Меню Рубрики

Методы государственного регулирования вэд на примере пао. Цели, принципы и методы регулирования вэд

Ведение

Давно закончилась эпоха натурального хозяйства. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае, экономически. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

В своей курсовой работе я буду рассматривать внешнеэкономические связи России, органы и созданные программы в РФ для осуществления внешнеэкономических связей.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утвер­ждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений находится в самом начале. Несмотря на формальное расшире­ние в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике пока не только не возрастает, а сокращается. Так, на­пример, удельный вес российской внешней торговли в междуна­родной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в кон­це 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной ста­дии находятся процессы легального вывоза капитала, органи­зации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообще­ство достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

    Прохождение Россией основных ступеней развития эконо­мики рыночного типа, которые в свое время миновали экономи­чески более развитые страны;

    восстановление нарушенных связей, экономическая инте­грация в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в ми­ровое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно разви­тыми, развивающимися странами, международными экономиче­скими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять как осуществляются внешнеэкономические связи в нашей стране. В своей работе я рассмотрю такие важные задачи как: из чего состоит правовая база регулирования внешнеэкономических связей; государственное программирование внешнеэкономических связей; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификация импортных товаров. Но самая основная задача – рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Моя курсовая работа состоит из трех частей:

    Введение – здесь я кратко описал: «Что такое внешнеэкономические связи и зачем они нужны», а также показал цели, задачи и структуру моей работы.

2. Основная часть – в этой части я выделил, на мой взгляд, самые главные пять вопросов, которые наиболее полно раскрывают выбранную мной тему.

3. Заключение – обобщение курсовой работы и краткие выводы о современном положении России в мировой экономике, а также предложения по улучшению международных экономических отношений.

В своей курсовой работе я использовал следующие методы:

Исторический анализ

Статистический анализ

Синтез.

Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей

Государственное регулирование внешнеэкономических связей -это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:

    Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны.

    Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.

    Обеспечение занятости населения.

    Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне.

    Стабильность цен.

    Качество жизни в обществе.

    Экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

    Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

    сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

    улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

    переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.

    “Технологическим” элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:

    Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

    Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.

  • 6. Социальная рыночная экономика как высшая форма государственного регулирования экономики.
  • 7. Особенности государственного регулирования в различных странах с социально ориентированной рыночной экономикой.
  • 8. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений.
  • 9. Взгляды современных представителей экономической науки на роль, которую должно играть государство в экономической жизни общества.
  • 10. Сущность и содержание экономических функций государства.
  • 11. Экономический рост и цели экономической политики государства.
  • 12. Антициклическая политика государства.
  • 13. Трансформация экономической системы и роль государственного регулирования.
  • 14. Особенности формирования и реализации экономической политики правительства в России в современных условиях.
  • 15. Формы и методы государственного регулирования экономики.
  • 16. Особенности форм и методов государственного регулирования в различных странах.
  • 17. Планирование как метод государственного регулирования экономики, его сущность и содержание.
  • Стратегическое и индикативное санирование
  • 18. Прогнозирование как метод государственного регулирования
  • 19. Программирование в системе государственного регулирования экономики.
  • 20. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования
  • 21. Принципы формирования и развития контрактной системы в сфере государственного регулирования.
  • 22. Организационно-экономический механизм развития контрактной системы в сфере государственного регулирования экономики.
  • 23. Бюджетное планирование и кредитно-денежная политика государства
  • 24. Бюджетное планирование - важнейший метод государственного регулирования экономики.
  • 25. Кредитно-денежная политика государства.
  • 26. Взаимосвязь кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политики.
  • 27. Антиинфляционная политика государства.
  • 28. Налогообложение как метод государственного регулирования и налоговая политика государства
  • 29. Налоговая политика государства
  • 30. Выбор различных налоговых инструментов в зависимости от экономической политики государства и циклического развития производства.
  • 31. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика государства
  • 32. Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики.
  • 33. Зарубежная практика антимонопольного регулирования.
  • 34. Российский опыт антимонопольного законодательства
  • 36. Стратегия государственной антимонопольной политики по развитию конкуренции.
  • 37. Особенности государственного регулирования естественных монополий.
  • 38. Государственное регулирование социальной сферы национальной экономики.
  • 39. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
  • 40. Роль государства в регулировании внешнеэкономических связей.
  • 41. Промышленная политика государства и государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 42. Государственная поддержка малого бизнеса.
  • 43. Инструменты денежно-кредитной политики государства
  • 44. Задачи переходного периода и роль государства в становлении и развитии рыночных отношений.
  • 45. Государственная программа становления и развития цивилизованных рыночных отношений.
  • 49. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций.
  • 46. Государственное регулирование экономического роста
  • 47. Государственное регулирование инфраструктуры рынка.
  • 48. Государственное регулирование в экономически развитых странах.
  • 50. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации.
  • 39. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.

    Внешнеэкономические связи - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техниче­ское сотрудничество, оказание экономического и технического содей­ствия, создание совместных предприятий других форм экономического сотрудничества. Все это является результатом развития товарного производства, которое исторически давно вышло за пределы удовлет­ворения общественных потребностей отдельных стран.

    Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, имеющее целью экономию общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами. Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затрачивать на производство товаров, взамен импортируемых, на средства, вырученные от экспорта.

    Из этого определения экономической ситуации внешнеэкономиче­ского обмена следует ряд выводов:

    Международный обмен товарами может быть выгоден всем стра­нам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта;

    Участие в международном разделении труда позволяет дости­гать поставленные экономические цели при меньших затратах общест­венного труда. Следовательно, в целях ускорения социального и экономического развития страны необходимо увеличить масштабы внешнеторгового обмена.

    Экспорт первичен. Для того, чтобы страна получила возможность иметь экономические выгоды от участия в международном разделении труда, она должна обладать необходимыми экспортными ресурсами и быть способной реализовать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для осуществления импортных операций. В этой связи большое значение имеет принцип валютного самофинансирования и самоокупаемости.

    Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать экспорт той продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

    В результате сложившихся в мировой экономике стоимостных пропорций наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции. Как свидетельствуют данные ООН, в настоящее время около 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары и более 60 % - на готовую продукцию.

    В структуре российского экспорта сложилось обратное соотноше­ние. Экспорт России имеет ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80 % экспорта (мине­ральное сырье и топливо 45 %, металлы - 17 %, химические товары - 8 %, лесоматериалы - около 5 %, сельскохозяйственное сырье - 3%). Произошло активное "вымывание" из структуры экспорта продукции машиностроения - в настоящее время ее доля упала до 5 % и сократилась по сравнению с 1991 г. более, чем в два раза.

    В процессе экономического реформирования в Российской Федера­ции существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика го­сударства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связан­ных с этим экономических выгод и преимуществ.

    Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает раз­витие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направле­нии оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

    Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию россий­ской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происхо­дит именно "совершенствование" системы государственного регулиро­вания ВЭД в России.

    Внешнеэкономические связи (ВЭС) - это составная часть хозяй­ственного механизма и внутренней политики страны в целом.

    Под внешнеэкономической политикой государства понимается дея­тельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

    Современные процессы в международной жизни порождают постоян­ное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.

    Протекционизм представляет собой политику государства, на­правленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.

    В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

    И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решае­мых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:

    Несмотря на потенциальные выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;

    Безработица. Проблема занятости населения - рабочие места;

    Защита "молодых" отраслей;

    Прямое воздействие на торговлю используется как средство преодоления нарушений в платежном балансе страны;

    Регулирование ВЭС применяется для контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

    В целях обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, охраны здоровья и жизни населения, экологии;

    Межправительственные соглашения, международные организации.

    Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

    Регулированием внешнеэкономических связей занимаются прави­тельственные органы - различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей зани­мается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государст­венный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д.

    Регулирование внешнеэкономических связей осуществляется административными и экономическими методами:

    Административные методы. Для регулирования ВЭД государст­венные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партне­ров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постанов­ления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встреч­ных экспортных операций, и много других законодательных актов.

    В числе административных методов регулирования наибольшее влияние на структуру и географическое направление торговли оказы­вает следующее:

    Международные торговые договоры определяют общие направления развития экономических отношений между странами, устанавливают торгово-политический режим сотрудничества, предусматривают усло­вия взаимных расчетов и т.д.

    В развитии договоров страны подписывают долгосрочные (на 5-10 лет) соглашения о товарообороте и протоколы о торговле отдель­ными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.

    Условия международных договоров, соглашений и протоколов де­лятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообло­жения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.

    Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.

    В основе таможенного регулирования каждой страны лежит тамо­женный кодекс, утверждаемый законодательными органами. Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработ­ки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

    Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выпла­чиваемые при провозе товаров через государственные границы. Тамо­женные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

    По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием про­тив позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.

    Перечни товаров в тарифных странах - членах Генерального согла­шения о тарифах и торговле (Всемирная торговая организация ГАТТ ВТО) составляются в соответствии с введенной с 1 января 1988 г. гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

    Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой - экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты запол­няют таможенные декларации, в которых указываются сведения, харак­теризующие товары, существо торговых операций и участвующие сторо­ны. На второй - производится таможенный досмотр-проверка соответ­ствия фактического товара данным, указанным в декларации, прини­мается решение о возможности пропуска товара и определяется вели­чина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

    Лицензирование - система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров.

    Путем лицензирования осуществляется количественное регулирова­ние внешнеторгового оборота. Ограничения на импорт обычно вводятся с целью защиты национальной промышленности от конкуренции и иностранных поставщиков.

    Антидемпинговые процедуры - административные и судебные разби­рательства претензий, которые выдвигают национальные фирмы против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по занижен­ным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции.

    Торговые преференции - льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торго­вого и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, стра­хование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.

    Технические барьеры - проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями, а также промышленными ассоциациями.

    Одним из наиболее распространенных технических барьеров является требование сертификации импортируемых товаров, т.е. получение особых свидетельств и знаков, что эти товары прошли испыта­ния в специализированных лабораториях на соответствие их характе­ристик определенным стандартам и другой нормативно-технической документации, действующей в импортирующей стране.

    Экономические методы. Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осу­ществляют экономическое регулирование экспортных и импортных опе­раций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

    Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

    Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

    Косвенное финансирование экспортного производства осуществ­ляется через частные банки, которым правительства выделяют спе­циальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Други­ми методами косвенного финансирования является возврат экспорте­рам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

    Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными метода­ми. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

    Кредитование экспорта - одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

    К числу других наиболее распространенных инструментов под­держки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществ­ляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

    Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддерж­кой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.

    Государственное страхование экспорта осуществляется по низ­ким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части конт­ракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

    Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

    по дисциплине «Российское предпринимательское право»

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Введение

    Понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    1 Классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    3 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

    Заключение

    Библиографический список

    Введение

    Актуальность темы исследования . Исследование основных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является актуальной, практически значимой темой. Цель современной внешнеэкономической политики России - эффективная интеграция в мировую экономику. Главная задача заключается в том, чтобы на основе повышения конкурентоспособности отечественной промышленности уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.

    За прошедшие годы накоплен определенный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности России. Однако негативные тенденции во внешней торговле обязывают государство сочетать политику либерализации с разработкой комплекса мероприятий по созданию более эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности актуально и с точки зрения приведения его - в соответствие с принятыми в мировой практике нормами, а также анализа процесса сближения России с Европейским союзом и вхождения в ВТО.

    Целью работы является изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Для достижения этой цели поставлены следующие задачи :

    ) раскрыть понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

    ) охарактеризовать основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: классификации, сущность, особенности;

    ) дать характеристику методам нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Объектом исследования является действующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

    Нормативную основу исследования составили: Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Федеральный Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный Закон РФ «Об экспортном контроле» и др.

    В работе использованы работы Нестеровой А.Д., Чувилина Е.Д., Артёмова, Н.М., Гончаровой О.А. и других.

    1. Понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

    обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

    поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;

    обеспечение экономической безопасности страны;

    обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.

    Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

    обострение конкурентной борьбы на мировом рынке;

    дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;

    внешние долги, особенно развивающихся стран.

    Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: либерализации и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления «Европейской крепости».

    В конечном счете, протекционизм может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом.

    Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

    В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ.

    Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

    Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происходит именно «совершенствование» системы государственного регулирования ВЭД в России.

    Внешнеэкономические связи (ВЭС) - это составная часть хозяйственного механизма и внутренней политики страны в целом.

    Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.

    Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.

    В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

    И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решаемых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:

    несмотря на потенциальные выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;

    безработица. Проблема занятости населения - рабочие места;

    защита «молодых» отраслей;

    прямое воздействие на торговлю используется как средство преодоления нарушений в платежном балансе страны;

    регулирование ВЭС применяется для контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

    в целях обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, охраны здоровья и жизни населения, экологии;

    межправительственные соглашения, международные организации.

    Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

    Регулированием внешнеэкономических связей занимаются правительственные органы - различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей занимается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государственный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д..

    2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    2.1 Классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    государственный тарифный внешнеэкономический административный

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

    М.Н. Артёмов выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

    -таможенно-тарифное регулирование;

    -нетарифное регулирование;

    -запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

    -меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

    А.Д. Нестерова считает, что регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование.

    Ряд авторов выделяют такие методы, как административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).

    2.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Административные методы

    Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

    Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.

    Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения 5-10 лет и более о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

    Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

    В развитии договоров страны подписывают долгосрочные (на 5-10 лет) соглашения о товарообороте и протоколы о торговле отдельными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.

    Условия международных договоров, соглашений и протоколов делятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообложения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.

    Таможенное обложение

    В основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

    Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.

    Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

    Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

    По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.

    Перечни товаров в тарифных странах - членах Генерального соглашения о тарифах и торговле (Всемирная торговая организация ГАТТ ВТО) составляются в соответствии с введенной с 1 января 1988 г. гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

    Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой - экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты заполняют таможенные декларации, в которых указываются сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны. На второй - производится таможенный досмотр-проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

    С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.

    Контингентирование и лицензирование

    Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

    Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

    Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

    Антидемпинговые процедуры

    Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели (национальные фирмы) против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

    Торговые (ценовые) преференции

    Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

    Торговые преференции - льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.

    Технические процедуры (барьеры)

    Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

    Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

    Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

    Технические барьеры - проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями, а также промышленными ассоциациями.

    Одним из наиболее распространенных технических барьеров является требование сертификации импортируемых товаров, т.е. получение особых свидетельств и знаков, что эти товары прошли испытания в специализированных лабораториях на соответствие их характеристик определенным стандартам и другой нормативно-технической документации, действующей в импортирующей стране.

    Экономические методы

    Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

    Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

    Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

    Косвенное финансирование экспортного производства осуществляется через частные банки, которым правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

    Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

    Кредитование экспорта - одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

    К числу других наиболее распространенных инструментов поддержки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

    Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддержкой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.

    Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части контракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

    Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

    2.3 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

    Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская, фискальная функции.

    Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

    Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

    Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

    Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

    Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

    Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

    Под нетарифными барьерами к свободной торговле понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок).

    Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

    При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

    Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

    По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

    -прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;

    -антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

    Эта группа охватывает более половины всех нетарифных ограничений. К ней относятся и ограничительные меры Консультационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ) по вывозу из развитых западных стран в государства бывшего Варшавского договора и некоторые другие «государства с тоталитарными режимами» (Ливия, Ирак) военной техники и техники двойного назначения. В последнее время КОКОМ сократил запретительные записки по отношению к странам Восточной Европы, включая СНГ, и обещает вообще снять ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны. В ряде случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США-Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности ООН (Ирак, Югославия).

    Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

    -таможенные формальности;

    -технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);

    -санитарные и ветеринарные требования;

    -стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;

    -сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

    Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

    -валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;

    -регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

    Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

    Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

    К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

    Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

    Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

    Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

    «Добровольное ограничение» экспорта - это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

    В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

    На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд» разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

    Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции.

    Заключение

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

    Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

    В литературе существует несколько классификаций методов ВЭД. Выделяют административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).

    Методы также подразделяют на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Протекционистская функция таможенного тарифа связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Его фискальная функция обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

    Библиографический список

    Нормативные акты

    1.Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Российская газета от 06.05.2011, №5473.

    .Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.

    .Федеральный Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле (принят государственной думой 22 июня 1999 года) (одобрен советом федерации 2 июля 1999 года).

    .Федеральный Закон РФ от 14.04.1998 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2002) О мерах по защите экономических интересов российской федерации при осуществлении внешней торговли товарами (принят государственной думой 20 марта 1998 года).

    Специальная и научная литература

    1.Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. / А.Д. Нестерова. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1997. - 63 с.

    .Чувилин, Е.Д. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. / Е.Д. Чувилин, В.Г. Дмитриева. // Финансы и статистика, - М., 1998. - № 5. - С. 49-60.

    .Артёмов, Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. / Н.М. Артёмов, Г.Г. Ячменев. - М.: Полиграф ОПГ, 2004. - 256 с.

    .Государственное регулирование экономики. Учебное пособие // Г.Н. Власов, А.М. Желтов. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. - 250 с.

    .Гончарова, О.А. Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле / О.А. Гончарова // Российский Экономический Журнал № 8, 2000 г. - С. 49-59.

    .Козырин, А.К. Комментарии Таможенного Кодекса РФ / А.К. Козырин // Хозяйство и право. - 2001. - № 1. - с. 34-54.

    .Круглов, А.С. Основы таможенного дела. / А.С. Круглов- М.: РИО РТА, 2001. - 310 с.

    .Шимелик, К.А. Международное правовое регулирование внешнеэкономической деятельности развивающихся стран. / К.А. Шимелик - Минск: БГУ, 1999. - 220с.

    .Сергеев, П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». / П.В. Сергеев. - М.: Новый Юрист, 1998. - 236 с.

    .Балабанов, И.Т. Валютные операции. / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 322 с.

    Похожие работы на - Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Система мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Нормативно-правовые акты.

    Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

    Государственное регулирование экономики в целом осуществляется посредством различных форм и методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования внешнеторговой деятельности прогнозирование преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций государственного и частного сектора в области внешней торговли, в процессе планирования на каждые 3-5 лет намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений, размеры желаемого роста производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие программы.

    Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.

    В соответствии с мировой практикой государства используют 2 набора методов регулирования: экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).

    Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.

    В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.

    Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.

    Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

    Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений.

    По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

    количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;

    таможенные и административные импортно-экс-портные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы;

    стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;

    ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов;

    участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок, государственная торговля.

    Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

    Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.

    Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.

    В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

    В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.

    Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и косвенными. Прямое финансирование осуществляется в виде выплат экспортеру дотаций из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия страхования, передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д.

    Что касается нормативно-законодательной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность, то хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь создана достаточно обширная законодательная база в виде Указов Президента Республики Беларусь, Законов Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров и т.д.

    Законодательную базу регулирования импорта в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями). Таможенный Кодекс Республики Беларусь определяет таможенную политику республики, структуру таможенных органов, положения о таможенном контроле, а также определяет таможенные режимы для вещей, перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь и порядок применения таможенных пошлин для вещей, заявленных в том или ином таможенном режиме.

    Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенный тариф Республики Беларусь состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тариф.

    В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вида таможенных пошлин.

    Таможенные процедуры в Беларуси соответствуют положениям Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото). В зависимости от требуемого типа таможенной обработки может потребоваться выполнение следующих процедур в дополнение к процедурам, упомянутым в предыдущих разделах: предъявление грузовой таможенной декларации, книжки МДП (Сarnet T.I.R.), транспортной накладной, спецификации и счета-фактуры или другого сопровождающего документа; документация, подтверждающей, что заявитель законно владеет товаром, который предстоит ввезти, например, контракт или счет-фактура; уплата таможенной пошлины, сбора за оформление, акциза и НДС; определенные контрольные меры (осмотр, инспекция, экспертиза), например, относящиеся к санитарным и фитосанитарным мерам; сертификата происхождения для товаров, происходящих из государств, с которыми Беларусь заключила соглашения о свободной торговле или которые пользуются тарифными преференциями.

    Тема 13. Особенности правового регулирования внешнеторговых сделок

    Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями)
    внешнеторговая деятельность -
    деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

    внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами;

    внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

    внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

    внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    1. Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроков сотрудничества и т.д.

    2. Тарифное регулирование внешней торговли проводится на основе таможенных тарифов, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

    3. Нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли подразделяют на:

    3.1. Меры, направленные на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

    · лицензирование – система письменных разрешений, выдаваемых гос. органами на экспорт и импорт товаров.

    · квотирование - количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран;

    · антидемпинговые процедуры – судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели к иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции;

    · ценовые преференции – их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя только в том случае, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем на указанный минимум;

    3.2. Меры, относящиеся к административным формальностям, действие которых ограничивает торговлю:

    · таможенные формальности – в их основе лежит Таможенный кодекс (н-р. определяет условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного права и проч.);

    · технические процедуры – устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний (требование сертификации товаров);

    · импортные процедуры – это правила проведения импортных операций при государственных закупках. С этой целью во многих странах покупатель должен провести международные торги для выяснения наиболее выгодного продавца;

    · оперативное регулирование ВЭД – регулирование, осуществляемое государственными органами. Гос. регулирующие органы могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнении обязательств, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам и проч.

    4. Экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала:

    4.1. Прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случае поставок крупных материалоемких товаров (судов, нефтяных буровых платформ и т.п.).

    4.2. Государственное финансирование НИОКР . Осуществляется в отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение НИОКР. Государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования.

    4.3. Косвенное финансирование экспортеров . Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. К косвенному финансированию можно отнести передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

    4.4. Снижение налогов с экспортеров . Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве

    4.5. Кредитование экспортера . Кредитование может быть внутренним и внешним:

    · внутреннее – осуществляется через государственные банки предоставлением среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20 лет) кредитов в национальной и свободно конвертируемой валюте на развитие экспортного производства (льготные условия, стабильные ставки);

    · внешнее – нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство субсидирует из бюджета целевые банковские кредиты, которые могут быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны-кредитора;

    4.6. Страхование экспорта (внутренне и внешнее ):

    · внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство;

    · при осуществлении внешнего страхования государство за счет бюджета берет на себя часть политических (войны, перевороты, забастовки) рисков, а также коммерческих (колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах).

    4.7. Помощь государственным представительствам за границей , которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.п. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов.