Высокое искусство для инвалидов

Художественный руководитель театра-студии «Круг II», руководитель московского отделения межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», ставшей в прошлом году победителем конкурса грантов «Москва — добрый город», Андрей Афонин рассказал о грантовом проекте, творческой реабилитации и принятии ментальных инвалидов в общество.

Гранты «Москва — добрый город» в прошлом году получили 150 некоммерческих и общественных организаций. В рамках конкурса на развитие социальных проектов Москва выделила 400 млн рублей. Все выигравшие НКО в этом году реализовывают инициативы, которые помогают реальным людям с особыми потребностями получить нужную им помощь, поддержку и повысить качество жизни. До 10 августа московские социально ориентированные НКО могут подать заявку на отбор помещений в бесплатное пользование, которые предоставляет Департамент труда и соцзащиты. Всего город выделит благотворительным организациям 50 современных помещений.
— Какая социальная проблема тронула ваше сердце и сподвигла создать театр «Круг II»?

— Ментальные инвалиды — самая незащищенная социальная категория в силу того, что любая реабилитация не имеет для них конечного результата. Когда мы говорим про реабилитацию, мы имеем в виду что у этого процесса есть некие временные рамки, что в финале будет прогресс и человек, пройдя определенный курс, выйдет полноценным членом общества. В отношении ментальных инвалидов так сказать нельзя. Они навсегда остаются особенными. Поддержка такой категории ребят должна быть на протяжении всей жизни. Для этого требуется создание сообщества, поддерживающей и сопровождающей среды. Этим я занимаюсь уже более 30 лет.

Сейчас мы реализуем проект, который помогает методически сопровождать людей, которые создают подобную среду: мы записываем ролики, проводим мастер-классы, консультируем, делимся своим опытом, чтобы таких сообществ становилось больше и у каждого ментального инвалида был шанс оказаться в социуме.

Наши мастерские и театр — это как раз место, где эта сопровождаемая среда уже создана и работает. Мы много трудились над этим проектом и теперь тиражируем опыт.

— В чем особенность инклюзивных творческих студий?

— Мы не создаем какое-то особенное «инвалидное» искусство. Мы считаем, что театр — площадка, где люди с инвалидностью и без могут жить и творить на равных. Более того, творческая деятельность позволяет воздействовать на социум и менять его в сторону толерантности, потому что именно через искусство человек с особенностями развития может быть понят и воспринят, как интересный и продуктивный член общества. Это главное сообщение, которое мы транслируем во всех наших творческих проектах.

—  Как донести это сообщение до горожан, чтобы оно было принято не только на подмостках театра, но и в обычной жизни, например, в метро или в зоопарке?

— Я повторю вам то, что в свое время мне сказал Жан Ванье, основатель общин-поселений для ментальных инвалидов «Ковчег», когда я собирался впервые пойти на занятия с людьми с ментальной инвалидностью. Я попросил его дать мне совет, как начать работать с этими людьми. Так как я не знал их и боялся. И он посоветовал мне просто завести дружбу с одним из этих особенных людей. Это очень простой, но очень глубокий совет. Нужно просто пробовать! Человека с особенностями развития нужно увидеть, услышать, понять, а потом и принять. Мы боимся того, чего не знаем. Поэтому единственная возможность преодолеть этот страх — это узнавать. Если мы не будем бежать от этих ребят, мы рано или поздно начнем их принимать и понимать, как себя с ними вести. Вот тогда произойдет принятие этих людей в общество.

Поэтому мы и занимаемся искусством. Именно так мы транслируем это сообщение миру. Если со сцены человек видит прекрасное искусство, которое создано человеком с ментальной инвалидностью, ему становится проще принимать его. Он видит, что это красиво, что это со смыслом, и начинает думать: «Ага... если этот человек с аутизмом делает такое, значит он не страшен, значит я его могу понять, несмотря на особенности его мировосприятия, значит он постепенно становится для меня личностью». Так возникает интерес — неподдельный и искренний.

Искусство всегда ищет новый взгляд. Это тот случай, когда человек с особенностями развития может дать больше, чем любой другой человек, потому что он рожден с этим новым взглядом.

— Какие государственные проекты способствуют принятию в общество инвалидов?

— Хорошая практика — предоставление грантов некоммерческим организациями. У нас, например, за тридцать лет работы накопилось достаточно экспертизы, чтобы поделиться ею с государством. И очень отрадно видеть, что это стремление взаимное. Последние два года наша НКО получает поддержку от Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. В прошлом году Департамент помог нам через грантовый конкурс для НКО «Москва — добрый город».

Вместе мы реализуем множество проектов. Сейчас мы в процессе создания нескольких методических видео-пособий. Также мы организуем серию мастер-классов для специалистов, ведем активную работу по просвещению родительского сообщества, ведь им тоже нужна поддержка и забота государства и НКО. Хочется верить, что это сотрудничество будет продолжаться и приносить еще больше плодов.

Нам нужно постепенно освобождаться от иждивенческой позиции в отношении инвалидов. Необходимо стремится к созданию помогающих сообществ для людей с ментальной инвалидностью, где они могут почувствовать себя востребованными, полноправными участниками социальной жизни, а значит перестать чувствовать себя особенными.

 

Источник: сайт ДТСЗН города Москвы.