Меню Рубрики

Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. Приказ "об утверждении кодекса этики и служебного поведения государственных служащих министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезв

Кодекс этики сотрудника УИС

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы утвержден:

а) приказом Федеральной службы исполнения наказаний;

б) №5 от 11.01.2012;

в) приказом Министерства Юстиции Российской Федерации;

г) №55 от 22.02.2013.;

а) Конституции Российской Федерации;

б) Международного кодекса поведения государственных должностных лиц;

в) Уголовного кодекса;

г) Административного кодекса.

а) установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника;

б) формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

в) физической закалке организма сотрудника;

г) отсутствие у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения.

4. Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам:

а) на уважение, доверие граждан и общества в целом;

б) поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег;

в) бесплатный проезд всеми видами транспорта;

г) бесплатное медицинское обслуживание.

а) фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях;

б) требованиях гражданского и служебного долга;

в) уважении, доверие граждан и общества в целом;

г) поддержке в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег.

а) повысить эффективность выполнения;

б) должностных обязанностей;

в) снизить эффективность выполнения;

г) служебного долга.

7. Сотрудники УИС призваны:

а) не оказывать предпочтения профессиональным или социальным группам и организациям;

б) быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

в) использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов;

г) отказывать в содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

8. Руководитель призван:

а) принимать меры по предупреждению коррупции;

б) не допускать случаев принуждения сотрудника к участию в деятельности политических партий и общественных объединений;

г) отказывать в содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости,;

Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы

Юридические науки

  • Павлова Елена Вячеславовна, старший научный сотрудник
  • Научно-исследовательский институт ФСИН России
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
    • МОРАЛЬ
    • ЭТИКА
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
    • КОДЕК ЭТИКИ
    • В современном, стремительно изменяющемся мире, в обстановке крайне сложным процессов в политической, экономической и правовой сферах, назрела острая необходимость разработки новых организационно-методических подходов к воспитательной работе с работниками УИС, с учетом новых реалий в организационно-штатной структуре ФСИН России и подчиненных подразделений.

      Одним из важнейших компонентов воспитательной работы является профессиональная этика работника УИС. Выполнение стоящих перед УИС задач, немыслимо без сформированных высоконравственных и общекультурных качеств работников УИС. Иными словами, это качества, которыми должен обладать каждый работник УИС.

      В целях формирование нравственных установок работников УИС, ориентированных на неукоснительное соблюдение Конституции, законов Российской Федерации, верность Присяге, а так же обеспечение морально-психологической устойчивости личного состава, повышение его общей и профессиональной культуры, укрепление авторитета и престижа службы в УИС Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 был утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее – Кодекс) разработанный с учетом норм Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996).

      Самое важное заключается в том, чтобы работник УИС полностью усвоил систему определенных стандартов изложенных в Кодексе, для выполнения своих обязанностей. Настоящий профессионал УИС формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения. Предполагается, что весь личный состав ФСИН России должен быть хорошо осведомлен о сути и общем характере профессиональной этики работника УИС в России, особенно это относится к руководящим кадрам, которые занимаются нравственным воспитание кадров.

      Для этого необходимо рассмотреть теоретические аспекты профессиональной этики. В результате чего, работник УИС получит необходимую информацию и наставления, которые будут содействовать исполнению им должностных обязанностей на самом высоком уровне.

      Этика – это область знаний о сущности и морали, законах ее возникновения, развития и функционирования, наука, изучающая проблемы нравственности в обществе.

      Мораль (от лат. moralis — нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике в общественных отношениях, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде определенных «рамок» достойного поведения, и служат критериями достоинства и порока, добра и зла, и т. п. При этом стоит отметить, что в отличии от права, соблюдение моральных норм не являются строго обязательными их не исполнение санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). «Но применительно к требованиям предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями», примером может служить п. «л» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

      Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.

      Нравственность – реальные процессы в сфере моральных отношений, определенные «рамки» достойного поведения, системы норм, правил, которые служат критериями достоинства и порока, добра и зла.

      Моральные (нравственные) отношения – это те отношения, в которые вступают люди совершая моральные (аморальные) поступки. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.

      Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на:

    • отношения между начальником и подчиненными;
    • отношения между коллегами;
    • отношения с гражданами.
    • Под этикой в широком ее смысле может пониматься многофункциональный закон, который регулирует отношения как между индивидуумом и социумом, так и отношения между индивидуумами внутри социума.

      Следует отметить, что профессиональная этика работников УИС — это специфическое действие общеэтических норм в сфере правоохранительной деятельности и принципиально отличается от этики большинства других профессий, т.к. оно сопряжено с соблюдением особых норм профессиональной морали, которая характерна только для данной профессиональной группы.

      В то же время данная профессиональная группа дополнительно подразделяется на более мелкие профессиональные подгруппы. В данном случае мораль таких подгрупп, может еще и дополняться нормами более узкой направленности характерных для определенной службы. Например, служба оперативных работников несет в себе целый «букет» профессионально-этических особенностей. Так при соблюдении консперативности, необходимым профессиональным качеством, должна являться скрытность, для более эффективного выполнения оперативной комбинации используется – распространение дезиформации (заведомо ложной информации). Несмотря на всю специфичность данной службы, этот пример характеризует только отдельную сторону всей сложной системы нравственных отношений, которая складывается в процессе выполнения работником УИС своих служебных обязанностей.

      В связи с этим можно определенно сказать, что многообразие и сам характер, содержание норм и требований профессиональной этики работников УИС обусловлены разнообразием видов профессионально-нравственных отношений, а так же сфер, в которых эти отношения складываются и проявляются.

      Профессионально-этический кодекс (от латинского codex — книга) – это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами данного вида профессиональной деятельности и принятый в установленном порядке их официальным профессиональным объединением.

      В Кодексе этики (Приказ ФСИН России от 11.01.2012, №5) и формирования служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС включены наиболее значимые элементы профессионально-этической системы УИС. Вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе УИС, т.к. существенно беднее ее, по смысловой нагрузке, и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы Федеральной службы исполнения наказаний в императивной форме. Поскольку не дает объяснения и обоснования нормам содержащимся в нем и т.п..

      Кодекс этики (Приказ ФСИН России от 11.01.2012, №5) и формирования служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС является отображением реально существующей профессионально-этической системы. В первую очередь, следует иметь в виду, что в кодексе представлены, как уже говорилось, не все элементы профессионально-этической системы, а основные, или, правильнее сказать, те, что представляются основными. Кодекс представляет собой сведенные воедино и в установленном порядке легитимизированные этические нормы и принципы деятельности, а также требования к профессионально-значимым качествам сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, складывавшиеся на протяжении достаточно длительного периода времени,т.е. Кодекс обладает так называемыми качествами абсолютной завершенности вследствие того, что после этапов подготовки проекта Кодекса и его обсуждения, он легитимизируется – принимается, утверждается — и становится документом, содержащим обязательные для выполнения всеми сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими УИС.

      Сущность Кодекса заключается в том, что он является упрощенным отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты в адаптированном к нуждам профессиональной практики виде. Но вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее. Тем не менее в практической профессиональной деятельности Кодекс имеет не меньшую значимость, чем само профессионально-этическое учение и соответствующая ей профессионально-этическая система, поскольку в основном именно он используется сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими УИС в их непосредственной деятельности.

      Объектом Кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, а его предметом – моральные знания, умения и главное – практические навыки сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, реализуемые в их повседневной профессиональной деятельности.

      Основными целями Кодекса являются:

      • установление нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;
      • формирование единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
      • воспитание высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;
      • регулирование профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;
      • соблюдение этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;
      • выработка у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения.

      Кодекс, так же выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

      Сущность Кодекса раскрывается через функции, которые он выполняет, а именно:

    1. Он призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.
    2. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.
    3. Таким образом, согласно выполнению своих функций, Кодекс способствует сохранению и укреплению сущности профессиональной деятельности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС.

      Итак, можно с уверенностью сказать, что профессионально-этический кодекс необходим. Профессионально-этический кодекс это реально действующим документом, но он становится таковым только после осознания сотрудниками его необходимости, при этом он не является документом исключительно «для служебного пользования», полезным может оказаться его размещением, например, в помещении приема передач, где бывают не только сотрудники, но и родственники и знакомы осужденных содержащиеся в учреждениях ФСИН России, в приемной начальника учреждения и т.п. Это будет способствовать осуществлению этический контроля за действиями сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, с одной стороны, а с другой, это будет являться дисциплинирующим фактором для самих сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС.

      В целом можно сказать, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие УИС, если они заинтересованы в повышении эффективности и качества своей работы, повышении престижа и статуса своей службы, могут предложить множество оригинальных решений, которые сделают Кодекс этики «рабочим документом», который станет стимулом для развития профессиональной деятельности и повышения статуса службы.

      Список литературы

      1. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник: [гриф УМЦ, НИИ ОН] / Ред. В. Я. Кикоть. – М. : ЮНИТИ: Закон и право, 2012. С.41.
      2. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник: [гриф УМЦ, НИИ ОН] / Ред. В. Я. Кикоть. – М. : ЮНИТИ: Закон и право, 2012. С.22
      3. Ср.: Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1981. С. 125-126.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Кодекс этики приказ фсин 5

      Профессиональный кодекс чести Федеральной службы исполнения наказаний России

      Под профессиональным кодексом чести государственного служащего принято понимать — свод морально-этических норм и правил поведения, которых должен придерживаться каждый, кто осуществляющее от имени государства профессиональную деятельность и имеет статус государственного служащего.

      11.01.2012 года приказом ФСИН России №5 утвержден кодекс этики и служебного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее по тексту Кодекс). Данный Кодекс определяет правила профессионального поведения сотрудников этой службы.

      В приказе №5 от 11.01.2012 года, утверждающем Кодекс, Директором ФСИН России контроль за исполнением упомянутого приказа возложен на его заместителя, который в свою очередь реализует приказ на всех служебных и территориальных уровнях ФСИН России.

      В соответствии со ст. 3 Кодекса, Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему обязан ознакомится с положениями Кодекса. Данная статья реализуется посредством сотрудников отделов кадров подразделений, которые непосредственно осуществляют доступ к ознакомлению с Кодексом.

      — установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

      — формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

      — воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

      — регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

      — соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

      — выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

      — выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

      Перечисленные в ст. 4 Кодекса предписания, основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга. Строгое следование этике, морали и культуре олицетворяет собой образцовый облик государственного служащего.

      Наряду с Кодексом, как институт морали и этики, можно назвать «Суд Чести», указанный в ст.42 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Данный «Суд чести» утратил силу в связи с принятием Федеральный закон от 21.11.2011 №329-ФЗ. Однако, несмотря на утрату силы, на сегодняшний день, существует как явление. Несмотря на то, что данный суд он не имеет официального юридического статуса и несет скорее нравоучительный, порицательный, поучающий, воспитательный характер, все же является достаточно распространенным и действенным механизмом реализации морали среди сотрудников ФСИН. Нет определенного регламента проведения такого Суда чести, порядок его реализации достаточно различен, однако, как правило общими чертами данного института морали и этики среди государственных служащих во ФСИН можно назвать такие явления как публичность, открытость, общественное порицание, проведение данной процедуры старшим руководящим лицом, в присутствии коллег лица, поступок или поведение которого рассматривается судом.

      По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4109; 2005, № 29, ст. 3037, № 49, ст. 5204; 2007, № 11, ст. 1283; 2008, № 18, ст. 2009, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300, № 20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:

      1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

      2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

      3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.

      Кодекс
      этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы
      (утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5)

      I. Общие положения

      1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее — Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

      Конституции Российской Федерации;

      Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

      Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

      Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31);

      Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, № 29, ст. 3123; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31);

      Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658);

      Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

      иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

      Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

      3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее — УИС), знакомится с положениями Кодекса.

      4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

      установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

      формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

      воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

      регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

      соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

      выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения:

      выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

      5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

      6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

      II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

      7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

      8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

      а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

      б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

      в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

      г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

      д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

      е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

      ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

      з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

      и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

      к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

      л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

      м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

      н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

      о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

      п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

      9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее — руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

      10. Руководитель призван:

      б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

      III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

      11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

      12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:

      а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

      б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений:

      в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

      г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

      13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

      Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

      14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

      Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”

      Обзор документа

      Принят Кодекс этики сотрудников и госслужащих уголовно-исполнительной системы.

      Определены его цели. В частности, он устанавливает нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения и призван воспитать высоконравственную личность сотрудника/госслужащего.

      Установлены основные принципы и правила поведения.

      Так, сотрудники/госслужащие уголовно-исполнительной системы должны быть независимыми, беспристрастными, проявлять терпимость, корректность и внимательность. Им запрещено использовать служебное положение в личных целях, а также вести себя компрометирующим образом.

      В частности, им следует воздерживаться от дискриминационных высказываний и действий, угроз, оскорблений, предвзятых замечаний, незаслуженных обвинений.

  • МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037, N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N 18, ст. 2009, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300, N 20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

    2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

    3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.

    Директор
    генерал-полковник
    внутренней службы
    А.А.РЕЙМЕР

    Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ.

    КОДЕКС
    ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
    УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    I. Общие положения

    1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее - Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

    Конституции Российской Федерации;

    Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

    Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

    Федерального закона от 27.07.2007 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, N 29, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31);

    Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, N 29, ст. 3123; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 1, ст. 31);

    Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658);

    Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

    иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

    Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

    3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее - УИС), знакомится с положениями Кодекса.

    4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

    установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

    формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

    воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

    регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

    соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

    выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

    выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

    5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

    6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

    II. Основные принципы и правила служебного
    поведения сотрудников и федеральных государственных
    гражданских служащих

    7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

    8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

    а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

    б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности:

    в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

    г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций:

    д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

    е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

    ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

    з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

    и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

    к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

    л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

    м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

    н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

    о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

    п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

    9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее - руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

    10. Руководитель призван:

    а) принимать меры по предупреждению коррупции;

    б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

    11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

    12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от:

    а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

    б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

    в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

    г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

    13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

    Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

    14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

    Под профессиональным кодексом чести государственного служащего принято понимать - свод морально-этических норм и правил поведения, которых должен придерживаться каждый, кто осуществляющее от имени государства профессиональную деятельность и имеет статус государственного служащего.

    11.01.2012 года приказом ФСИН России №5 утвержден кодекс этики и служебного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее по тексту Кодекс). Данный Кодекс определяет правила профессионального поведения сотрудников этой службы.

    В приказе №5 от 11.01.2012 года, утверждающем Кодекс, Директором ФСИН России контроль за исполнением упомянутого приказа возложен на его заместителя, который в свою очередь реализует приказ на всех служебных и территориальных уровнях ФСИН России.

    В соответствии со ст. 3 Кодекса, Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему обязан ознакомится с положениями Кодекса. Данная статья реализуется посредством сотрудников отделов кадров подразделений, которые непосредственно осуществляют доступ к ознакомлению с Кодексом.

    Установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

    Формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

    Воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

    Регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

    Соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

    Выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

    Выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

    Перечисленные в ст. 4 Кодекса предписания, основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга. Строгое следование этике, морали и культуре олицетворяет собой образцовый облик государственного служащего.

    Наряду с Кодексом, как институт морали и этики, можно назвать "Суд Чести", указанный в ст.42 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 "Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации". Данный "Суд чести" утратил силу в связи с принятием Федеральный закон от 21.11.2011 №329-ФЗ. Однако, несмотря на утрату силы, на сегодняшний день, существует как явление. Несмотря на то, что данный суд он не имеет официального юридического статуса и несет скорее нравоучительный, порицательный, поучающий, воспитательный характер, все же является достаточно распространенным и действенным механизмом реализации морали среди сотрудников ФСИН. Нет определенного регламента проведения такого Суда чести, порядок его реализации достаточно различен, однако, как правило общими чертами данного института морали и этики среди государственных служащих во ФСИН можно назвать такие явления как публичность, открытость, общественное порицание, проведение данной процедуры старшим руководящим лицом, в присутствии коллег лица, поступок или поведение которого рассматривается судом.

    Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (не нуждается в госрегистрации)

    Министерство юстиции Российской Федерации
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИИЙ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы


    Документ не нуждается в госрегистрации
    Министерства юстиции Российской Федерации. -

    Письмо Минюста России от 08.02.2012 N 01/9119-ВЕ.

    ______________________________________________________________

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4109; 2005, N 29, ст.3037, N 49, ст.5204; 2007, N 11, ст.1283; 2008, N 18, ст.2009, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300, N 20, ст.2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции,

    приказываю;

    1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

    2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

    3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П.Большакова.

    Директор
    генерал-полковник
    внутренней службы
    А.А.Реймер

    Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы

    I. Общие положения

    1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее - Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

    2. Кодекс основан на положениях:

    Конституции Российской Федерации ;

    Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.96);

    Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих) ;

    Федерального закона от 27.07.2007* N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151, N 16, ст.1828, N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186, N 30, ст.3616, N 52, ст.6235; 2009, N 29, ст.3597, N 29, ст.3624, N 48, ст.5719, N 51, ст.6150, ст.6159; 2010, N 5, ст.459, N 7, ст.704, N 49, ст.6413, N 51 (ч.III), ст.6810; 2011, N 1, ст.31);

    ________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 27 июля 2004 года". - Примечание изготовителя базы данных.

    Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2063; 2003, N 46 (ч.I), ст.4437; 2006, N 29, ст.3123; 2007, N 49, ст.6070; 2011, N 1, ст.31);

    Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст.3196; 2007, N 13, ст.1531; 2009, N 29, ст.3658);

    Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

    иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

    Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

    3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее - УИС), знакомится с положениями Кодекса.

    4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

    установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

    формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

    воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

    регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

    соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

    выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

    выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

    5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

    6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

    II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

    7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

    8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

    а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

    б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

    в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

    г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

    д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

    е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

    ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

    з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

    и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

    к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

    л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

    м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

    н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

    о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

    п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

    9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее - руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

    10. Руководитель призван:

    а) принимать меры по предупреждению коррупции;

    б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

    III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

    11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

    12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:

    а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

    б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

    в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

    г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

    13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

    Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

    14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    рассылка

    Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (не нуждается в госрегистрации)

    Название документа:
    Номер документа: 5
    Вид документа: Приказ ФСИН России
    Принявший орган: ФСИН России
    Статус: Действующий
    Опубликован: Ведомости уголовно-исполнительной системы, N 4, 2012 год
    Дата принятия: 11 января 2012
    Дата начала действия: 11 января 2012

    Документ по состоянию на январь 2016 года

    Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке в составе:

    председательствующего Федина А.И.,

    членов коллегии Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,

    при секретаре К.,

    с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медис-Э" (далее - ООО "Медис-Э") о признании частично недействующими пунктов 14, 15 единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н,

    по кассационной жалобе ООО "Медис-Э" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г., которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя ООО "Медис-Э" П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С.М.В. и С.М.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными,

    Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации


    установила:


    28 сентября 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ N 831н, которым утвержден единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами (далее - Единый образец). Названный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2010 г., регистрационный N 18784, и опубликован в "Российской газете" 27 октября 2010 г.

    Согласно оспариваемым положениям Единого образца заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами выносятся врачом-психиатром-наркологом наркологического диспансера (кабинета) (пункт 14), врачом-психиатром психоневрологического диспансера (кабинета) (пункт 15).

    ООО "Медис-Э" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 14, 15 Единого образца недействующими в части использования слов "наркологический диспансер (кабинет)", "психоневрологический диспансер (кабинет)". В обоснование заявленного требования указало, что Единый образец в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку предполагает возможность проведения медицинского освидетельствования граждан на предмет наличия противопоказаний к управлению транспортными средствами лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. в удовлетворении заявленного требования ООО "Медис-Э" отказано.

    В кассационной жалобе ООО "Медис-Э" просит об отмене судебного решения и принятии нового решения об удовлетворении требований заявителя. Полагает решение суда первой инстанции незаконным. По мнению заявителя, оспоренные правовые нормы устанавливают не предусмотренные законом ограничения в сфере психиатрии и психиатрии-наркологии.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

    В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств, а утверждение заявителя о том, что Единый образец в оспариваемой части препятствует указанным специалистам медицинских учреждений частной системы здравоохранения осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств, является несостоятельным. Функционирование медицинской организации частной системы здравоохранения в той или иной организационно-правовой форме не влияет на возможность осуществления ею соответствующих видов деятельности, указанных в выданной ей лицензии.

    Пункты 14 и 15 Единого образца, как это следует из их содержания, не содержат указания на форму собственности медицинской организации, в которой может проводиться такое освидетельствование.

    Суд первой инстанции проверил довод заявителя о превышении полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по утверждению Единого образца и обоснованно не согласился с ним.

    Как правильно указано в обжалованном решении суда, из преамбулы приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н об утверждении Единого образца видно, что он принят в соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, и пунктом 5 Плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1174-р.

    Пунктом 5.2.100.1 данного Положения установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждает порядок организации статистического учета и отчетности, а также формы статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, инструкции по их заполнению с целью формирования единых информационных потоков. Пунктом 5 указанного выше Плана реализации мероприятий предусмотрено введение в IV квартале 2010 г. нормативным правовым актом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации единого образца медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами.

    Следовательно, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвердив Единый образец, не вышло за пределы имеющихся у него полномочий.

    Проанализировав законодательство Российской Федерации в рассматриваемой по данному делу сфере правоотношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время не установлено каких-либо ограничений на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности.

    В силу статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1). Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 2). Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом (пункт 4). Из приведенной статьи видно, что она порядок проведения медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств непосредственно не регулирует, а лишь содержит отсылочную норму об установлении данного порядка федеральным законом, однако такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

    В связи с изложенным суд правильно признал несостоятельным довод заявителя о противоречии Единого образца в оспариваемой части статье 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

    Оспариваемый Единый образец проверялся судом в порядке абстрактного нормоконтроля, что не связано с установлением в данном случае каких-либо фактических обстоятельств. Вывод о законности этого нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

    Установив, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд обоснованно на основании части 1 статьи 253 ГПК РФ отказал в удовлетворении заявления.

    При несогласии заявителя с конкретными правоприменительными решениями, на что он указывает в кассационной жалобе, в которых оспаривается его право на проведение медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, он вправе оспорить их в установленном законом порядке.

    В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных правовых положений, оснований считать такие выводы суда ошибочными не имеется.

    Оснований для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке не установлено.

    Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) и статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации


    определила:


    решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медис-Э" - без удовлетворения.


    Председательствующий А.И.ФЕДИН


    Члены коллегии Г.В.МАНОХИНА В.П.МЕРКУЛОВ