Меню Рубрики

Игровое занятие "просим к столу". Конспект игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе тема: «правила хорошего тона за столом (или учим буратино основам столового этикета)

Ольга Волова

В нашем детском саду прошла неделя театра . Итог в подготовительной группе - показ спектакля для школьников первого класса.

" Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино "

Цель : приобщение детей к культуре театрального искусства , активизировать творческую активность детей, воспитывать уверенность в себе.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи :

1. Образовательные.

Продолжать формировать представление о назначении театра , его видах, специфике актёрского искусства, о различных театральных профессиях (артист, гримёр, костюмер, суфлер, гардеробщик, о внутренних помещениях театра (гардероб, зрительный зал, сцена, гримерная, буфет и др.)

2. Развивающие.

Развивать устойчивый интерес к театральному искусству .

Развивать фантазию, творческие способности, индивидуальность каждого ребёнка.

Расширять объем словаря, развитие диалогической речи, связной речи.

3. Воспитательные.

Воспитывать культуру поведения в театре .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, творческую интуицию, умение общаться в коллективе сверстников.

Подготовительная работа .

Беседа о театре , рассматривание иллюстраций театров , театральных профессий .

Чтение художественной литературы : рассказ «О театре » Д. Эдвардса, просмотр презентации «Правила поведения в театре » .

Подготовка вместе с детьми мини-спектакля «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино » по сказке А . Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино "

Настроить детей на выступление перед детьми первого класса.

Привлечь к организационной работе родителей, с их помощью изготовить костюмы и декорации и необходимые атрибуты.

Изготовление с детьми афиши и пригласительных билетов.

Подготовить музыкальное сопровождение сказки .

Оборудование :

Вешало для гардероба, театральная касса , музыкальный центр, кукольный дом, чулан, стол, кукольная посуда, костюмы.

Ход досуга

Приглашенные зрители сдают одежду в гардероб, получают номерок и проходят в «холл»

Воспитатель :. Здравствуйте гости. Ребята посмотрите, куда мы попали? Это волшебная странаТеатр , страна прекрасных превращений. Вы были в театре ? Давайте вспомним что мы знаем о театре .

Скажите пожалуйста, что висит на стене?

Дети : Это афиша!

Воспитатель : А для чего нужны афиши?

Дети : Афиши нужны для того, что бы люди могли прочесть и узнать о том, какой будет спектакль, какие актеры будут задействованы. В какое время состоится, во сколько и сколько стоит билет.

Воспитатель : Давайте рассмотрим нашу афишу, кто же здесь будет выступать?

Дети : Это герои из сказки «Буратино » .

Воспитатель : В театр можно просто так зайти?

Дети : Нет. Нужен билет.

Воспитатель : А где можно приобрести билет?

Дети : В театральных кассах .

Воспитатель : А еще бывают пригласительные билеты. За них не нужно платить. Такие билеты дарятся близким и знакомым.

Воспитатель : Теперь вы зрители проходите, и занимайте свои места.

Дети под музыку входят в зал и рассаживаются по местам.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами как нужно вести себя в театре . (диалог воспитателя с детьми)

Воспитатель : Отлично! Теперь наши артисты готовы выступать, но что бы показать представление, нужен главный человек. Кто у нас в группе главный ?

Дети : Воспитатель!

Воспитатель : А в театре самый главный – режиссер.

Давайте сегодня режиссером будет Ольга Николаевна, а суфлером – Светлана Владимировна

Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино .

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. (чтец 1)


(бабочки летают)

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца. (чтец 2)

Ожидая Буратино , она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек : (чтец 1)

– Да ну вас, в самом деле… (Мальвина)

(бабочки сели, появился Буратино )


Мальвина оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. (чтец 2)

Буратино сел за стол , подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. (чтец 1)

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. (чтец 2)

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. (чтец 1)

Поперхнулся, пролил какао на скатерть. (чтец 2)

Тогда девочка сказала ему строго : (чтец 1) – Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. (Мальвина) – От возмущения она хлопала ресницами. (чтец 1) – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? (Мальвина)


– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. (Буратино )

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Маливина)

«Вот так влип!» (Буратино ) – подумал Буратино . (чтец 2)

(бабочки летают)

На траве вокруг дома носился за маленькими красивыми бабочками пудель Артемон. (чтец 2)


Когда она садились на цветы, Артемон радостно подпрыгивал и весело лаял (чтец 1)

«Здорово бабочек гоняет» , (Буратино ) – с завистью подумал Буратино . (чтец 2)

(бабочки сели)

От приличного сидения за столом, у него по всему телу ползли мурашки. (чтец 1)

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и , повела в дом – заниматься воспитанием. (чтец 2)


Огибают дом, тем временем убрать сервировку и положить школьные принадлежности

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; бабочки, нисколько не боясь его, весело летали; ветерок весело летал над деревьями. (чтец 1)

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, (Мальвина) сказала девочка и взяла кусочек мела. (чтец 1) – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока… (Мальвина)

Буратино хитро подмигнул : (чтец 2)

– Врёте, ни одного… (Буратино )

– Я говорю, – терпеливо повторила девочка (чтец 1) – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? (Мальвина)

– Два. (Буратино )

– Подумайте хорошенько. (Мальвина)

Буратино сморщился – так здорово подумал. (чтец 2)

– Два… (Буратино )


– Почему? (Мальвина)

– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! (Буратино )

– У вас нет никаких способностей к математике, (Мальвина) – с огорчением сказала девочка . (чтец 1) – Займёмся диктантом. (Мальвина) – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. (чтец 2) Пишите : «А роза упала на лапу Азора» . Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Мальвина)

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. (чтец 1)

Девочка сказала : «Пишите» , – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. (чтец 2)


Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы. (чтец 2)

– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! (Мальвина)

Она высунулась в окошко. (чтец 2)


– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан ! (Мальвина)

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и , пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками. (чтец 1)


Убрать канцелярию и постелить скатерть

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца. (чтец 2)

Буратино ворчал в тёмном чулане : (чтец 1)


– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое… (Буратино )

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами : (чтец 2)

– Слушай, слушай…

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь. (УЛЯ)

– Тебе чего? (Буратино )

– Дождись ночи, Буратино . (Воспитатель)

– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек… (Воспитатель)

Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость. (чтец 1)


– Разве так воспитывают детей?. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего (Буратино )

Летучая мышь опять пискнула : (чтец 2)

– Дождись ночи, Буратино , я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (Воспитатель)

(бабочки полетели и все вышли на поклон)


Зрители аплодируют, артисты уходят.

Закончили театрализованную деятельность беседой со зрителями о спектакле. Кто и что им больше всего понравилось? Хотели бы они еще побывать у нас в театре ?

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!" - подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.

Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал. - Два...

Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.

Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко:

Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в темном чулане:

Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

Слушай, слушай...

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.

Тебе чего?

Дождись ночи, Буратино.

Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...

Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...

Летучая мышь опять пискнула:

Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

– Да ну вас, в самом деле…

Оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

– Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!" – подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет", – с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистели; ветерок весело летал над деревьями.

– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, – сказала девочка.

Четверо портных – мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил, Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

– Врёте, ни одного…

– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

– Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился – так здорово подумал.

– Почему?

– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка. – Займёмся диктантом. – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. – Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: "Пишите", – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.

– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко.

– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в тёмном чулане:

– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

– Слушай, слушай…

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой Летучую Мышь.

– Тебе чего?

– Дождись ночи, Буратино.

– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек…

Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего…

Летучая Мышь опять пискнула:

– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

Буратино попадает в Страну Дураков

Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана.

– Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?

Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.

– Очень нужно мне раскаиваться! Не дождётесь…

– Тогда вам придётся просидеть в чулане до утра…

Девочка горько вздохнула и ушла.

Настала ночь. Сова захохотала на чердаке. Жаба выползла из подполья, чтобы шлёпать животом по отражениям луны в лужах.

Девочка легла в кружевную кроватку и долго огорчённо всхлипывала, засыпая.

Артемон, уткнув нос под хвост, спал у дверей её спальни.

В домике часы с маятником пробили полночь.

Летучая Мышь сорвалась с потолка.

– Пора, Буратино, беги! – пискнула ему над ухом. – В углу чулана есть крысиный ход в подполье… Жду тебя на лужайке.

Она вылетела в слуховое окно. Буратино кинулся в угол чулана, путаясь в паутиновых сетях. Вслед ему злобно шипели пауки.

Он пополз крысиным ходом в подполье. Ход был всё у́же и у́же. Буратино теперь едва протискивался под землёй… И вдруг вниз головой полетел в подполье.

Там он едва не попал в крысоловку, наступил на хвост ужу, только что напившемуся молока из кувшина в столовой, и через кошачий лаз выскочил на лужайку.

Над лазоревыми цветами бесшумно летала Мышь.

– За мной, Буратино, в Страну Дураков!

У летучих мышей нет хвоста, поэтому мышь летает не прямо, как птицы, а вверх и вниз – на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чёртика; рот у неё всегда открыт, чтобы, не теряя времени, по пути ловить, кусать, глотать живьём комаров и ночных бабочек.

Буратино бежал за ней по шею в траве; мокрые кашки хлестали его по щекам.

Урок 38.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет
воспитывать Буратино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть песенок Винни­Пуха, чтение своих песенок.
2. Подготовка к чтению новой сказки и работа с авторским текстом.
– Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками.
Одного из них вы все знаете очень хорошо. Про него даже стихи сочинили.
Послушайте:
Только мальчик засел за варенье,
Только взялся за сладкий чаёк,
Про Азора тут стихотворенье
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на

© ООО «Баласс», 2012
1

развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Заставляют зубрить назубок!
Разве это дело, дело, дело –
Ничего не сметь без учёбы сделать?
Будто я не знаю лучше стих
Про четыре сольдо и пять золотых!
(Г. Полищук. «Мудренькая песенка Буратино».)
– Кто этот мальчик?
– А кто знает, как называется книга, героем которой является Буратино?
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
– Откуда вы знаете эту книгу? Как с ней познакомились?
– Кто автор этой сказочной повести? (А.Н. Толстой.)
– Когда мы читали об авторском пересказе, то встретились там и с
фамилией этого автора, и с названием книги. Напомните содержание
текста.
Если дети затрудняются с ответом, то следует перечитать
предпоследнее предложение текста на с. 127.
– Какую сказку «пересказал» А.Н. Толстой?
– Можно ли сказать, что он её просто перевёл на русский язык? (Нет.)
– Из каких слов авторской статьи вы это поняли? («Просто другая книга».)
– Неужели мы отправимся в новую сказку без Саши и Афанасия?!
– Где же наши герои и чем они заняты, вы узнаете, прочитав текст на
с. 137.
Учитель читает текст на с. 137.
Вопросы после чтения:
– Почему Саше было грустно возвращаться домой?
– Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия? (В книге
«Мировая литература для детей» в обнимку с Буратино.)

© ООО «Баласс», 2012
2

II. Развитие
умений.
– Как Афанасий мог перепутать всё в сказке? Что это за отрывок из
сказки?
– Чем всё закончилось?
2 4 3 1 1 2 3
Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать
Буратино».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название сказки.
– Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это
название всей сказки и название главы.)
– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
– Что означает слово воспитывать?
– Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и
хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу
сказки.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести
диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте
учебника).
По ходу чтения идёт словарная работа.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
(В. Что же случилось накануне?)
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем

© ООО «Баласс», 2012
3

накрытым кукольной посудой. Оглянула деревянного мальчишку с головы
до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы­
предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную
чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой
жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из­под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для
этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы­
предположения детей.)
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием.
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино. (В. Почему с
завистью? О. Ответы­предположения детей.)
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
(П. Вот откуда зависть – Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за
столом, соблюдая правила приличия.)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.

© ООО «Баласс», 2012
4

5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом – заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся
Буратино.)
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, –
сказала девочка. (П. Вот почему поморщилась Мальвина.)
Четверо портных – мастер­одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых
девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил,
Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки,
Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё­
таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре
золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала
девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой... У вас в
кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного...
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.

© ООО «Баласс», 2012
5

– Два...
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала
девочка. – Займёмся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
– Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот. (В.
Ответы­
предположения детей.)
Почему же эта фраза волшебная? О.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и
чернильницы. (Чернильница – специальный сосуд для чернил, в который макают перо,
когда пишут.)
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос
и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько
напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если
уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой

© ООО «Баласс», 2012
6

фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто­то скрежетал мелкими
зубами:
– Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино. (В. Интересно, а что будет ночью?)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не
сиди да так не ешь... Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за
чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя
друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (П. Вот, оказывается, что
будет ночью.)
3. Работа с текстом после чтения.
– Чему хотела Мальвина научить Буратино?
– Получилось ли у неё?
4. Перечитывание текста частями с комментариями и анализом
прочитанного.

© ООО «Баласс», 2012
7

После чтения 1–2­го абзацев (с. 138).
– Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
– Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла.)
После чтения 1­го предложения 3­го абзаца.
– Почему же Мальвина поморщилась?
После чтения отрывка на с. 139.
– Покажите, как сидел Буратино.
– Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
– Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– Как к этому отнёсся Буратино?
Чтение с. 140 до слов: «Теперь сядьте...»
– Кому завидовал Буратино?
– Почему завтрак был мучительный?
– Назовите друзей Мальвины. Какой она была? (Доброй, аккуратной.)
– Прочитаем отрывок, который можно назвать «Урок арифметики»,
по ролям. Прочитайте про себя, подготовьтесь к чтению по ролям:
отметьте на полях карандашом буквой Б реплики Буратино, буквой М –
Мальвины, буквой А – слова автора.
Вопросы после чтения:
– Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал
дословно, как бы он поступил в жизни.)
Теперь читаем об уроке русского языка. Предварительная подготовка.
Чтение по ролям. Вопросы после чтения:
– В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?

© ООО «Баласс», 2012
8

– Почему у Буратино ничего опять не получилось? (Он «никогда даже не
видел перо и чернильницу».)
– А что подумала Мальвина? (Что он шалун.)
– Здесь наши герои не смогли понять друг друга.
Чтение до конца:
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
Прочитаем его размышления выразительно (с. 142–143).
– Почему здесь много многоточий? Как надо читать? (Медленно, негромко,
ворчливо, возмущённо, обиженно.)
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
Каким должен быть настоящий воспитатель?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Понравился ли вам этот отрывок из сказки?
– Какой он – грустный или весёлый?
– Хотелось бы вам сыграть в спектакле роль Буратино или роль Мальвины?
Почему?
– Получилась ли из Мальвины учительница?
– Чему она хотела научить Буратино?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

© ООО «Баласс», 2012
9

– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Подготовиться к инсценированию сказки: девочки учат слова Мальвины,
мальчики – Буратино.
2. Выполнить задание 1 в тетради на с. 18.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
1

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!" - подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.

Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?


Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал. - Два...

Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.

Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко:

Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в темном чулане:

Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

Слушай, слушай...

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.

Тебе чего?

Дождись ночи, Буратино.

Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...

Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...

Летучая мышь опять пискнула:

Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.