Играть и учиться. Как в Центре имени Ю.В. Никулина развивают детей с помощью лего-конструирования

Лего — известный во всем мире конструктор, снискавший популярность не только как игрушка, но и как инструмент развития детей. О том, как обучать и развивать детей с помощью лего-конструирования, рассказывают специалисты Центра содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина.

Способы игры с конструктором

Лего-конструирование помогает развитию пространственного и логического мышления, произвольного внимания, речи и коммуникативных способностей детей разного возраста, учит планировать и контролировать процесс выполнения задач, развивает личностные качества. А варьирование идей и элементов конструктора создает практически неограниченные возможности для развивающих занятий для детей.

«Любой конструктор — это в первую очередь инструмент. Его можно использовать по-разному: ребенок самостоятельно или со взрослым конструирует модель по предложенной схеме или же воплощает собственные идеи. Группа детей самостоятельно или под руководством взрослого конструирует модели и участвует в общей игре. Все эти процессы со стороны очень похожи, но для ребенка это абсолютно разные занятия. В одних условиях у него активнее развивается креативное мышление, в других упор делается на развитие коммуникативных навыков, в некоторых играх на первый план выходит логическое мышление», — рассказывает методист ЦССВ имени Ю.В. Никулина Людмила Голишева.

Так, меняя условия и правила игры, взрослые могут направлять развитие ребенка в нужное русло: шумному непоседе лего-конструирование помогает привить усидчивость и аккуратность, застенчивому малышу — найти повод для общения со сверстниками.

Важно заинтересовать

На занятиях с лего дети учатся быстро распределять роли между собой: появляются генераторы идей, конструкторы, определяющие, как и из чего необходимо строить, организаторы совместного труда, активные исполнители, аналитики, которые наблюдают за процессом со стороны и вовремя дают верные советы, исправляют недостатки.

«Каждому ребенку дается возможность быть изобретателем и творцом. Играя с лего-человечками, пытаясь вообразить, кто они и что чувствуют в различных ситуациях, ребенок лучше осознает себя и свою личность», — продолжает Людмила Голишева.

Минуты вхождения в игру

«Каждое занятие по лего-конструированию начинается с психологического настроя воспитанников на совместную работу, — делится опытом методист Центра. — Это называется минутой вхождения в игру».

В качестве примера Людмила Голишева приводит такое упражнение, как «Улыбка»:

«Начинается новое занятие. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Свете, Еве, Роберту, Мише?.. А что вы хотите пожелать мне? Вздохните глубоко и со вздохом забудьте все неприятное, что с вами произошло с утра: обиду, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».

Или можно начать занятие с упражнения «Руки»:

«Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. За что ты, Миша, любишь свои руки? Света, а ты любишь свои руки?.. Посмотрите, какие добрые и умные у вас руки! Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам сегодня на занятии добрыми помощниками».

Этапы конструктивно-игровой деятельности

Знакомство детей с лего происходит во время серии спонтанных коллективных и индивидуальных игр. Ребята узнают, какие детали конструктора существуют, какого они цвета и размера, какой формы, как называются (сапожок, овал, овал с глазками, кирпичик и т. д.). Учатся скреплять элементы разными способами.

Следующий этап — это конструирование с использованием тематических наборов, готовых схем и таблиц.

«Освоив принцип игры с тематическими наборами, приступаем к творческим проектам, которые дети выбирают самостоятельно, — продолжает Людмила Голишева. — Здесь задача взрослого состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность работать в собственном темпе, дать ему достаточно времени для приобретения необходимых знаний и навыков прежде, чем он приступит к следующему этапу обучения, на котором задачи будут и сложнее, и интереснее».

Лего как способ обучения

В ЦССВ имени Ю.В. Никулина лего-конструирование используется и в процессе обучения воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста математике, письму и чтению. Сложение, вычитание, умножение и деление объясняются на примере блоков разных размеров, а нанесенные на блоки буквы позволяют сделать обучение чтению по-настоящему занимательным процессом.

«Детям настолько нравятся занятия по лего-конструированию, что не возникает необходимости тратить время на установление порядка и дисциплины. Красочные лего-детали делают занятия увлекательными, эмоционально приятными, а, следовательно, и более эффективными, вызывают у детей интерес к новому, развивают фантазию. Самое главное: я вижу в глазах детей радость от процесса игры и общения друг с другом», — подытожила Людмила Голишева.

 

Источник: ДТСЗН города Москвы.