Полотняный завод. Как это сделано: производство автоцистерн и полуприцепов Инновационные технологии производства завода "Сеспель"
По случаю четвертьвекового юбилея предприятия мы посетили производство автоцистерн на заводе ЗАО "Сеспель" .
Это одно из самых современных, инновационных производств в Чувашии.
Завод, оснащенный уникальным оборудованием, производит и поставляет во многие страны мира полуприцепы, цистерны из алюминиевого сплава - цементовозы, муковозы, бензовозы, нефтевозы, битумовозы, подъемные цистерны, водовозы, комбикормовозы, цистерны для химической продукции:
Завод изначально проектировался по примеру современных европейских производств. Новейшие технологии даже при небольших размерах и количестве работников около 500 человек позволяют выпускать свыше 2500 автоцистерн в год. Кстати, 1 место по Чувашии в экономическом соревновании за 2012 год в категории от 300 до 600 человек! :)
Лозунг компании: "Немецкое качество по российской цене".
Посмотрим, как это достигается.
Во-первых, чтобы сразу было ясно: современная автоцистерна - очень сложная конструкция.
Как и обычный автомобиль, автоцистерна имеет внушительный набор средств пассивной и активной безопасности, включая антиблокировочную систему ABS и систему курсовой устойчивости.
Кроме того, свои особенности конструкции имеют цистерны для бензина и мазута, битума и зерна, муки и цемента, химической продукции, простой воды и комбикормов:
Полную экскурсию по всему производству провёл директор ЗАО "Сеспель" Владимир Бакшаев:
Присутствовал также Глава администрации моргаушского района Ростислав Тимофеев.
В этом сельскохозяйственном районе республики такой завод уникален. Впрочем, говорят, по ряду технологий и в России тоже уникален:)
Слушают блогеры kipek
, cterra
, baryshov
, makalval
и yuriy21
.
Производство начинается с раскроя листовых материалов:
А вот и сам лазер:
Сварка в цеху везде, всеми возможными способами:
Здесь использована лазерная сварка:
Монтируется и новый станок 3d лазерной сварки:
Универсальный робот для лазерной или аргоновой сварки объёмных деталей (процесс его наладки показан ниже на видео):
А вот и сварочный пост - хоть не робот, но оснащённый Wi-Fi (все параметры сварки задаются на центральном компьютере):
Вообще, тут большая часть операций автоматизирована, и все программы в станки и роботы загружаются по Wi-Fi. Соответственно, ничего не стоит быстро переналадить устройства на другую деталь и даже материал!
Для корпусов цистерн применяются сталь, нержавейка и алюминий.
Почему алюминий, наверное, объяснять не нужно: для транспорта вес всегда очень важен.
Но, как известно, варить лёгкий металл труднее всего: он моментально окисляется.
Поэтому раньше применяли аргоновую сварку (чтобы без кислорода). Вот такое качество шва получается после аргоновой сварки:
А вот совершенно другое качество:
Это шов после сварки трением с перемешиванием.
Здесь твердосплавный шток крутится, с усилием вдавливаясь между торцами свариваемых листов. Алюминий расплавляется и аккуратно заполняет шов, который получается ровным, без лишнего металла, и прочным, как сам лист.
Кроме того, существенно ниже нагрев металла и потому отсутствует деформация.
Работа сварочного станка показана ниже на видео.
"Сеспель" в России является пионером по использованию такой технологии сварки.
В освоении технологии и разработке собственных инструментов для неё участвует машфак ЧГУ.
Вообще, планомерно проводится "локализация" производства, то есть самостоятельное (и потому более дешёвое) изготовление возможно большего количества оснастки и комплектующих.
Так, в цистернах-прицепах используется дорогая немецкая тормозная система Wabco:
Вот схема этой сложной системы:
Но часть её внутренностей производится уже здесь. Например, ресивер, который выдерживает даже большее давление, чем немецкий:
Пульт управления тормозной системы тоже "локализован":
Таблички с русскими надписями гравируются здесь же на лазерном автомате (см. также на видео):
А вот на этом станке лист скатывается в цилиндр:
В конструкции всех цистерн, кроме цилиндрического тела, есть ещё закруглённые торцы.
Закругление нужно для равномерного распределения напряжений в конструкции (соединения с сильно выраженными углами по этим углам обычно и рвутся):
А сделать такую "крышку" - отдельная история! Для этого есть не так много способов: литьё по форме или штамповка.
Литейного производства здесь нет; а что до штамповки, так представьте пресс для детали диаметром в 2,5 метра!
Поэтому здесь используется ещё одна интересная технология: ротационная вытяжка, то есть раскатывание круглой заготовки специальным роликом по матрице:
Есть и другие, более мелкие, детали, которые также изготавливаются этим методом:
Как работает ротационная вытяжка, смотрите на обещанном видео. Очень похоже на то, как гончар формирует кувшин на гончарном круге.
Показана в основном вытяжка мелкой детали; обработка большого торцевого элемента не так зрелищна, хотя сам станок впечатляет!
Кстати, кроме обычных круглых, освоено и производство овальных торцевых элементов (на следующем фото один такой сзади виднеется).
Догадайтесь, как это делается? ;)
Внутреннее устройство цистерны непростое. Это снаружи она выглядит блестящей бочкой, а внутри даже чисто по конструктиву есть масса деталей: переборки, рёбра жёсткости, многослойная теплоизоляция. Для теплоизолированных цистерн продуманы специальные конструкции, чтобы убрать возможные мостики холода.
На следующем фото видна изоляция и наружное защитно-декоративное покрытие:
Да, если используется теплоизоляция, то требуется ещё одна деталь и, соответственно, ещё одно вспомогательное производство: наружных торцевых элементов.
Они, разумеется, уже не металлические, а пластиковые:
Технология похожа на производство акриловых ванн:
Армирующие волокна заливаются связующим и уплотняются вакуумной "присоской":
После сборки основных конструктивных элементов цистерну (особенно стальную) необходимо ещё и покрасить.
Сначала красили вручную:
А потом обзавелись специальным покрасочным роботом:
Автоматизированная покраска по качеству такая же, как и у автомобилей. Кроме того, по сравнению с ручной работой краска расходуется гораздо экономичнее:
Как вы уже видели, автоцистерна представляет собой многоосный полуприцеп, который присоединяется к стандартному грузовику.
Соответственно, она имеет все необходимые автомобильные части.
О надёжной тормозной системе мы уже говорили выше, теперь пара слов о подвеске.
Комплектование подвески тоже автоматизировано, производится по VIN-кодам:
Используются только комплектующие высокого качества, например, оси BPW ECO-Plus 2 (Германия):
Устанавливается также дополнительное оборудование по спецификации заказа, например, "чёрный ящик" с поддержкой GPS и ГЛОНАСС.
Он позволяет посмотреть весь путь и момент аварии. Нам рассказали историю о том, как прислали по рекламации цистерну с погнутым носом. А чёрный ящик показал, где и когда водитель на перегруженной машине не выдержал скоростной режим и допустил удар, зацепив рельсы на переезде.
Но анализом аварии польза от "чёрного ящика" не ограничивается. Поскольку многотонный бензовоз есть особо опасное транспортное средство, необходимо тщательно подбирать персонал и контролировать качество вождения. И для этого теперь есть объективный критерий и средства измерения.
А ещё на топливозаправщиках устанавливается компрессор. На предприятии также разрабатывается собственная конструкция компрессора, вдвое легче зарубежных аналогов.
Да, надо также сказать о больших проблемах, с которыми сталкиваются как производители, так и потребители (скупой платит дважды).
Во-первых, это обилие дешёвой китайской продукции, которая удешевлена и облегчена за счёт безопасности. Нормальный же производитель делает необходимый запас прочности (а это "лишний" вес и цена) - и проигрывает конкуренцию.
Поэтому инновационные технологии жизненно важны для производителя!
Во-вторых, это огромные масштабы импорта дешёвой б/у техники.
Если производитель выдерживает все строгие стандарты (а они в России строже, чем в Европе), и за их несоблюдение можно остановить производство и вообще лишить лицензии, то никакой Ростехнадзор не контролирует импорт. Не проводится даже радиационный контроль (а кто знает, что возили в импортных цистернах?).
Вот так и выживает отечественный производитель.
Рентабельность производства редко превышает 6%, тогда как рентабельность капитала того же Сбербанка - 20%.
Да и торговать выгоднее, чем производить. Было бы вот только чем торговать!
Хорошо, что промышленность у нас всё-таки есть!
Да, а ещё мы видели машинную мойку полов, что не лишне на тонком производстве:
Посмотрев все стадии производства автоцистерн, обратим внимание на отходы.
Алюминиевые обрезки переплавляются и отгружаются на переработку производителю:
Также могут выполняться сторонние заказы - получается дополнительное литейное производство:
Кстати, тигель для плавки алюминия должен быть только керамическим:
Есть и другие вспомогательные производства, например, газоподготовка, очистные сооружения, лаборатория, где постоянно контролируют образцы сварочных швов; наконец, есть собственное конструкторское подразделение, результаты которого по безбумажной технологии передаются прямо на станки и роботизированные комплексы.
Вот такое замечательное производство есть у нас, можно сказать, в сельской глубинке.
Поздравляю коллектив предприятия с 25-летним юбилеем!
Работают здесь местные жители, а все окрестные школьники обязательно бывают на экскурсии.
Владимир Александрович постоянно говорит о работе с молодёжью, о необходимости показывать им заводы, промышленность, реальное производство - и делать его выгодным и привлекательным для людей, в противовес нынешней всевластной и непроизводительной торговле.
Потому что человек на то и человек, чтобы ДЕЛАТЬ что-то новое и полезное!
Другие материалы
Полотняный завод. Это название нам знакомо исключительно в связи с Александром Сергеевичем Пушкиным. Точнее, с его женой – так называлось имение родителей Натальи Николаевны.
И еще мы помним, что
родители невесты неизменно жаловались жениху на финансовые затруднения. Так что
для неподготовленного зрителя гончаровское имение производит впечатление
неожиданно внушительное. И трехэтажный усадебный дом, и большой парк, и,
наконец, предприятие… И всему этому уже триста лет.
И, между тем, это был действительно завод, и действительно полотняный – то есть парусный. А также возникшее при нем бумажное производство, живое по сей день.
Стартовало все еще при
Петре, когда несколько купцов-компаньонов затеяли производство парусины, в
которой остро нуждался развивающийся флот.
Вот один из тех купцов,
будущий владелец усадьбы, и носил фамилию Гончаров. Наталье Пушкиной Афанасий
Абрамович Гончаров приходился прапрадедом. А потомственное дворянство за успехи
в развитии экономики он получил уже при Елизавете Петровне.
Почему же для
строительства предприятия было выбрано именно это место, в излучине реки
Суходрев? Посмотрим на план усадьбы: тут действительно крайне удобное место.
Есть вода, с одной стороны, а с другой – окрестные крестьяне успешно выращивали
необходимые для парусного полотна лен и коноплю.
Выстроенная на реке
плотина обеспечила не только красивый вид, но и необходимую для производства
воду (впрочем, и возможность кататься на лодке тоже).
О значимости предприятия
говорит и тот факт, что усадьбу Гончаровых посетила сама Екатерина II. Отсюда, впрочем, и
знаменитая история с «медной бабушкой» – статуей императрицы, которую заказал
Гончаров-современник, а Гончаровы-потомки без особого успеха пытались продать.
Ныне в музейной экспозиции есть ее уменьшенная копия.
Побывал в Полотняном
Заводе и еще один исторический персонаж. После Малоярославецкого сражения в
усадьбе была размещена штаб-квартира Кутузова (что увековечено памятным
знаком).
Судьба имения поменялась после 1917 года. Постройки были национализированы и приспособлены под административные нужды, усадебная церковь разрушена.
А вот фотография того, во
что превратился главный дом в 1941 году.
Тут легко предположить, что виновата война. Но нет – в музее рассказывают, что в усадьбе просто случился разрушительный пожар.
Я сказала «в музее» – да, но вопрос о его создании был поставлен только в 1970-х годах. А завершилась реставрация в 1999 году – как нетрудно догадаться, к 200-летию со дня рождения Пушкина.
Восстановить интерьеры
помогли изображавшие их живописные работы, акварели, фотографии.
А вот с «наполнением»
залов повезло больше. Дело в том, что мебель, многие предметы декора и памятные
вещи были вывезены из усадьбы и помещены в фонды Калужского краеведческого
музея. Откуда благополучно и вернулись – все это подлинное.
Сохранились и различные
памятные предметы, документы, книги.
Есть в экспозиции и
фрагмент белокаменного декора разрушенной усадебной церкви.
Однако сама церковь
сейчас восстанавливается – как и разоренная когда-то усыпальница Гончаровых.
Приводится в порядок и
обширный усадебный парк. В нем, кстати, много старых дубов – и они спорят за
звание дерева «у лукоморья».
Воссоздана
беседка-миловида на речном берегу.
Установлен в Парке и
памятник Пушкину. Александр Сергеевич тут романтичный – так сказать, не Онегин,
а Ленский.
Разумеется, многие
архитектурные объекты парка еще нуждаются в реставрации. Однако мы забыли о
фабрике. Уже не парусного полотна, разумеется (где те парусники?), а фабрике
бумагоделательной. В свое время она возникла логичным образом как продолжение
полотняного производства (сырье по тогдашней технологии было практически оно и
то же) и заняла в производстве бумаги в России значительное место. И более того
– успешно существует и по сей день, конечно, в модернизированном виде (наши
школьные тетради и альбомы для рисования – во многом оттуда).
Так вот, рядом с музеем-усадьбой
при фабрике в этом году появился еще и Музей истории бумаги с названием «Бузеон». Он
разместился в старинном фабричном здании.
Музей бумаги подробно
рассказывает и об истории письменности, и об истории бумагоделательного
производства. Здесь подчеркивают: экспозиция рассчитана не только на
профессионалов, но и на широкую публику. А потому показывает и разнообразные
«носители» текстов – глиняные таблички, бересту, пергамент, папирус, и бумагу
разных эпох. Рассказано и о том, где появилась бумага и как ее производство
распространялось по свету. А самый забавный экспонат – бумага природная. То
есть, на самом деле, осиное гнездо.
Здесь же – история
бумагоделательного производства в России и механизмы разных времен.
Для профессионалов здесь
планируют научные конференции, а для детей – разнообразные мастер-классы.
Теперь где все это: на севере Калужской области, то есть, на самом деле, не так далеко от Москвы. Маршруты общественного транспорта указаны на сайте музея-заповедника . ну, а на автомобиле можно ехать двумя способами. Я лично опробовала дорогу от Обнинска через Малоярославец, Медынь и Кондрово – она короче, хотя дорожное покрытие не везде хорошее. Есть сторонники пути от Обнинска еще вниз по Киевскому шоссе в сторону Калуги с дальнейшим поворотом вверх к Полотняному заводу – говорят, там дорога лучше (но путь существенно длиннее). В общем, каждый выбирает сам. :)
В музее-заповеднике
выходной – понедельник, в Музее бумаги – понедельник и вторник.
Уважаемые господа,
Прежде всего, позвольте выразить Вам свое глубокое уважение и представить компанию Чебоксарское предприятие ЗАО "Сеспель"
, ведущего российского производителя автоцистерн практически для всех разновидностей продуктов. Наше предприятие является на сегодняшний день самым высокотехнологичным заводом в России по производству специализированных транспортных средств. Обладая новыми, уникальными технологиями, многоступенчатой системой контроля качества, многолетним опытом и безупречной репутацией. Наше предприятие предлагает партнерство по производству стандартных и нестандартных автоцистерн, а так же других видов специальной транспортной техники, изготовленной по самым высоким стандартам европейского уровня качества. Автоцистерны, изготовленные на заводе ЗАО "Сеспель"
адаптированы к самым жестким условиям эксплуатации в РФ.
Инженеры с огромным вниманием относятся к каждому запросу и тщательно разрабатывают технологию и параметры заказанного изделия согласно техническим условиям партнера. Принцип постоянной обратной связи и высокий профессионализм сотрудников Завода Сеспель
, позволяет всегда удовлетворять самых взыскательных заказчиков в самые сжатые сроки и за умеренную стоимость. Надежные связи с поставщиками комплектующих, служба технической поддержки позволяют обеспечить техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт автоцистерн в короткие сроки.
Лозунг нашей компании: "Немецкое качество по Российской цене"
Инновационные технологии производства завода "Сеспель"
Покраска автоцистерн на заводе Сеспель. |
|
Очень большое внимание на заводе "Сеспель" уделяется покраске автоцистерн, даже не столько самой покраске, сколько подготовке к этому важному процессу, ведь именно от этой работы во многом зависит насколько долго будет держаться лакокрасочное покрытие на самой автоцистерне. |
Сборка и окончательная доводка автоцистерн на заводе Сеспель. |
|
На сегодняшний деньни один другой завод в России по производству автоцистерн, не предложит Вам такой услуги, так как не обладает данным оборудованием. |
Историческая справка: предприятие расположено в г. Чебоксары, было образовано в 1991 г. и занимается выпуском полуприцепов-цистерн для перевозки сыпучих грузов. С 2002 г. на производствах предприятия активно применяются технологии компаний WABCO, ZINGAMETALL.
Спецификация: выпуск муковозов, цементовозов, бетоносмесителей, полуприцепов тентовых и цистерн для перевозки технической воды.
Модельный ряд: муковозы компании "Сеспель" предназначены для перевозки сыпучих грузов, муки, зерна, комбикормов.
Двухосный двухскатный муковоз 9648 оснащен рессорной подвеской, имеет цистерну объемом до 25 м3 и используется с тягачами КамАЗ-54115, 5460, 6460, 65116.
Одно- и двухосные односкатные муковозы 964804/05/06 грузоподъемностью от 8 700 т до 21 800 т также оснащаются рессорной подвеской, идентичной КамАз, и имеют цистерну объемом от 13,6 м3 до 33,5 м3.
Трехосные односкатные полуприцепы марки 964808/10/11/14 грузоподъемностью от 21 800 т до 32 000 т конструируются на пневмоподвеске, оснащаются функцией противоопрокидывания, имеют цистерну объемом от 33,5 м3 до 55,8 м3 и могут быть использованы с тягачами КамАЗ-6460, 5460, 65116.
Полуприцеп - бетонный смеситель 964817 имеет цистерну объемом до 12 м3 и грузоподъемность до 28 000 кг, используется с тягачами КамАЗ-6460.
Двухосные, двух- или односкатные цементовозы 964801 компании «Сеспель» оснащены цистерной емкостью 25 м3 и грузоподъемностью 27 000 кг, комплектуются рессорной подвеской с балансиром или пневмоподвеской. Используются цементовозы компании «Сеспель» с тягачами КамАЗ-6460.
Полуприцеп-цистерна марки 964802/03/07, предназначенная для перевозки сыпучих грузов, имеет цистерну объемом от 13,6 м3 до 17,8 м3, может транспортировать от 13 000 кг до 20 000 кг и используется с тягачами КамАЗ-54115, 5460, 6460, 65116.
Трехосные односкатные цементовозы марки 964809/24, оснащенные пневмоподвеской, имеют грузоподъемность от 26 700 кг до 35 000 кг и цистерну емкостью от 25 м3 до33,5 м3. Используются такие цементовозы с тягачами КамАЗ-6460.
Полуприцеп-цистерна 664800 грузоподъемностью до 12 000 кг, выпускаемая на заводе «Сеспель», предназначена для перевозки бестарных сыпучих продуктов, устанавливается на шасси КамАЗ и имеет цистерну емкостью до 18,4 м3.
Модель 964815, тентовый и бортовой полуприцепы, используют для перевозки штучного товара. Объем полуприцепа составляет 98 м3 кг и грузоподъемность доходит до 30 000 кг.
Для перевозки непитьевой воды предназначена прицеп-цистерна 860100 с цистерной емкостью до 10 м3 и грузоподъемностью до 10 000 кг.
Цистерны из алюминия также используются для транспортировки сыпучих грузов. Полуприцеп-цистерна 964818/19/20/21 грузоподъемностью от 22 000 кг до 32 000 кг оснащена пневмоподвеской, предполагает использование с тягачами КамАЗ-6460, имеет цистерны емкостью до 48 м3.
Современный этап: уровень качества продукции завода «Сеспель» очень высок, что позволяет предприятию повсеместно реализовывать свой товар, в том числе продавать его в лизинг.
Мощный потенциал производственных мощностей, составляющий более 2500 единиц продукта ежегодно, позволяет полностью удовлетворить спрос российского рынка. В номенклатурном ряду содержится больше ста модификаций и моделей:
- цистерн на автомобильных шасси;
- полуприцепов-цистерн;
- прицепов-цистерн;
- танк-контейнеров из сплавов алюминия, нержавеющей или низколегированной стали.
В ассортименте продукции Сеспель – комбикормовозы, муковозы, цементовозы, зерновозы, автотопливозаправщики, бензовозы, водовозы, газовозы, цистерны для химических и пищевых грузов. Объём последних составляет 6,5-89 кубических метров.
Оборудование создано с применением инновационных энергосберегающих технологий, которые используются в европейских странах. Так, на предприятии имеются плазменные, сварочные, фланжировочные, литейные и раскаточные устройства. Завод имеет все сертификаты, отвечает требованиям Ростехнадзора, ИСО 9001-2001. Работы по сварке аттестованы Germanischer Lloyd Hamburg. В основе принципа разработки лежит трёхмерное проектирование. На всех этапах создания продукции используется схема паспортизации и сквозного контроля качества с использованием данных электронного документооборота.