Уличные роботы-курьеры. Роботы доставки выручат местный бизнес – создатель Starship Technologies Как быть? Аналоги и конкуренты
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Инновации в ритейле: роботы-доставщики, приложение вместо официанта и онлайн-сурдопереводчик
Интенсивное развитие технологий во всем мире позволяет упростить и усовершенствовать многие трудоемкие процессы. Ритейлеры не остались в стороне, за последнее время было внедрено множество инноваций в самые разные процессы розничной торговли.
Ритейл стремительно развивается, все новые и новые изобретения приходят на помощь покупателям и предпринимателям. Какие изменения произойдут в ближайшие дни и месяцы, какие технологии уже успешно внедряются? В этой статье мы поговорим о роботах, беспилотниках, электронной коммерции и многом-многом другом.
LavkaLavka откроет магазин продуктов без упаковки. Создатель фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов хочет отказаться от одноразовой упаковки, чтобы не создавать мусор. «Наша идея - сделать магазин продуктов без упаковки. Чтобы люди приходили в магазин уже с контейнерами и бутылками, чтобы выходили оттуда с продуктами, а не тащили с собой еще кучу мусора. Магазин для сознательных потребителей, которые не хотят создавать мусор», - пояснил Акимов.
«Магнит» внедряет технологию 3D-моделирования оборудования для магазинов. Технология создает трехмерные изображения конструкций и различные детали: расположение источника света, наличие бликов и отражения, соответствие элементов дизайна оформлению магазина и многие другие.
3D-моделирование оборудования - новая технология для отечественного ритейла и в настоящее время массово не используется. С помощью специализированных инженерных программ для создания и обработки моделей эксперты компании могут «расставлять» и «перемещать» макеты в торговом зале, подбирать оптимальные варианты оснащения в соответствии со стандартами компании и анализом покупательских предпочтений.
Новая технология позволяет сокращать временные, финансовые и трудовые затраты. В течение нескольких часов в онлайн-режиме сотрудники могут визуализировать макеты торгового оборудования. Кроме того, нет необходимости в заказе и оплате большого числа тестовых образцов, которые не всегда отвечали запросам.
Американский ритейлер Kroger вместе с основанным бывшими сотрудниками Google компанией Nuro запустит доставку продуктов из магазинов при помощи беспилотных автомобилей. Для того, чтобы получить заказ, покупателю нужно будет сделать заказ в приложении, а потом ввести полученный пин-код в терминале беспилотника, который привезет еду.
Во время тестирования в автомобиле будет находиться оператор, который возьмет на себя управление машиной в случае чрезвычайных ситуаций.
изменят ресторанный рынок . Компании создают сервис по заказу блюд до прихода в ресторан. Счет можно будет сформировать онлайн, а также заранее утвердить сумму чаевых.
Новая платформа для ресторанного рынка носит название «Фудплекс». Согласно данным Kartoteka.ru, компанию «Фудплекс» в конце июня учредили «Сбербанк», Rambler & Co, а также Григорий Гуревич и Евгений Малахов, основатели компании UCS (программное обеспечение для ресторанов). Сервис позволит бронировать столики онлайн и заказывать блюда из меню до прихода в ресторан, оплачивать счет, не дожидаясь официанта, давать ему чаевые безналичным платежом, заказывать еду на дом.
«Пятерочка» тестирует говорящие кассы. «Выручай-кассы» предусматривают голосовое сопровождение покупки, которое поможет пенсионерам быстрее понять принцип работы нового оборудования. Для иностранных покупателей в интерфейсе кассы есть также английский и китайский языки.
Первые аппараты для самостоятельной оплаты покупок уже установлены в двух магазинах в Москве. До конца 2018 года в 10 универсамах «Пятерочка» в Москве планируется создание специальных зон для самостоятельной оплаты товаров, в каждой из которых установят до 6 таких аппаратов. Помогать покупателям оплатить покупки на «Выручай-кассах» будет сотрудник магазина. Он же будет проверять документы при покупке алкоголя и сигарет.
В сети магазинов «Пятерочка» уверены, что «Выручай-кассы» помогут увеличить количество постоянно работающих касс в магазинах, сократят очередии предоставят возможность сотрудникам более активно работать в торговых залах.
«Магнит» запустил мобильное приложение для оценки магазинов . Сеть создала программу, которая позволяет клиентам в онлайн-режиме направлять свои пожелания и замечания о работе торговых точек. С помощью мобильного приложения «Пульс-М» покупатели магазинов «Магнит» в несколько кликов могут оценить работу объектов. Для оценки создано несколько критериев: обслуживание, качество товаров, ассортимент, наличие той или иной продукции, чистота помещения, технические неисправности и прочие. Каждая категория содержит подробные показатели. Например, уровень обслуживания на кассе включает наличие или отсутствие очередей, работу сотрудников, внешний вид персонала и другие. Посетители могут сделать фотографии и отправить их вместе с оценкой.
Первый в Европе передвижной ресторан Burger King появился в Санкт-Петербурге. Ресторан отправится в рабочее путешествие по паркам, пляжам, местам массовых гуляний, концертам и опен-эйрам. Первый для Европы ресторан сделан по заказу Burger King в России на базе шасси большегрузного автомобиля. Грузовик трансформируется в ресторан всего за 2 часа. Внутри размещено стандартное технологическое оборудование сети быстрого питания.
«ВкусВилл» примет бутылки на переработку . Покупатели смогут сдавать в бутылки из-под йогуртов, кисломолочных напитков, киселя, молока, кефира, соков, воды от «ВкусВилл», а также приносить упаковку от других брендов, не относящихся к компании на дальнейшую утилизацию.Чтобы опустить бутылку в устройство, нужно следовать подсказкам на экране: нажать на кнопку, откроется шторка, куда бутылку следует класть штрихкодом вверх. За один сеанс можно отправить в пандомат до 30 бутылок. Сканирование штрихкодов позволяет оперативно получать информацию о наполнении устройства, чтобы вовремя забрать упаковку на переработку. Автомат принимает как пластиковые, так и алюминиевые банки.
«Обувь России» внедрила блокчейн для управления финансовыми сервисами - предоставление рассрочки платежа на покупку обуви и денежных займов. Основная цель технологии - обеспечить сохранность персональных данных и всей информации о транзакциях по договорам с клиентами. Это собственная разработка компании, полностью адаптированная под IT-системы группы и интегрированная с ERP-системой «Обуви Росси»“, которая построена на базе «1С».
Все персональные данные проходят двухуровневую систему шифрования и распределяются на хранение в три центра обработки данных (ЦОД) компании - в Новосибирске, Хабаровске и Москве. В настоящее время компания рассматривает возможность применения блокчейна в других сферах, в частности, в бухгалтерском учете и CRM (системе лояльности).
Amazon запустила сервис для примерки одежды перед покупкой. Сервис Wardrobe стал доступен подписчикам сервиса Prime на территории США. Клиенты Amazon получили возможность вернуть не подошедшие вещи в течение недели после покупки и вернуть уплаченные средства.
Услуга распространяется на заказы от трех до восьми вещей. При выборе артикулов из интернет-магазина Amazon клиенты сервиса теперь могут добавлять вещи в корзину с пометкой Prime Wardrobe, что фактически означает возможность примерки одежды перед оплатой. Деньги будут списываться со счета клиента только по прошествии недели с момента заказа в случае отсутствия частичного или полного возврата.
Аптечный ритейл:
Современные компании розничной торговли активно работают над созданием безбарьерной среды для посетителей с ограниченными возможностями. В сети социальных аптек «Столички» начал работать онлайн-сурдопереводчик .
Теперь люди с ограничением по слуху могут получить консультацию от провизоров и фармацевтов при помощи синхронного перевода и в формате видео-конференции. В режиме реального времени сотрудник аптеки связывается с переводчиком языка жестов и вместе они помогают клиенту подобрать необходимый продукт.
Досуг:
Сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо» запустит роботизированный склад на основе российской разработки.
Мы работаем с огромным количеством товаров, которые нужно отгружать, - рассказал директор по развитию сети Борис Кац. - По сути, это мелкоштучный набор, примерно 100 тысяч наименований. Это реально сложная логистическая задача, и мы сейчас плотно занимаемся внедрением наполовину роботизированного склада для уменьшения логистических издержек на отгрузке.
Западные технологии оказались слишком дорогими. Потому сейчас сеть сотрудничает с российскими разработчиками. Работа идет уже около года, стартовать с проектом в «Леонардо» намерены в ближайшее время.
Электронная коммерция
В онлайн-торговле создадут площадку для решения споров. Урегулированием торговых споров между покупателями и продавцами интернет-магазинов могут заняться специальные площадки-посредники. Разработчик - центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики фонда «Сколково».
Согласно концепции, электронные магазины, включая агрегаторов, обяжут подключиться к специальной платформе-посреднику или создать собственный аналогичный ресурс. Через него потребители смогут обратиться к продавцу с претензиями и замечаниями. Арбитрами выступят независимые эксперты, привлеченные сторонами. Посредники будут работать на возмездной основе, но кто и как оплатит их услуги, пока неясно. Потребителям оплачивать процедуру не придется. При этом «организационное, техническое и финансовое обеспечение платформ» должно осуществляться «лицами, их создавшими», сказано в концепции. Операторами площадки станут «частные лица».
Amazon заменит менеджеров роботами . Часть менеджеров по работе с брендами компании заменит программное обеспечение. Алгоритмы, созданные компанией, позволяют прогнозировать спрос и устанавливать оптимальную цену на товары. В будущем Amazon намеревается сократить штат управляющих розничными операциями, чтобы получить преимущество перед конкурентами.
Alibaba представила первый в мире автономный робот-доставщик с системой распознавания лиц.
Робот G Plus разрабатывается китайской компанией RoboSense. С помощью лидара (технологии, которая помогает определить расстояние) он создает в памяти трехмерную карту окружающей обстановки, чтобы избежать препятствий. В целом же, G Plus - это, по сути, ящик для доставки на колесах, способный доставлять продукты и еду с небольшой скоростью: 15 км/ч на открытых участках и порядка 10 км/ч в людных местах.
Компания тестирует роботы-доставщики на дорогах рядом со своей штаб-квартирой в Ханчжоу и рассчитывает начать их производство к концу 2018 года.
В Viber появится уникальная возможность для россиян - теперь через мессенджер можно совершать покупки в режиме онлайн . Благодаря этой функции пользователи смогут быстро находить товары в различных интернет-магазинах, пересылать информацию о них друзьям и совершать покупки, не выходя из мессенджера.
В программе уже участвуют Macy’s, Saks Fifth Avenue, Neiman Marcus, Gamestop, Asos, Lacoste, Airbnb. В дальнейшем этот список будет расширяться. Ожидается и появление локальных брендов.
Открыв «клавиатуру для шоппинга», пользователи смогут просматривать предложения от партнеров Viber. После выбора интересующего товара его можно будет отправить в чат или совершить покупку сразу. Стоит отметить, что магазины не получат доступа к содержанию сообщений в чатах, куда пользователи будут отправлять найденные товары.
Группа компаний «Деловые Линии» внедрила систему автоматизации «Деловые Линии:Грузоперевозки». Система разработана на технологической платформе «1С:Предприятие 8», помогла осуществить интеграцию компания ООО «БиАйЭй-Технолоджиз». Система уже работает во всех подразделениях логистического оператора, в компании ее используют единовременно тысячи бизнес-пользователей. В 2018 году информационная система была оптимизирована и успешно прошла нагрузочное тестирование на 10 000 одновременно работающих пользователей. «Технологическая платформа компании «1С» помогает нам обеспечивать высокий уровень сервиса и скорости выполнения заказов, повышает эффективность транспортных и логистических операций. Внедрение продукта «Деловые Линии:Грузоперевозки» позволило нам на 10% снизить транспортные расходы, на 15 % оптимизировать количество транспорта и сократить складские операционные затраты. Кроме того, мы увеличили пропускную способность складов на 25 % и на 35 % снизили время обработки грузов. Мы планируем и дальше развивать сеть подразделений и масштабировать бизнес», - отметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани .
В марте 2017 года робот от Starship Technologies сделал свой первый выезд, а уже сейчас таких роботов можно встретить на улицах Маунтин Вью. Коллеги из Business Insider отследили процесс доставки от начала и до конца, чтобы мы могли познакомиться с роботами-курьерами поближе.
Робот передвигается по тротуарам со скоростью 6 километров в час. Он оснащен девятью камерами и ультразвуковыми датчиками. Все это позволяет ему понимать, что происходит вокруг, и принимать быстрые решения, стоит ему объехать препятствие или остановиться перед человеком.
Перекрестки робот переезжает по правилам. Он способен различать сигналы светофора. Если же робот подъезжает к нерегулируемому перекрестку, на котором он не может быть уверен в безопасности пересечения, он связывается с диспетчером в офисе Starhip Technologies. Робот также отправит сигнал в офис, если кто-нибудь захочет его похитить.
Кстати, на протяжении всего времени путешествия отсек для еды остается закрытым. Он открывается только для сотрудника ресторана, который загружает туда заказ, и для заказчика. Кажется, робот-доставщик безупречен. Хочется увидеть таких на улицах российских городов. Надеемся, что у них не возникнет проблем с нашими тротуарами.
Доставить покупку в пригород за 30 минут и за $1 - вызов, который не примет ни один перевозчик. Зато примет робот, который движется по монорельсу. От идеи к первым прототипам: экономика, конкуренты, ошибки и их осмысление. На аперитив - ответ на экзистенциальный вопрос “Зачем?”
Существующая проблема
Жить не в центре городской агломерации - неизбежно мириться с неудобствами: время проведенное в дороге до работы, отсутствие полноценной инфраструктуры. А еще на качество жизни в пригороде влияет уровень повседневных продуктов, горячей еды, которые можно найти в пешей доступности, как правило это массовый сегмент соответствующего качества. Выбор интернет-магазинов ограничен теми, кто возит в указанную область, тарифы при этом от 250 рублей и везут дольше 12 часов.Единственное решение которое находят жители пригородов вроде меня - это садиться в авто и ехать в ближайший цивилизованный центр за необходимым, заезжать туда после работы, стоять в традиционных пробках. Одним словом - сжигать и без того ограниченное время.
Если умножить эту проблему на количество вовлеченных в нее людей, в одном только ближнем заМКАДье окажется 8 000 000 человек. Из них, согласно статистике, 70% пользователи интернета, и если верить исследованиям GfK , треть - активные покупатели интернет-магазинов. Итог: 1 866 400 человек только в одной Москве и Подмосковье нуждаются в быстрой и недорогой доставке.
На карте указаны новостройки, от нулевого этапа до вводимых в данный момент.
Как быть? Аналоги и конкуренты.
Какое решение ищем: доставку быстрее 2х часов и дешевле 150 рублей - в логистике эта задача именуется последней милей. Но, строго говоря, с быстрым, дешевым и массовым решением мир пока не столкнулся.Рассмотрим альтернативы и начнем с экзотических (далее красным подчеркнуты пункты технически непреодолимые):
Дрон
Пять инженерных проблем дронов:
- Все еще работают на пределе своей мощности (это небезопасно для тех кто внизу).
- Пока не умеют работать в режиме авторотации (и снова, проблема для людей внизу).
- Малый ресурс массовых аккумуляторов, что сказывается на радиусе действия (ждем новое поколение).
- Экономика дрона, как транспорта, заставляет волосы на голове логистов шевелиться: стоимость перевозки 1 тонны груза на одну милю пока составляет $2000 . Это самый дорогой транспорт из доступных, и все из-за отсутствия легких, дешевых и не энергоемких мозгов.
- И наконец, габариты дрона , который перемещает груз в 20 кг.
Starship
Повозки на колесах не требуют сложной инфраструктуры, выносливы и показывают эффективность в малоэтажной Америке, но тоже имеют недостатки:
- Вовлечение человека, даже если часть функций на себя берет робот. Например, в случаях, когда повозка не знает как себя вести на перекрестке.
- Стоимость оснащения мозгами такого устройства пока еще высока, но достигнет приемлемых значений в ближайшие 3 года.
- Скорость, это, пожалуй, ключевой недостаток - двигаться по тротуару быстрее 15 км час не получится из соображений безопасности пешеходов.
- И малый радиус действия, который по заявлению производителей , пока не превышает 2 мили, что серьезно ограничивает область применения.
Теперь к существующим решениям:
Постаматы + курьер
Это решение позитивнее с точки зрения экономики и посылку можно будет забрать на следующий день, так-как развозка груза производится ночью в отсутствии трафика на дорогах. Однако, если учитывать, что мы говорим о 15-летнем горизонте событий, то устроит ли людей будущего доставка через 12 часов?
Беспилотные автомобили
В будущем повышенный риск представляют беспилотные автомобили, которые двигаются по дорогам на которых налажено движение без пробок.- самая капиталоемкая часть инфраструктуры уже готова - дорога;
- транспорт относительно дешев;
- грузоподъемность от 300 кг;
- доступ ограничен наличием дороги.
Возникает единственное препятствие от которого зависит все: а смогут ли дороги разгрузиться через 15 лет с приходом автопилотируемого транспорта, с учетом роста населения, модернизацией дорожной инфраструктуры?
Не думаю, что есть человек, который смог бы ответить на этот вопрос достоверно.
Монорельс
Мы же предлагаем иное решение задачи - прокладка инфраструктуры над уже существующими дорогами в виде компактного монорельса и подвижного состава (шаттлы), способный перемещать груз по весу и габаритам покрывающий 90% ежедневной потребности в доставке.
Разумеется, в инфраструктуру входит квартальные постаматы и специализированные депо на стороне складов, которые принимают груз к отправке. И такая система не предполагает участие человека - от момента клика на сайте магазина до момента забора посылки.
Сравним аналоги:
Несмотря на то, что «The last mile report 2017» от Barclays относится к британской аудитории, опрос жителей Москвы и Подмосковья указывает на схожие результаты. Люди не готовы весь день ждать посылки, не понимая, во сколько она прибудет и в редких случаях готовы переплачивать за скорость доставки.
Можно предположить, что в ближайшие 10 лет ситуация изменится и людям будет нужна мгновенная доставка для импульсивных повседневных покупок, как, например, это уже стало популярно в некоторых городах США, где осуществляется доставка за час , благодаря слаженной работе складского персонала, роботов и курьера Amazon. Дистанция до клиента при этом составляет не более пары километров.
Преимущества монорельса
- в отличии от наземных беспилотных решений, монорельс не зависает в пробках, не останавливается на перекрестках дорог - что отражается на скорости доставки;
- грузоподъемность такого решения ограничена только прочностными характеристиками шаттла и пути;
- прогнозировать время прибытия груза куда проще, по отношению к существующими аналогам - важно знать, что посылка будет вовремя и не придется ждать;
- автопилот для одномерной задачи уже создан, а значит проект не относится к играм в R&D;
- решение будет бесшумным - хорошая новость для тех, кто устал от шума за окном;
- всепогодность - неоспоримое преимущество перед тем, что летает или перемещается по земле (во всяком случае, если речь о климате, который свойственен северным широтам).
Недостатки монорельса
- стоимость инфраструктуры - текущая задача, получить технологию производства, сборки и монтажа пути, стоимость которой стремиться к минимуму;
- затраты на обслуживание пути и подвижного состава - минимизируем благодаря роботизации производства;
- согласование прокладки инфраструктуры в городе или пригороде - предсказуемое препятствие на уровне города и муниципалитетов. Механизм не так прозрачен как хотелось бы, но мы верим, что это будет не сложнее чем согласовать, скажем, троллейбусную линию и речь пока не идет о центре города.
Экосистема монорельса
Постамат
Постамат по-соседству - круглосуточно принимает и хранит груз до востребования. Если нет желания идти до него пешком - местный курьер сделает эту часть работы за вас. Благодаря коротким дистанциям, он как почтальон, обслужит до 30 адресов в день, а значит разовая услуга будет в пять раз дешевле, чем курьер из города.Складское депо
Складское депо - автоматический терминал отправки грузов на стороне склада интегрируется во внутреннюю логистику, а собственный парк шаттлов гарантирует отсутствия задержек в отправлении груза.
Подвижной состав
- подвижной состав - компактные автоматические шаттлы совмещают в себе надежность железнодорожного транспорта с мобильностью дрона;
- скорость движения 45-60 км/ч - доставка на дистанцию в 12 км, вместе с процессом обработки и сборки груза займет 30 минут;
- высота прокладки монорельса - 4-6 метров.
Путевая структура
На первом этапе развития сети она опоясывает город по линии МКАД и соединяет все находящиеся в километровой зоне склады между собой. Пригородные ветки строятся над существующей дорожной инфраструктурой, над разделительной полосой шоссе или вдоль железнодорожных путей.
Постаматы размещаются вблизи сосредоточения трафика жителей с максимальным охватом аудитории.
Экономика монорельса
Это тема отдельной статьи с подробными выкладками (если будет интерес аудитории - опубликую), поэтому назову ключевые цифры: капитальные затраты на сооружение 1 км трассы - $420 000.Таким образом, оснастить монорельсовой сетью агломерацию Москвы и Московской области за МКАД обойдется в $129 756 000.
Исходя из того, что каждый пользователь приносит $12, а активная аудитория будет составлять 1 866 400, то возврат инвестиций будет на 5-й год.
Будем считать такую оценку оптимистичной.
Что может пойти не так или риски
- расходы на согласования строительства инфраструктуры могут оказаться выше - зависит от уровня поддержки проекта на уровне правительства Москвы;
- оценка аудитории и ее вовлеченность может быть завышена;
- оценка капитальных затрат в инфраструктуру может быть занижена.
Про путь
После того, как мы перебрали возможные варианты композиции подвижного состава, задача распалась на два возможных решения: активный шаттл - пассивный путь, активный путь - пассивный шаттл (речь идет о смене направления движения на перекрестках).Так на железных дорогах, традиционном монорельсе и в цеховой логистике эту задачу решают стрелки, которые переводят подвижной состав с одного направления на другое. У такого решения есть ряд неоспоримых преимуществ: подвижной состав прост в изготовлении и у него высокая надежность. Все решения о направлении принимает система, а значит нет необходимости оснащать мозгами сам шаттл.
Недостатки
Стрелки надо обслуживать, в холодное время года прогревать, чтобы не смерзались подвижные части. А с ростом трафика они же будут являться ограничением пропускной способности системы, так как будут вынуждены постоянно переключаться на особо активной развилке. И это скажется на ресурсе стрелки.Альтернатива
Путь с пассивным переходами, когда решение куда двигаться принимает шаттл и сам перемещается с трека на трек. Аналогов у такого решения уже меньше, распространены там, где речь идет о плотном трафике.Плюсы
Простота обслуживания пути, плотность трафика и интервал движения ограничивается только способностью шаттла переместиться с трека на трек.Минусы
Усложнение конструкции шаттла, повышение стоимости с одновременным падением надежности и шаттл необходимо делать умнее.Не дав для себя однозначного ответа, мы решили провести эксперименты и начать с пассивного шаттла - активного пути.
Форма рельса
Всегда выбор между простотой конструкции и его функциональностью. От простых металлических жгутов-тросов и целой системы из двух и более рельс, которые удерживают подвижной состав в необходимом положении. Кроме этого, рельс должен содержать пару контактных проводов, если речь идет не об аккумуляторном решении.Про шаттл
- себестоимость $800 (при массовом производстве), в противном случае начинаются проблемы с экономикой;
- грузоподъемность до 20 кг вместе с тарой-контейнером, при весе шаттла до 25 кг;
- скорость: 45-60 км/ч на прямой без уклонов с нагрузкой 20 кг.
Что должно входить в конструкцию шаттла:
- узел токосъема или аккумуляторная батарея;
- механизм снятия шаттла с монорельса ручным безопасным способом;
- решение автоматического крепления контейнера с грузом;
- решение всепогодности (защита узлов от воздействия атмосферы);
- система автоматического управления шаттлом;
- система точного позиционирования на дистанции;
- система защиты от столкновения с помехами на пути: на локальном уровне должен сам принимать решение, если речь идет о препятствии или соседе по ходу движения (причем дистанция чувствительности должна быть достаточной для принятия решения и полной остановки подвижного состава).
И в заключении
Проблема последней мили требует решения, которое вписывается в реальность взвешенной экономикой и наличием соответствующего спроса на рынке, а его зрелость пока ответ открытый, логисты считают, что мгновенная доставка массовому потребителю потребуется не скоро, но это вопрос времени, достаточно посмотреть на опыт Сингапура, Гонконга и США.Экономика решения выглядит состоятельной, но при условии всесторонней поддержки со стороны городов. При этом, самому городу это дает относительную разгрузку периферийных дорог и шоссе от транспорта локальной логистики, пропорциональное сокращение выброса CO2 и улучшения экологической ситуации.
Образовался паритет технологий вокруг двумерной и трехмерной задачи управления транспортом, задача же одномерная - монорельс, относится к разряду решенных, а, следовательно, техническую гипотезу проверять не нужно. Остается подтвердить состоятельность экономической модели на грузовом потоке и установить разумный срок окупаемости, путем сокращения капитальных затрат в инфраструктуру и подвижной состав. При равных условиях на рынке, преимущество будет у решения, которое начнет масштабироваться первым и легкий монорельс претендует на эту роль.
Следующие посты посвятим прототипу шаттла и постамата, устройству эстакады монорельса.
Несколько технологических компаний заняты разработкой и тестированием роботов-доставщиков для интернет-магазинов и служб доставки еды в крупных городах. Компании-разработчики уже готовы сформировать новый рынок услуг.
Недавно на улицах Сан-Франциско появился робот Scrappy компании Marble, который может в автоматическом режиме перевозить товары небольшого объема, например маленькие посылки, еду, бытовую химию, лекарства и тому подобное. Робот оборудован сразу несколькими камерами, которые способны фиксировать происходящее вокруг и защитят груз от вандалов и грабителей.
Стартап Dispatch разработал робота-доставщика Carry, который используется в экспериментальных программах в нескольких студенческих городках, где взаимодействует с пешеходами и выполняет разные виды доставки. Специальное мобильное приложение позволяет открыть один из отсеков робота, чтобы достать свою посылку.
Роботы, разработанные британской компанией Starship Technologies, предназначены для доставки непищевых товаров и продуктов питания в радиусе до 6 км. В ходе испытаний роботы Starship уже проехали около 10 тыс. км без единого несчастного случая.
Таким образом, роботы-доставщики могут быть полезными магазинам, ресторанам, аптекам и другим предприятиям сферы обслуживания. Компании могут продавать готовых роботов клиентам или, как планирует Dispatch, предоставлять услугу доставки роботами вместо продажи оборудования. Возможно, такую же схему бизнеса предпочтут Marble и Starship. Так как обслуживание роботов и их программного обеспечения потребует определенных навыков и финансовых вложений, то приобретение доставщиков как услуги станет более выгодным для клиентов. В частности, заказчиком услуг наземной беспилотной доставки может стать гигант интернет-торговли Amazon.com Inc. ( , NASDAQ) или сеть супермаркетов Wal-Mart Stores Inc. ( , NYSE).
Рынок наземной доставки в краткосрочной перспективе выглядит более перспективным, чем доставка летающими беспилотниками, которая развивается не так быстро из-за регуляторных барьеров. Основные рынки для таких наземных роботов-доставщиков - это крупные города и студенческие городки. Преимущество наземных роботов заключается в их компактности, безопасности, простоте управления и относительно большом радиусе доставки (до 5-6 км). Большую часть времени роботы передвигаются в автоматическом режиме, но в случае возникновения проблем, например, с объездом препятствий оператор может мгновенно взять управление на себя.
От Starship Technologies уже вышли на улицы семи городов в четырёх странах, исправно работая и не ожидая чаевых.
Сергей приводит в пример проблему с распознаванием сигналов светофора. Во-первых, светофоры расположены на разной высоте, а сами они бывают разной величины. «Ночью сигналы светофоров и яркие фонари бывают неотличимы друг от друга - и это дополнительная сложность», - говорит он.
«Робот оборудован девятью камерами, четырьмя радарами и ультразвуковыми сенсорами», - вдаётся в подробности Ахти Хейнла. Благодаря такой начинке доставщик распознаёт своё расположение с погрешностью не более 2 см.
Где затестить
Сегодня с эстонским стартапом работают Postmates, Swiss Post, Just Eat и много других компаний в четырёх странах, а с лета Domino’s Pizza будет доставлять с помощью роботов заказы в городе Гамбурге. Если проект себя зарекомендует, то после Германии роботы Domino’s Pizza появятся в Нидерландах и других европейских странах.
С 2015-го активное финансовое участие в проекте принимает концерн Daimler. В частности, автопроизводитель разработал для Starship микроавтобус для перевозки восьми роботов доставки.
По словам создателей, конечная цель проекта - сделать доставку из локальных магазинов практически бесплатной. И в эти минуты над её достижением работают штаб-квартира в Великобритании, отдел разработчиков в Эстонии и 100 роботов, курсирующих по семи городам.