы и поэты.

В полете встречаешься с водой и с воздухом. Когда запущены моторы, когда гидроплан берет разбег по морю, гондола его отзывается, точно гонг, как удары волн, и пилот всем телом ощущает эту напряженную дрожь. Он чувствует, как с каждой секундой машина набирает скорость и вместе с этим нарастает ее мощь. Он чувствует, как в пятнадцатитонной громаде зреет та сила, что позволит взлететь. Он сжимает ручку управления, и эта сила, точно дар, переливается ему в ладони. Он овладевает этим даром, и металлические рычаги становятся послушными исполнителями его воли. Наконец мощь его вполне созрела – и тогда легким, неуловимым движением, словно срывая спелый плод, летчик поднимает машину над водами и утверждает ее в воздухе.

С1–С4. Работа с текстом.

Сознание и деятельность

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде – воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы…

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность…

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» – наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

…Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов… Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

К.Х. Момджян

3. Какое из двух понятий – целенаправленность и целесообразность – следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Мне кажется, те, кого приводят в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. …машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

…Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям…

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность линий… Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери

1. Найдите в тексте и выпишите любые три примера преобразовательной деятельности человека.

2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Укажите четыре отличия человека от животного.

Назовите любые три фактора социализации личности. (Другой вариант: Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности).

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

По мнению ряда исследователей, интеллект человека характеризуют ряд способностей. К ним, в частности, относится способность к дедуктивному мышлению.

Приведите два примера дедуктивного рассуждения. Какую еще интеллектуальную способность человека вы можете назвать?

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

С6. Задание на конкретизацию.

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

С7. Задание-задача.

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7. Задание-задача.

Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.

С7. Задание-задача.

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

С7. Задание-задача.

Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс и социальный опыт, приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С8. Составление плана ответа.

Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С8. Составление плана ответа.

Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Текст 5.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. <...> машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же ору­дие, как и плуг.

<...> Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтя­ные скважины. И как-то забыли, что все это для того и созда­валось, чтобы служить людям. <...>

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чер­тежами только и проявляются во внешней простоте; словно ну­жен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность ли­ний <...>. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, кон­структоров к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развив­шееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единст­во, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, со­вершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери)


  1. Найдите в тексте и выпишите любые три примера пре­образовательной деятельности человека.

  2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

  3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой де­ятельности.

  4. Что является конечной целью преобразовательной де­ятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
Ответы к тексту 5.

Содержание верного ответа

Балл

1



2

Создание: орудий, машин, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

Выписаны 3 примера.



2

Выписано 2 примера.

1

Выписан 1 пример, или ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Такие черты деятельности, как целесообразность, практическая полезность, наличие результата, сознательный характер деятельности, продуктивный характер деятельности, преобразующий характер деятельности, общественный характер деятельности.

Указаны и проиллюстрированы с помощью фрагментов текста две черты.



2

Указаны одна – две черты, одна из которых проиллюстрирована с помощью текста.

1

Указаны, но не проиллюстрированы с помощью фрагментов текста, или приведены цитаты без объяснения, или ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Утвердительный ответ. Аргумент: автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека. Творческая деятельность – это вид деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, дано определение творческой деятельности.



3

Нет одного из элементов ответа, но два других присутствуют.

2

Нет двух элементов ответов, но один присутствует.

1

Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Мнение автора: вся преобразовательная деятельность человека направлена на служение людям, так как «все это для того и создавалось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь». Собственное мнение: деятельность направлена на удовлетворение потребностей, в частности познавательная деятельность удовлетворяет потребность в знаниях.

3

Нет одного из элементов ответа: мнения автора или собственно, нет обоснования одного из мнений.

2

Нет обоснований мнений, или отражено и обосновано только одно из мнений.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 6.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________


  1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.

  2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?

  3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.

  4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?
Ответы к тексту 6.

  1. Индивид определяется неделимостью, целостностью и особенностью конкретного субъекта. Понятие «индивид» может быть применимо уже к ранним ступеням развития жизни. Употреблять понятие «индивид» можно, по мнению автора, в отношении к животному и к новорожденному.

  2. Различие существует. Оно заключается в том, что

  • понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку,

  • личностью не рождаются, а становятся,

  • личность есть целостность особого рода, возникающая на определенном этапе развития человеческого индивида,

  • личность является продуктом общественных отношений, а индивид – не обязательно.

  1. Понятие личности неприменимо:

  • по отношению к животному,

  • по отношению к новорожденному,

  • человеку на раннем этапе развития,

  • целостности, обусловленной генотипически.

  1. Личность является продуктом общественных отношений, помимо личности общественные отношения порождают: само общество и все социальные связи и взаимодействия; создают не только личность, но и самого человека как существо социальное; их результатом и проявлением являются труд, речь, мышление и сознание.
Текст 7.

1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)

2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже социальным действием.

3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей… Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью.

Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе или таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. правда, различие здесь с уверенностью провести трудно.

М.Вебер. Избранные произведения

_____________________________________________________________________________


  1. Какие действия, по мнению М.Вебера, можно считать социальными? Сводится ли понятие социального действия к социальной активности?

  2. Почему личность человека проявляется именно в поведении? Как соотносятся понятия «поступок» и «социальное действие»?

  3. Приведите не менее трех примеров социального действия.

  4. Приведите три примера действий, которые не могут быть названы социальными.
Ответы к тексту 7.

Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

Указано, что к социальному действию автор относит и бездействие в определенной ситуации (невмешательство или терпеливое приятие). Социальная активность – это любые действия человека, а социальные действия ориентированы на поведение других.

2

Указано, что социальными являются действия, ориентированные на поведение других.

1



0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Указано, что именно в поведении проявляются моральные и иные качества личности. Поступок может и не быть ориентирован на поведение других, а социальное действие – обязательно.

2

Указано, что названные понятия – это синонимы.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть:

1) выступление с докладом на конференции,

2) выполнение распоряжения начальства,

3) поездка с семьей за город.



3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть указаны:

1) приготовление пищи для себя,

2) купание в озере,

3) лечение травами во время болезни.



3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неправильный или отсутствует.

0

Текст 8.

«Смысл жизни» нельзя, так сказать, найти в готовом виде раз навсегда данным, уже утвержденным в бытии, а можно только добиваться его осуществления. Ибо смысл жизни не дан – он задан. Все – «готовое», все существующее вне и независимо от нашей воли и от нашей жизни вообще, есть либо мертвое, либо чуждое нам и пригодное разве в качестве вспомогательного средства для нашей жизни. Но смысл жизни должен ведь быть смыслом самой нашей жизни, он должен быть в ней, принадлежать к ней, он сам должен быть живым. Жизнь же есть действенность, творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин. Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. Поэтому искание его есть не праздное упражнение любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, подлинное, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, невозможное без самовоспитания. «Найти» смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения – более того, для его осуществления… искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него. Вера, будучи «вещей обличением невидимых», невозможна без действия; она сама есть напряженное внутреннее действие, которое необходимо находит свое обнаружение в действенном преобразовании нашей жизни, и потому «вера без дела мертва есть».

С.Л.Франк. Смысл жизни, 1925 год

_____________________________________________________________________________


  1. Почему, по мнению философа, смысл жизни не дан, а задан? Приведите три тезиса.

  2. Чем характеризуется поиск смысла жизни? Приведите три тезиса.

  3. В каких случаях смысл жизни не может быть обретен? Приведите четыре примера. Почему извне данный и готовый смысл жизни не может удовлетворить человека?

  4. В чем заключается смысл жизни? Сформулируйте четыре определяющих его тезиса, в том числе и самостоятельных, не представленных в тексте.

Ответы к тексту 8.


Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

Смысл не дан, а задан, так как:

1) его невозможно найти в готовом виде,

2) его необходимо созидать, «добиваться»,

3) все готовое – непригодно для смысла жизни, он всегда личностен, индивидуален.

Приведены не менее трех тезисов.


2

Приведено два тезиса.

1



0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Поиск смысла жизни характеризуется:

1) волевым напряженным самоуглублением,

2) трудом самовоспитания,

3) есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы,

4) есть обретение веры (в свои силы).

Приведены не менее трех тезисов.



2

Приведено два тезиса.

1

Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Смысл жизни не может быть обретен:

1) вне личности и ее жизненных задач,

2) как нечто готовое, вне зависимости от нашей воли,

3) смысл жизни не может быть обретен пассивно или на основе одной лишь любознательности,

4) без борьбы с бессмыслицей.

Нас не удовлетворил бы извне данный и готовый смысл нашей жизни, ибо он не служил бы оправданием нашего собственного существования, он был бы мертвым и безжизненным.



3

Указано три случая.

2

Указано два случая.

1

Ответ неправильный, указан лишь один случай или отсутствует.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Смысл жизни заключается:

1) в борьбе с бессмыслицей существования,

2) в самопознании и познании окружающего бытия, людей,

3) в самореализации,

4) в развертывании всех сущностных сил и потенций человека,

5) в любви, сострадании, взаимопомощи, добре, всеобщем благе.



3

Сформулировано три тезиса, минимум один – самостоятелен.

2

Сформулировано два тезиса, из них один – самостоятелен.

1

Ответ неправильный, сформулирован лишь один тезис или отсутствует.

0

3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6.Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить» .
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.


Ответы:

С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения
.
СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь ; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).