Игровое занятие "просим к столу". Конспект игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному развитию в старшей группе тема: «правила хорошего тона за столом (или учим буратино основам столового этикета)
Ольга Волова
В нашем детском саду прошла неделя театра . Итог в подготовительной группе - показ спектакля для школьников первого класса.
" Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино "
Цель : приобщение детей к культуре театрального искусства , активизировать творческую активность детей, воспитывать уверенность в себе.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Задачи :
1. Образовательные.
Продолжать формировать представление о назначении театра , его видах, специфике актёрского искусства, о различных театральных профессиях (артист, гримёр, костюмер, суфлер, гардеробщик, о внутренних помещениях театра (гардероб, зрительный зал, сцена, гримерная, буфет и др.)
2. Развивающие.
Развивать устойчивый интерес к театральному искусству .
Развивать фантазию, творческие способности, индивидуальность каждого ребёнка.
Расширять объем словаря, развитие диалогической речи, связной речи.
3. Воспитательные.
Воспитывать культуру поведения в театре .
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, творческую интуицию, умение общаться в коллективе сверстников.
Подготовительная работа .
Беседа о театре , рассматривание иллюстраций театров , театральных профессий .
Чтение художественной литературы : рассказ «О театре » Д. Эдвардса, просмотр презентации «Правила поведения в театре » .
Подготовка вместе с детьми мини-спектакля «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино » по сказке А . Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино "
Настроить детей на выступление перед детьми первого класса.
Привлечь к организационной работе родителей, с их помощью изготовить костюмы и декорации и необходимые атрибуты.
Изготовление с детьми афиши и пригласительных билетов.
Подготовить музыкальное сопровождение сказки .
Оборудование :
Вешало для гардероба, театральная касса , музыкальный центр, кукольный дом, чулан, стол, кукольная посуда, костюмы.
Ход досуга
Приглашенные зрители сдают одежду в гардероб, получают номерок и проходят в «холл»
Воспитатель :. Здравствуйте гости. Ребята посмотрите, куда мы попали? Это волшебная страна – Театр , страна прекрасных превращений. Вы были в театре ? Давайте вспомним что мы знаем о театре .
Скажите пожалуйста, что висит на стене?
Дети : Это афиша!
Воспитатель : А для чего нужны афиши?
Дети : Афиши нужны для того, что бы люди могли прочесть и узнать о том, какой будет спектакль, какие актеры будут задействованы. В какое время состоится, во сколько и сколько стоит билет.
Воспитатель : Давайте рассмотрим нашу афишу, кто же здесь будет выступать?
Дети : Это герои из сказки «Буратино » .
Воспитатель : В театр можно просто так зайти?
Дети : Нет. Нужен билет.
Воспитатель : А где можно приобрести билет?
Дети : В театральных кассах .
Воспитатель : А еще бывают пригласительные билеты. За них не нужно платить. Такие билеты дарятся близким и знакомым.
Воспитатель : Теперь вы зрители проходите, и занимайте свои места.
Дети под музыку входят в зал и рассаживаются по местам.
Воспитатель : Давайте вспомним с вами как нужно вести себя в театре . (диалог воспитателя с детьми)
Воспитатель : Отлично! Теперь наши артисты готовы выступать, но что бы показать представление, нужен главный человек. Кто у нас в группе главный ?
Дети : Воспитатель!
Воспитатель : А в театре самый главный – режиссер.
Давайте сегодня режиссером будет Ольга Николаевна, а суфлером – Светлана Владимировна
Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино .
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. (чтец 1)
(бабочки летают)
Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца. (чтец 2)
Ожидая Буратино , она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек : (чтец 1)
– Да ну вас, в самом деле… (Мальвина)
(бабочки сели, появился Буратино )
Мальвина оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. (чтец 2)
Буратино сел за стол , подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. (чтец 1)
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. (чтец 2)
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. (чтец 1)
Поперхнулся, пролил какао на скатерть. (чтец 2)
Тогда девочка сказала ему строго : (чтец 1) – Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. (Мальвина) – От возмущения она хлопала ресницами. (чтец 1) – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? (Мальвина)
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. (Буратино )
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Маливина)
«Вот так влип!» (Буратино ) – подумал Буратино . (чтец 2)
(бабочки летают)
На траве вокруг дома носился за маленькими красивыми бабочками пудель Артемон. (чтец 2)
Когда она садились на цветы, Артемон радостно подпрыгивал и весело лаял (чтец 1)
«Здорово бабочек гоняет» , (Буратино ) – с завистью подумал Буратино . (чтец 2)
(бабочки сели)
От приличного сидения за столом, у него по всему телу ползли мурашки. (чтец 1)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и , повела в дом – заниматься воспитанием. (чтец 2)
Огибают дом, тем временем убрать сервировку и положить школьные принадлежности
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; бабочки, нисколько не боясь его, весело летали; ветерок весело летал над деревьями. (чтец 1)
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, (Мальвина) – сказала девочка и взяла кусочек мела. (чтец 1) – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока… (Мальвина)
Буратино хитро подмигнул : (чтец 2)
– Врёте, ни одного… (Буратино )
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка (чтец 1) – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? (Мальвина)
– Два. (Буратино )
– Подумайте хорошенько. (Мальвина)
Буратино сморщился – так здорово подумал. (чтец 2)
– Два… (Буратино )
– Почему? (Мальвина)
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! (Буратино )
– У вас нет никаких способностей к математике, (Мальвина) – с огорчением сказала девочка . (чтец 1) – Займёмся диктантом. (Мальвина) – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. (чтец 2) – Пишите : «А роза упала на лапу Азора» . Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Мальвина)
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. (чтец 1)
Девочка сказала : «Пишите» , – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. (чтец 2)
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы. (чтец 2)
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! (Мальвина)
Она высунулась в окошко. (чтец 2)
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан ! (Мальвина)
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и , пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками. (чтец 1)
Убрать канцелярию и постелить скатерть
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца. (чтец 2)
Буратино ворчал в тёмном чулане : (чтец 1)
– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое… (Буратино )
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами : (чтец 2)
– Слушай, слушай…
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь. (УЛЯ)
– Тебе чего? (Буратино )
– Дождись ночи, Буратино . (Воспитатель)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек… (Воспитатель)
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость. (чтец 1)
– Разве так воспитывают детей?. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего (Буратино )
Летучая мышь опять пискнула : (чтец 2)
– Дождись ночи, Буратино , я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (Воспитатель)
(бабочки полетели и все вышли на поклон)
Зрители аплодируют, артисты уходят.
Закончили театрализованную деятельность беседой со зрителями о спектакле. Кто и что им больше всего понравилось? Хотели бы они еще побывать у нас в театре ?
Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.
Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
Врете, ни одного...
Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал. - Два...
Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
Тебе чего?
Дождись ночи, Буратино.
Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
– Да ну вас, в самом деле…
Оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" – подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", – с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистели; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, – сказала девочка.
Четверо портных – мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил, Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного…
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка. – Займёмся диктантом. – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. – Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.
Девочка сказала: "Пишите", – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко.
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
– Слушай, слушай…
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой Летучую Мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино.
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек…
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего…
Летучая Мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.
Буратино попадает в Страну Дураков
Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана.
– Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?
Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.
– Очень нужно мне раскаиваться! Не дождётесь…
– Тогда вам придётся просидеть в чулане до утра…
Девочка горько вздохнула и ушла.
Настала ночь. Сова захохотала на чердаке. Жаба выползла из подполья, чтобы шлёпать животом по отражениям луны в лужах.
Девочка легла в кружевную кроватку и долго огорчённо всхлипывала, засыпая.
Артемон, уткнув нос под хвост, спал у дверей её спальни.
В домике часы с маятником пробили полночь.
Летучая Мышь сорвалась с потолка.
– Пора, Буратино, беги! – пискнула ему над ухом. – В углу чулана есть крысиный ход в подполье… Жду тебя на лужайке.
Она вылетела в слуховое окно. Буратино кинулся в угол чулана, путаясь в паутиновых сетях. Вслед ему злобно шипели пауки.
Он пополз крысиным ходом в подполье. Ход был всё у́же и у́же. Буратино теперь едва протискивался под землёй… И вдруг вниз головой полетел в подполье.
Там он едва не попал в крысоловку, наступил на хвост ужу, только что напившемуся молока из кувшина в столовой, и через кошачий лаз выскочил на лужайку.
Над лазоревыми цветами бесшумно летала Мышь.
– За мной, Буратино, в Страну Дураков!
У летучих мышей нет хвоста, поэтому мышь летает не прямо, как птицы, а вверх и вниз – на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чёртика; рот у неё всегда открыт, чтобы, не теряя времени, по пути ловить, кусать, глотать живьём комаров и ночных бабочек.
Буратино бежал за ней по шею в траве; мокрые кашки хлестали его по щекам.
Урок 38.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет
воспитывать Буратино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть песенок ВинниПуха, чтение своих песенок.
2. Подготовка к чтению новой сказки и работа с авторским текстом.
– Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками.
Одного из них вы все знаете очень хорошо. Про него даже стихи сочинили.
Послушайте:
Только мальчик засел за варенье,
Только взялся за сладкий чаёк,
Про Азора тут стихотворенье
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
© ООО «Баласс», 2012
1
развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Заставляют зубрить назубок!
Разве это дело, дело, дело –
Ничего не сметь без учёбы сделать?
Будто я не знаю лучше стих
Про четыре сольдо и пять золотых!
(Г. Полищук. «Мудренькая песенка Буратино».)
– Кто этот мальчик?
– А кто знает, как называется книга, героем которой является Буратино?
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
– Откуда вы знаете эту книгу? Как с ней познакомились?
– Кто автор этой сказочной повести? (А.Н. Толстой.)
– Когда мы читали об авторском пересказе, то встретились там и с
фамилией этого автора, и с названием книги. Напомните содержание
текста.
Если дети затрудняются с ответом, то следует перечитать
предпоследнее предложение текста на с. 127.
– Какую сказку «пересказал» А.Н. Толстой?
– Можно ли сказать, что он её просто перевёл на русский язык? (Нет.)
– Из каких слов авторской статьи вы это поняли? («Просто другая книга».)
– Неужели мы отправимся в новую сказку без Саши и Афанасия?!
– Где же наши герои и чем они заняты, вы узнаете, прочитав текст на
с. 137.
Учитель читает текст на с. 137.
Вопросы после чтения:
– Почему Саше было грустно возвращаться домой?
– Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия? (В книге
«Мировая литература для детей» в обнимку с Буратино.)
© ООО «Баласс», 2012
2
II. Развитие
умений.
– Как Афанасий мог перепутать всё в сказке? Что это за отрывок из
сказки?
– Чем всё закончилось?
2 4 3 1 1 2 3
Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать
Буратино».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название сказки.
– Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это
название всей сказки и название главы.)
– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
– Что означает слово воспитывать?
– Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и
хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу
сказки.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести
диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте
учебника).
По ходу чтения идёт словарная работа.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
(В. Что же случилось накануне?)
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
© ООО «Баласс», 2012
3
накрытым кукольной посудой. Оглянула деревянного мальчишку с головы
до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы
предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную
чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой
жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите изпод себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для
этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы
предположения детей.)
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием.
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино. (В. Почему с
завистью? О. Ответыпредположения детей.)
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
(П. Вот откуда зависть – Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за
столом, соблюдая правила приличия.)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
© ООО «Баласс», 2012
4
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом – заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся
Буратино.)
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, –
сказала девочка. (П. Вот почему поморщилась Мальвина.)
Четверо портных – мастеродиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых
девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил,
Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки,
Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё
таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре
золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала
девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой... У вас в
кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного...
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
© ООО «Баласс», 2012
5
– Два...
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала
девочка. – Займёмся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
– Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот. (В.
Ответы
предположения детей.)
Почему же эта фраза волшебная? О.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и
чернильницы. (Чернильница – специальный сосуд для чернил, в который макают перо,
когда пишут.)
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос
и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько
напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если
уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой
© ООО «Баласс», 2012
6
фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто ктото скрежетал мелкими
зубами:
– Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино. (В. Интересно, а что будет ночью?)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не
сиди да так не ешь... Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за
чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя
друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (П. Вот, оказывается, что
будет ночью.)
3. Работа с текстом после чтения.
– Чему хотела Мальвина научить Буратино?
– Получилось ли у неё?
4. Перечитывание текста частями с комментариями и анализом
прочитанного.
© ООО «Баласс», 2012
7
После чтения 1–2го абзацев (с. 138).
– Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
– Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла.)
После чтения 1го предложения 3го абзаца.
– Почему же Мальвина поморщилась?
После чтения отрывка на с. 139.
– Покажите, как сидел Буратино.
– Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
– Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– Как к этому отнёсся Буратино?
Чтение с. 140 до слов: «Теперь сядьте...»
– Кому завидовал Буратино?
– Почему завтрак был мучительный?
– Назовите друзей Мальвины. Какой она была? (Доброй, аккуратной.)
– Прочитаем отрывок, который можно назвать «Урок арифметики»,
по ролям. Прочитайте про себя, подготовьтесь к чтению по ролям:
отметьте на полях карандашом буквой Б реплики Буратино, буквой М –
Мальвины, буквой А – слова автора.
Вопросы после чтения:
– Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал
дословно, как бы он поступил в жизни.)
Теперь читаем об уроке русского языка. Предварительная подготовка.
Чтение по ролям. Вопросы после чтения:
– В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?
© ООО «Баласс», 2012
8
– Почему у Буратино ничего опять не получилось? (Он «никогда даже не
видел перо и чернильницу».)
– А что подумала Мальвина? (Что он шалун.)
– Здесь наши герои не смогли понять друг друга.
Чтение до конца:
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
Прочитаем его размышления выразительно (с. 142–143).
– Почему здесь много многоточий? Как надо читать? (Медленно, негромко,
ворчливо, возмущённо, обиженно.)
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
Каким должен быть настоящий воспитатель?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Понравился ли вам этот отрывок из сказки?
– Какой он – грустный или весёлый?
– Хотелось бы вам сыграть в спектакле роль Буратино или роль Мальвины?
Почему?
– Получилась ли из Мальвины учительница?
– Чему она хотела научить Буратино?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?
© ООО «Баласс», 2012
9
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Подготовиться к инсценированию сказки: девочки учат слова Мальвины,
мальчики – Буратино.
2. Выполнить задание 1 в тетради на с. 18.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
1
Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.
Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
Врете, ни одного...
Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал. - Два...
Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
Тебе чего?
Дождись ночи, Буратино.
Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.