Международная конференция, посвященная вопросам психологической помощи в пандемию, прошла в Москве

Научно-практическая конференция «Психологическая помощь в период пандемии: от кризиса к развитию» прошла 22 ноября в отеле «AZIMUT Олимпик Москва». В мероприятии приняли участие около 700 человек. Психологи, работающие в пандемию, поделились результатами последних исследований и научно-практических разработок. Организовала мероприятие Московская служба психологической помощи Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Подробности в нашем материале.

Приветственным словом встречу открыла первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Ольга Грачева.

«Обсуждая вопросы, связанные с развитием психологической поддержки в условиях Covid-19, нельзя не сказать о Службе психологической помощи, которая сделала очень много для москвичей. С марта 2020 года ими было оказано свыше 545 тысяч услуг. Люди обращаются к нашим специалистам в случаях, когда находятся в тяжелейшем эмоциональном состоянии, депрессии и тревоге.

В современных реалиях возникает множество вопросов, в которых пересекаются интересы медицинской науки, социальной защиты, общественной и благотворительной деятельности. Все это требует постоянного обсуждения и выработки конструктивных методических, технологических и организационных решений, направленных на улучшение качества и доступности комплексной психологической помощи. Несмотря на то, что психолог — специалист, который оказывает помощь один на один, он нуждается в живых встречах и общении с коллегами. Конференция в этой связи — большое подспорье».

В мероприятии приняли участие ряд отечественных и зарубежных экспертов. Своим опытом в области оказания психологической помощи поделились коллеги из Италии и Нидерландов. В ходе работы конференции были заслушаны доклады специалистов системы труда и социальной защиты населения города Москвы, а также Центра экстренной психологической помощи МЧС.

Организаторами конференции выступила Московская служба психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Служба обеспечивает круглосуточную психологическую поддержку жителей столицы. Ее сотрудники задействованы в работе с пациентами и врачами в красных и чистых зонах медицинских учреждений и на Горячей линии Комплекса социального развития Москвы.

Целью мероприятия стало аккумулирование научно-исследовательских достижений в области консультирования и анализ социально-психологических тенденций в период пандемии. На конференции обсуждались векторы развития психологической помощи в условиях COVID-19, профессиональные компетенции специалистов, работающих с кризисными ситуациями. Поднимались вопросы развития личности и семьи в ситуации неопределенности. Обсуждались кейсы оказания психологической помощи онлайн в области реабилитации, групповой и супружеской терапии.

С докладом «Потери, приобретения и ценность ресурсов у населения России в начале пандемии COVID-19» выступил психолог Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, научный сотрудник Психологического института РАО, член Ассоциации понимающей психотерапии, волонтер фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Федор Шаньков.

Заместитель начальника отдела экстренного реагирования Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Мария Токарева поделилась с коллегами опытом оказания психологической помощи медицинским работникам лечебных учреждений Свердловской области в период пандемии COVID-19.

О том, как оценивать профессиональные компетенции специалистов, прозвучало в докладах члена Общества когнитивных психотерапевтов и консультантов, Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, сооснователя Коллегии по этике психологов и психотерапевтов Юлии Захаровой и руководителя лаборатории консультативной психологии и психотерапии на базе Psychodemia, члена академического совета образовательной программы «Психология» департамента психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», члена Коллегии по этике в психологии и психотерапии, кандидата психологических наук Натальи Кисельниковой.

Мелисса Джонсон (Италия, Генуя), создатель методики «Обработка метафорических аффектов», личностно ориентированный консультант, обладатель степени в области творческого письма Колумбийского университета в Нью-Йорке, зачитала доклад «Исцеление в зеркале наших метафор: открытие, регулирование эмоций и решение проблем с помощью обработки метафорических аффектов».

Теме мониторинга услуг в сфере обслуживания персонала была посвящена лекция Луиса Ван Кесселя (Нидерланды), президента-основателя Европейской ассоциации супервизоров АНСЕ, международного лектора по коучингу и супервизии.

Адриан ван Дорн (Нидерланды), драмотерапевт, супервизор, коуч, представил мастер — класс «От размышлений к действиям».

Об особенностях супружеской терапии онлайн рассказал Виктор Меновщиков — президент Федерации психологов-консультантов России, доцент, кандидат психологических наук, а клинический психолог МСППН Анна Беликова поделилась практикой проведения сеансов психологической реабилитации в дистанционном формате.

Психолог Московской службы психологической помощи населению, психотерапевт, системный семейный терапевт, супервизор по индивидуальным и групповым формам работы, кандидат психологических наук Елена Баранова рассказала о том, как работает группа психологической поддержки «Мы справимся вместе», а Валентина Соколова, специалист ГБУ МСППН, поделилась с коллегами наработками использования транзактного анализа в своей работе.

Более 700 специалистов помогающих профессий стали гостями мероприятия, прямая трансляция которого велась на сайте устроителя.

Директор Московской службы психологической помощи населению Нина Петроченко сообщила: "С начала пандемии мы провели более 60 тысяч очных и дистанционных консультаций и более 2 тысяч вебинаров. В период самоизоляции актуальными были темы о том, как справиться с тревогой и паническими атаками, как помочь себе в стрессовой ситуации, наладить отношения с близкими людьми. Сейчас вопросы тревоги и страха отошли на второй план. Более востребованными стали темы личностного роста и саморазвития. С осени 2020 года наши специалисты работают в чистых и красных зонах резервных госпиталей и городских клинических больниц. На сегодняшний день там проведено почти 40 тысяч психологических консультаций, из них 78% — с пациентами и 22% — с медицинским персоналом. Самые частые запросы на психологическую поддержку связаны со здоровьем, с переживанием горя и утраты и с проблемами в области взаимоотношений с другими людьми.

Психологи смогли вынести на обсуждение профессионального сообщества волнующие их темы. Обобщая опыт оказания помощи во время пандемии, специалисты пришли к выводу, что психологическая поддержка становится все более востребованной. Людям зачастую сложно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. В дальнейшем результаты и выводы этих диалогов эксперты применят на практике и поделятся ими с единомышленниками.

 

Источник: ДТСЗН города Москвы.