Меню Рубрики

Организационно-методическая работа с медицинскими сестрами. Организационно-методическая работа Методическая работа в медицинском учреждении

Одной из главных задач в деятельности главной медицинской сестры является проведение воспитательной работы с медицинским персоналом. Формы и методы этой работы довольно разнообразны. Это школы молодого специалиста, школы старших медицинских сестер, изучение специальной медицинской литературы, участие и выступления на научно-практических конференциях, в различных смотрах и конкурсах. Подбор медицинских сестер на любую должность, а особенно подготовка резерва на руководящую должность, требует детального изучения деловых и моральных качеств работника, изучения достоинств и недостатков путем наблюдения за его деятельностью, в процессе личных бесед, отзывов работающих с ним рядом коллег, с помощью социологических исследований. Расставлять медицинских сестер по рабочим местам необходимо так, чтобы выполняемая работа удовлетворяла исполнителя, чтобы каждый чувствовал себя на своем месте и мог наиболее полно проявить себя. Работа с резервом на выдвижение на должность старшей медицинской сестры должна проводиться по специальным программам, в частности через школу молодого специалиста.

Важным звеном в организации воспитательно-производственной работы являются Советы медицинских сестер. В совете медицинских сестер создается несколько комиссий, наиболее важные - производственная и санитарная. Каждую комиссию возглавляет одна из старших медицинских сестер. Все заседания совета оформляются протоколами, которые вывешиваются на стенд «Уголок совета медицинских сестер». К кругу вопросов, решаемых советом медсестер, относятся: изучение основных приказов и методических указаний по санитарному режиму, учет и хранение лекарственных средств, спирта, проведение перекрестных проверок с отчетом об их результатах и т.д. Одной из форм воспитательной работы с медицинскими сестрами является проведение посвящения в профессию, конкурсы профессионального мастерства и т.д. (Сальникова О.А., 2003; Алексеева Г.М., Хейфец А.С., 2003 и т.д.).

Существенным направлением работы главной медицинской сестры является обеспечение трудовой дисциплины среди сестринского персонала (Хейфец А.С., 2001; 2002 и т.д.). Эта задача является комплексной. Ее решение осложняется тем, что профессия медицинской сестры считается недостаточно престижной и малооплачиваемой, а работа очень тяжелой: эмоционально-психологические нагрузки, повышенная опасность заражения инфекционными заболеваниями (туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ) и т. д. Это во многом определяет высокую текучесть сестринских кадров в ЛПУ, а следовательно, вызывает трудности в обеспечении высокого уровня трудовой дисциплины.

Для решения этой сложной задачи необходимо принять во внимание ряд основополагающих принципов:

1. Работа руководителей сестринских служб по укреплению трудовой дисциплины должна носить многофакторный, комплексный характер.

2. Важнейшими элементами управленческой деятельности среди сестринского персонала являются повышение престижа сестринской профессии, создание благоприятных условий труда, оптимизация нагрузок, социально-бытовая защита и т. д.

3. Работа по укреплению и обеспечению высокого уровня трудовой дисциплины должна рассматриваться руководителями сестринских служб как приоритетная.

4. Основным методом управленческой деятельности руководителей сестринских служб должна быть индивидуальная работа с учетом личностных особенностей каждого сотрудника.

5. Руководители должны реагировать на каждый случай нарушения трудовой дисциплины или достижения успехов в работе.

Для обеспечения высокого уровня трудовой дисциплины следует использовать разнообразные методы и направления (Хейфец А.С., 2001; 2002):

Организационно-распорядительные методы управления;

Социально-психологические методы управления;

Экономические методы управления;

Правовые методы управления;

Организационно-техническое обеспечение деятельности сестринского персонала;

Контроль за деятельностью сестринского персонала.

Организация статистической работы медицинского учреждения
Статистика здравоохранения помогает руководителям учреждения оперативно управлять своим объектом, а врачам всех специальностей – судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы.
Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования кнаучно-организационным факторам. В данных условиях возрастают роль и значимость медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.
Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение,способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития как здравоохранения,так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.
Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использованияресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).
Анализ, обобщение проделанной работы должны осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.План статистического исследования составляется по организации работы в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:
1) определение объекта наблюдения;
2) определение срока проведения работы на всех этапах;
3) указание вида статистического наблюдения и метода;
4) определение места, где будут проводиться наблюдения;
5) выяснение, какими силами и под чьим методическим иорганизационным руководством будут проводиться исследования.
Организация статистического исследования делится на несколько стадий:
1) стадию наблюдения;
2) статистическую группировку и сводку;
3) счетную обработку;
4) научный анализ;
5) литературное и графическое оформление данных исследования.

Организация статистического учета и отчетностиШтатно-организационная структура отделения медицинской статистики
Функциональным подразделением ЛПУ, отвечающим за организацию статистического учета и отчетности, является отделение медицинской статистики, структурно входящее в организационно-методический отдел. Возглавляет отделение заведующий – врач-статистик.
В структуру отделения могут входить следующие функциональные подразделения в зависимостиот формы ЛПУ:
1) отделение статистики в поликлинике – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой от амбулаторно-поликлинической службы;
2) отделение статистики стационара – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой из подразделений клинической больницы;
3) медицинский архив – отвечает за сбор, учет, хранение медицинской документации, ее подбор и выдачу по требованиям.Отделение статистики должно быть оборудовано автоматизированными рабочими местами с подключением в локальную сеть ЛПУ.
На основе полученных данных ОМО разрабатывает предложения и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи, организует ведение статистического учета и отчетности во всех ЛПУ области, проводит подготовку персонала по этим вопросам и осуществляет...

Во многих крупных поликлиниках функционируют организационно-методические кабинеты. Однако анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность организационно-методических кабинетов (отделений) поликлиник, выявил ряд несоответствий. Так, приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» не предусматривает наличия в каждой поликлинике должностей врача-методиста и медицинского статистика. Вместе с тем приказы Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» и от 22.11.2004 № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» косвенно предусматривают наличие таких специалистов. Согласно приказам, на организационно-методический кабинет поликлиники возлагаются обязательные функции по мониторингу предоставляемой медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

Обращает на себя внимание, что работы по систематизации и обработке учетно-отчетных данных медицинской организации осуществляют специалисты со средним медицинским образованием – медицинские статистики. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» в должностные обязанности врача-методиста входит расчет показателей здоровья населения и показателей деятельности медицинской организации, подразделений. Следовательно, врач-методист организационно-методического кабинета может и должен осуществлять координацию и контроль над деятельностью медицинских статистиков. В таблице приведены положения нормативно-распорядительных документов, регламентирующих функционирование организационно-методического кабинета поликлиники. С целью иллюстрации «функционального стыка» должностных обязанностей врача-методиста (с высшим медицинским образованием) и медицинского статистика (со средним медицинским образованием) представлены должностные обязанности указанных специалистов.

Больше статей в журнале

Нормативные требования к деятельности организационно-методического кабинета поликлиники

Врач-методист

Медицинский статистик

1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 тыс. чел. и более

Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех):

до 20 – 0,5 должности;

свыше 20 до 40 – 1 должность;

свыше 40 до 60 – 1,5 должности;
свыше 60 – 2 должности.

В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика

Должностные обязанности специалистов

Врач-методист

Медицинский статистик

  • Рассчитывает показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинской организации, подразделения;
  • составляет проект плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района);
  • планирует на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению;
  • организует работу в медицинских организациях региона (района) по внедрению передового опыта, элементов научной организации труда в организациях;
  • организует систему контроля исполнения запланированных мероприятий;
  • организует занятия, семинары, совещания, конференции по обмену опытом;
  • осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий в регионе, районе, медицинских организациях
  • Проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных медицинской организации;
  • определяет статистические показатели, характеризующие работу организации;
  • инструктирует работников структурных подразделений организации о правилах ведения учетных форм и составления статистических отчетов;
  • осуществляет контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового статистического отчета;
  • участвует в организации и проведении инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных подразделениях организации;
  • составляет годовой статистический отчет о работе организации;
  • оформляет и подает заявки на приобретение бланков учетно-отчетных статистических форм медицинской документации, обеспечивает ими структурные подразделения организации
  • подготавливает различные справки на основе данных статистического учета

Функции организационно-методического кабинета

Организационно-методический кабинет учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), осуществляет мониторинг предоставляемой медицинской помощи и представляет главному врачу учреждения информацию о работе с гражданами, имеющими право на получение набора социальных услуг, не реже 1 раза в квартал.

Организационно-методический кабинет осуществляет контроль за своевременным предоставлением санаторно-курортного лечения и ведет учет следующих документов, выданных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг:

  • количества выданных справок для получения путевки;
  • количества выданных санаторно-курортных карт;
  • количества обратных талонов санаторно-курортных карт

Функции и штаты организационно-методического кабинета (подразделения) поликлиники

Российское здравоохранение за последнее десятилетие претерпело существенные изменения. Организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, должны осуществлять свою деятельность на основе требований законодательства, в первую очередь Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также потребностей в части организационно-методического обеспечения с учетом мощности поликлиники и укомплектованности медицинским персоналом.

Исходя из накопленного опыта работы, по нашему мнению, организационно-методический кабинет (подразделение) поликлиники (при численности прикрепленного взрослого населения не менее 100 тыс. чел.) должен осуществлять следующие функции :

  1. Аналитическая работа по оценке состояния и динамики развития организации, анализ медико-демографической ситуации, сбор информации о факторах внешней среды, влияющих на формирование здоровья населения.
  2. Поддержание и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности организации, мониторирования состояния здоровья закрепленного населения; координация деятельности медицинских статистиков.
  3. Участие в разработке перспективных и текущих планов деятельности медицинской организации, контроль и оценка эффективности деятельности поликлиники, специалистов (по должностям, структурным подразделениям и др.).
  4. Внедрение и реализация системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (управление качеством контроля качества медицинской помощи на уровне организации).
  5. Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения; планирование совместно с кадровой службой мероприятий по повышению квалификации медицинских работников; организация и проведение конференций, семинаров; информирование персонала о выполнении плановых заданий (госзаказа); уточнение причин недостижения пороговых значений показателей и разработка мероприятий по их устранению.
  6. Организационно-методическая поддержка рабочих групп, сформированных по поручению врачебной комиссии для подготовки проектов организационно-распорядительных документов по управлению качеством деятельности поликлиники.

Врачи-методисты организационно-методического кабинета должны обеспечивать мониторинг и контроль эффективности проведения следующих видов работ (услуг) :

  1. Оказание государственной социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), а также диспансеризация населения, иммунизация, диспансерное наблюдение по социально значимым заболеваниям. Профилактическая помощь . Анализ и оценка удовлетворенности населения медико-социальной помощью.
  2. Контроль объемов и качества лечебно-диагностического процесса. Деятельность врачебной комиссии. Участие в работе по нормированию труда медицинских работников с учетом конкретных организационно-технических условий. Оценка и анализ использования фонда рабочего времени по должности. Применение научно обоснованных методик нормирования труда с использованием преимущественно расчетно-аналитического метода. Анализ и оценка удовлетворенности населения медицинской помощью при лечении социально значимых заболеваний.
  3. Развитие стационарозамещающих технологий. Анализ и оценка экономической, медицинской и социальной эффективности применения стационарозамещающих технологий, включая восстановительное лечение. Анализ и оценка удовлетворенности населения стационарозамещающими видами медицинской помощи в условиях поликлиники.
  4. Диагностика мотивационных проблем персонала, например мониторинг динамики мотивационного профиля работников, ожиданий работников относительно свойств и черт характера личности руководителя, мониторирование удовлетворенности персонала профессиональной деятельностью. В этой плоскости задач методическое сопровождение включает в себя проведение социологических опросов, тестирования персонала.

При утверждении штатов организационно-методического кабинета (отделения) следует иметь в виду, что число вводимых должностей необходимо рассчитывать с учетом:

  • объема и качества работы;
  • конкретных организационно-технических условий
  • возможности укомплектования вводимых должностей физическими лицами;
  • необходимости рационального их использования.

Должно быть разработано положение об организационно-методическом кабинете (отделении), утверждены должностные инструкции и функциональные обязанности медицинского персонала, дополнительно вводимых в штат поликлиники врачей-методистов и медицинских статистиков. Важным условием является экономическое обоснование целесообразности введения должностей; представление расчетов трудовых затрат для определения потребности в должностях и численности персонала организационно-методического кабинета (отделения); проведение организационных и других мероприятий, обеспечивавших внутренние источники средств на содержание дополнительных должностей; перераспределение функциональных обязанностей управленческого персонала с учетом изменения объемов работ при введении должностей врачей-методистов.

Организационная структура управления поликлиникой, формируемая с учетом необходимого разделения управленческого труда для выполнения поставленных руководством целей и задач, предусматривает высокий уровень самостоятельности заведующего организационно-методическим кабинетом и, как следствие, ответственности за надлежащее исполнение возложенных на него управленческих функций. На схеме представлен один из элементов организационной структуры поликлиники, определяющий взаимосвязи между руководителями, обеспечивающими основную деятельность медицинской организации.

Заключение

Достижение медицинской, социальной и экономической эффективности работы поликлиники определяется многообразием факторов, в т. ч. внешней и внутренней мотивацией персонала, его квалификацией, эффективным стратегическим планированием, наличием действенной системы контроля и оценки выполнения запланированных мероприятий. Планирование, анализ и оценка результатов деятельности поликлиники – это постоянные взаимосвязанные процессы, направленные на координацию и рациональное использование ресурсов организации.

В современных условиях медицинская деятельность, осуществляемая поликлиникой, должна иметь профессиональное организационно-методическое сопровождение , поэтому организационно-методический кабинет (отделение) должен стать обязательным структурным подразделением поликлиники, с установленными функциями и штатами.

Считаем также, что термин «организационно-методическое сопровождение» правомерно использовать в практике управления здравоохранением. В данном случае под организационно-методическим сопровождением понимается система регистрирующих, организационных, диагностических, обучающих мероприятий для медицинских работников, руководящего состава и пациентов; целью этих мероприятий является создание оптимальных условий функционирования медицинской организации, обеспечивающих возможность совершенствования оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и иных медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемической работы, взаимодействия между всеми субъектами, заинтересованными в высоком качестве и безопасности медицинской помощи, на уровне организации. Организационно-методическое сопровождение должно осуществляться специалистами – врачами-методистами под руководством главного врача и его заместителей.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.Вводное слово преподавателя - 15 мин.

2.Контрольный опрос - 30 мин.

3.Изучение директивных документов - 30 мин

4.Самостоятельная работа - 45 мин.

5.Решение ситуационных задач - 45 мин.

6.Подведение итогов - 10 мин.

7.Задание на следующее занятие - 5 мин.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник – М: ГОЭТАР – МЕД. 2002 г.

Дополнительная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / под ред. В.А. Миняева, - М: МЕДпресс. 2002 г.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. 4 –е изд. М: МЕДпресс-информ. 2006 г.

3.Правовые основы здравоохранения в России/ под ред. Ю.Л. Шевченко – М: ГЭОТАР Медицина. 2006 г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие городское население, их структура.

2. Городская поликлиника и поликлиническое отделение больницы, значение амбулаторно-поликлинической помощи в системе медицинского обслуживания населения.

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи.

4. Участковый принцип и диспансерный метод медицинского обслуживания населения. Городской врачебный участок. Нормативы.

5.Задачи и обязанности участкового врача-терапевта. Системы работы участковых врачей. Врач общей практики (семейный врач).

6. Организация приема и лечение больных в поликлинике и на дому.

7. Регистратура, ее типы, структура и система работы.

8. Показатели деятельности поликлиники и стационара, методика их расчета и анализа.

Информационное содержание занятия

Городская поликлиника создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения городского округа или входит в состав стационарно-поликлинического объединения для оказания по участковому принципу первичной медико-санитарной помощи населению.

Амбулаторно-поликлиническая помощь имеет первостепенное значение в системе российского здравоохранения:

1. Массовость - около 80% всех обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в поликлинике.

2. Общедоступность

3. Профилактическая направленность

4. Участковый принцип работы, диспансерный метод.

Основная задача городской поликлиники - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.



Структура объединенной городской больницы :

Управление: Главный врач, заместители: по медицинской части, по поликлиническому разделу работы, по административно-хозяйственной части.

Примерная структура городской поликлиники:

1.Руководство поликлиники, в том числе АХЧ

2.Информационно-аналитическое отделение :

Регистратура, стол справок

Оргметодкабинет (кабинет статистики)

3.Лечебно-профилактическая часть :

Кабинеты терапевтов участковых (отделение)

Кабинеты специалистов (хирургический, ЛОР, офтальмологический, неврологический, инфекционных болезней, стоматологическое отделение (кабинет)

4.Вспомогательно-диагностическое отделение:

Кабинеты функциональной диагностики (ЭКГ, УЗИ, рентгеновский кабинет,)

Кабинеты лучевой диагностики,

Лаборатория

Отделение неотложной медицинской помощи

7. Отделение восстановительного лечения (физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры и т.д.)

8. Отделения профилактики (анамнестический кабинет, кабинет инструментальных методов исследования, смотровой женский, смотровой мужской, кабинет учета диспансеризации населения и больных, доврачебного приема, кабинет пропаганды здорового образа жизни)



Дневной стационар

Стационар на дому

Врачебный здравпункт

Фельдшерский здравпункт

Структура стационара

Приемное отделение, специализированные отделения, вспомогательные лечебно-диагностические отделения, патологоанатомическое отделение, административно - хозяйственная служба.

Принципы формирования отделений: по характеру заболеваний.

Виды отделений (палат) по характеру заболеваний: терапевтическое, хирургическое, инфекционное, неврологическое и другие узкопрофильные отделения.

Кабинеты вспомогательного лечебно-диагностического отделения: функциональной диагностики, физиотерапии, рентгеновский, лаборатория, лечебной физкультуры и др.

Наиболее оптимальным числом коек принято считать 60-70.

Профилактическая работа

- Диспансерная работа :

А.Диспансеризация здоровых (проведение профилактических осмотров в декретированные возрастные сроки)

Б. Диспансеризация больных (с хронической патологией, инвалиды, участники войн)

- Противоэпидемическая работа :

Раннее выявление инфекционных больных, своевременная сигнализация и госпитализация, наблюдение за инфекционным очагом, организация и контроль за проведением профилактических прививок.

- Санитарно-просветительная работа:

лекции и беседы

вечера вопросов и ответов, диспуты

2 . Лечебная работа

· Оказание лечебной помощи на приеме и на дому

· Обеспечение всеми видами специализированной помощи:

Консультации со специалистами, своевременное направление на госпитализацию, отбор и направление больных на санаторно-курортное лечение и др. Медико – социальная помощь больным и инвалидам.

· Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности, направление на МСЭК.

Организационно-методическая работа

· Организация санитарного актива и руководство его работой

· Ведение учетной и отчетной документации

· Осуществление связи с учреждениями:

· стационар больницы, диспансеры, учреждения санаторного типа, СЭС.

· Отслеживание здоровья населения участка, анализ заболеваемости и инвалидности, разработка мероприятий по их снижению.

Системы работы врачей:

1. Система чередования

2. Двухзвеньевая

3. Трехзвеньевая

4. Бригадный метод

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 282 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»

Основной целью введения критериев деятельности врача терапевта участкового является улучшение качества оказания медицинской помощи и мониторинга состояния здоровья населения.

1.стабилизация или снижение уровня госпитализации населения

2.снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи

3.увеличение числа посещений с профилактической целью

4.полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением

5.полнота охвата профилактическими прививками (дифтерия, гепатит, краснуха, грипп)

6.снижение смертности населения на дому при сердечно-сосудистых заболеваниях, туберкулезе, сахарном диабете.

7.снижение умерших на дому от болезней кровообращения в возрасте до 60 лет

8.стабилизация уровня заболеваемости болезнями социального характера (туберкулез, артериальная гипертония, сахарный диабет, онкологические заболевания, полнота охвата медицинским наблюдением категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг

9.обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение выписки рецептов пациентам, имеющих набор социальных услуг.

Транскрипт

1 Организационнометодическая работа в центральной районной больнице Новосибирск,


3 Департамент здравоохранения Новосибирской области ОГУЗ «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» Новосибирский государственный медицинский университет Организационнометодическая работа в центральной районной больнице Методические рекомендации Новосибирск,


4 УДК ББК 51 О 27 Организационно-методическая работа в центральной районной больнице / В.М.Чернышев, В.В.Степанов, И.А.Цыцорина, Л.С.Шалыгина, В.И.Крокус. Новосибирск с. В методических рекомендация кратко изложен порядок и объем работы, который выполняет одно из важнейших структурных подразделений центральной районной больницы организационно-методический кабинет. Приведены положения об ОМК, больничных комиссиях (КИЛИ. ЛКК и др.), должностные инструкции на сотрудников кабинета и образцы некоторых документов. Рекомендации могут быть использованы работниками областных учреждений, оказывающих организационно - методическую помощь центральным районным больницам, а также руководителями здравоохранения муниципального уровня, в том числе главными врачами ЦРБ. Могут применяться в организации педагогического процесса при подготовке организаторов здравоохранения и повышении квалификации руководящих кадров, прежде всего специалистов по организационно - методической - ОГУЗ «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» 3


5 Содержание 1. Введение Планирование деятельности здравоохранения района Анализ деятельности структурных подразделений ЦРБ и ЛПУ района Стратегическое планирование в здравоохранении Текущее планирование деятельности здравоохранения района Организация выездной медицинской помощи жителям сельских районов Работа по повышению квалификации медицинских работников Гигиеническое обучение и воспитание населения Организация работы совещательных и контролирующих органов ЦРБ.. 27 ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Примерное положение об организационно-методическом кабинете центральной районной больнице Должностная инструкция заместителя главного врача по организационно-методической работе Примерная должностная инструкция врача-методиста организационно-методического кабинета ЦРБ Должностная инструкция фельдшера организационно- методического кабинета Должностная инструкция районного специалиста Должностная инструкция специалист в области медицинской статистике со средним медицинским образованием Методические рекомендации по расчету статистических показателей здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения График предоставления информации должностным лицам ЦРБ Структура годового плана работы ЦРБ


6 10. График постоянно проводимых в ЦРБ мероприятий Задание на выезд в районы Отчет о выезде в районы Краткие рекомендации по составлению тестов для оценки знаний Положение о медицинском совете Положение о комиссии по изучению летальных исходов Положение о лечебно-контрольной комиссии (ЛКК) Положение о порядке организации и проведения лечебноконтрольных комиссий лечебно-профилактических учреждениях Положение о врачебной комиссии (ВК) Положение комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций (КПВБИ) Положение о комиссии по стандартизации (КС) Примерное положение о совете по сестринскому (фельдшерскому, акушерскому) делу медицинской организации Типовое положение о комиссии по охране труда Положение о пожарно-технических комиссиях в учреждениях здравоохранения Инструкция о порядке регистрации, рассмотрения и разрешения обращений граждан (пациентов) Положение об аппаратных совещаниях у главного врача Рекомендации по оформлению некоторых документов Карта экспертной оценки качества экспертизы временной нетрудоспособности Краткие рекомендации по подготовке и оформлению решений Медицинского Совета Карта экспертной оценки летального исхода Положение о сопоставлении клинического и патолого-анатомического (судебно-медицинского) диагнозов А Н К Е Т А (образец) для проведения опроса пациентов 150 Литература


7 1. Введение Российское здравоохранение существенно изменилось в последнее десятилетие. Реформы расширили хозяйственную самостоятельность руководителей лечебно - профилактических учреждений. Возрастает значимость организационно - методической работы в организации и повышении качества лечебно - диагностического процесса. Чрезвычайно актуальным становится реорганизация управления организационно - методической деятельностью с учетом основных стратегических направлений развития отрасли. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» дальнейшее совершенствование организационно - методической работы (ОМР) в здравоохранении нацелено на: - повышение качества и доступности медицинской помощи населению, усиление профилактического компонента в деятельности учреждений здравоохранения; - обеспечение государственных гарантий в предоставлении квалифицированной медицинской помощи сельскому населению на основе укрепления первичного звена здравоохранения; - повышение эффективности использования ресурсов, формирование рациональных систем поэтапного медицинского обслуживания и внедрение ресурсосберегающих технологий; - расширение влияния здравоохранения на формирование и реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения на всех уровнях власти; - координацию взаимодействия различных служб и ведомств в решении комплексных медико-социальных проблем. Понятие организационно - методической работы включает: - осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамики развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения; - организация и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности учреждений здравоохранения, результатах функционирования, динамике состояния здоровья населения; - разработка перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения административной территории, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организация их реализации, контроль и оценка эффективности выполнения; - организация и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи; - практическая помощь специалистов ЦРБ по освоению современного медицинского оборудования, внедрению современных медицинских технологий, новых методов диагностики и лечения в учреждения сельского здравоохранения; 6


8 - определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением работы по повышению квалификации медицинских работников, организация и проведение конференций, семинаров, медицинских советов, совещаний и др.; - информационно-методическое обеспечение специалистов сельских ЛПУ, разработка и выпуск методических рекомендаций, информационных писем. В повседневной практике значительно возрастает роль аналитической деятельности, повышается ее качественный уровень на основе применения современных технологий сбора и обработки статистических данных, передачи медицинской информации, методов проведения анализа, обоснования и формирования стратегий. Последнее время значительно повышаются требования к организации плановой работы на основании более полного учета влияния факторов внешней среды, условий функционирования и развития отрасли, прогноза наиболее вероятностных перспектив. Усиливаются стратегические компоненты планирования. Планы текущей деятельности строятся в соответствии с направлениями реализации стратегических целей. Формируется система планов, объединяющая различные уровни управления. Производится координация плановых мероприятий с их ресурсным обеспечением. Продолжает широко использоваться программно - целевой подход для решения комплексных или межведомственных проблем. На этапе планирования определяются формы контроля и разрабатываются критерии оценки эффективности выполнения плановых мероприятий, используемых для их реализации механизмов управления. Таким образом, на центральные районные больницы (ЦРБ) делегирована одна из наиболее важных функций органа управления здравоохранением - разработка проектов планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. При этом, оказание помощи сельскому населению, в том числе и выездной, являясь основными функциями организационно-методического кабинета (ОМК), полностью соответствующими области их компетенции, планируется самостоятельно, а процедура принятия плана отражает порядок, регламентированный для подразделений больницы. Повышение уровня лечебно - профилактической и консультативнодиагностической помощи сельскому населению предусматривает создание оптимальной модели медицинского обслуживания в учреждениях здравоохранения на различных этапах оказания медицинской помощи и, в качестве дополнительной меры, использование выездных форм медицинского обслуживания целевого назначения. Организационно-методическая помощь структурным подразделениям и учреждениям здравоохранения района (УБ, СВА, ФАП) занимает в деятельности центральной районной больницы ведущее место и должна являться неотъемлемой частью деятельности врачей учреждения. При этом важно, чтобы каждое из отделений выполняло роль организационно-методического центра для лечебных учреждений района, а их заведующие, по существу, должны являться главными специалистами района.. В этих условиях ОМК (приложение 1) руководит и 7


9 направляет проводимую специалистами работу, составляет план работы в районе, а не только для ЦРБ. Работой ОМК руководит заместитель главного врача по ОМР (приложение 2). В своей деятельности ОМК руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами, инструкциями, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органа управления здравоохранением субъекта РФ, ЦРБ и настоящим положением. Обязанности в ОМК обычно распределяются между сотрудниками (приложения 3,4,5,6). Наиболее рациональным следует считать функциональный принцип распределения их, но при этом необходимо предусматривать обязательную взаимозаменяемость сотрудников кабинета. 2. Планирование деятельности лечебно-профилактических учреждений. Планирование деятельности здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как многофакторную подсистему управления здравоохранением, имеющую динамические цели, многоотраслевой целеобразующий комплекс и функциональные связи между элементами как внутри здравоохранения, так и с другими отраслями экономики. Системность планирования здравоохранения диктует необходимость рассматривать его как постоянный процесс, действующий не только внутри отрасли, но и как межотраслевую научно обоснованную деятельность, направленную на координацию и рациональное использование всех ресурсов отрасли. При этом следует учитывать, что магистральным путем развития планирования здравоохранения является централизованное начало при решении стратегических задач, совмещенное с расширением прав и самостоятельности планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения в решении конкретных, текущих проблем дальнейшего улучшения лечебно-профилактического обслуживания населения Анализ деятельности структурных подразделений ЦРБ и ЛПУ района. Качество медицинской помощи, эффективность деятельности лечебнопрофилактических учреждений и адекватные управленческие решения являются сложным системным комплексом, учет которого имеет высокое общественное значение и является обязательным условием научно обоснованной организации управления с целью повышения качества, медицинской, экономической, социальной эффективности деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных ее звеньев (учреждений) в частности. Методика контроля и оценки качества медицинской помощи довольно успешно разрабатывается в последнее время, однако оценке эффективности всех видов деятельности ЛПУ как самостоятельно хозяйствующего субъекта уделяется еще недостаточно внимания, и этот серьезный аспект 8


10 не всегда учитывается при анализе сложившейся в системе здравоохранения ситуации и распределении ресурсов отрасли, хотя именно дефицит этих ресурсов значительно обостряет проблему их рационального использования. До сих пор не разработаны научно обоснованные социально-гигиенические и экономические показатели деятельности ЛПУ, формирующие информационную базу управления, которую можно использовать для комплексной оценки эффективности деятельности ЛПУ, как главного условия целенаправленного воздействия на различные виды деятельности учреждения или системы здравоохранения в целом с целью достижения максимальной отдачи от их деятельности. Понятно, что степень эффективности управления здравоохранением тесно связана с деятельностью управляемых объектов. На эффективность производственной деятельности ЛПУ на всех ее этапах прямое или опосредованное влияние оказывает огромное количество факторов, что затрудняет разработку и реальное использование системы оценки различных компонентов деятельности ЛПУ, определяющих ее эффективность. Серьезной проблемой для здравоохранения, в частности, является взаимосвязанная оценка затрат медицинских (социальных) ресурсов и негативных показателей здоровья населения (экономический и социальный ущерб от заболеваемости, первичного выхода на инвалидность, смертности). Методологической основой оценки эффективности ЛПУ является сравнительный количественный анализ показателей: а) реальной деятельности ЛПУ, б) нормативных (стандартных), в) средних, вычисленных для отдельного параметра или учреждения. Для однозначной оценки показателей деятельности ЛПУ целесообразно использовать относительные показатели, отражающие степень отклонения реального результата, от норматива или среднего показателя, а также интегральный показатель - среднее взвешенное арифметическое значение оценочных показателей параметров, выделенных для оценки. Обилие и неоднозначность показателей, характеризующих общую эффективность деятельности ЛПУ, затрудняют создание практической оценочной системы для повседневной практики, поэтому лучше использовать ограниченное количество отдельных компонентов общей эффективности, наиболее полно отражающих ее основные характеристики. При этом величина оценки целого объекта должна соответствовать сумме величин оценок отдельных его частей. В качестве главных компонентов оценки деятельности ЛПУ рассматривается медицинская, экономическая, социальная эффективность, оцениваемые путем анализа различных специфических показателей. В конечном итоге, общим критерием оценки и обеспечения эффективности деятельности ЛПУ должно стать предоставление максимально возможного объема качественной медицинской помощи на единицу выделенных ресурсов. Понятие "эффективность" в приложении к деятельности отдельного ЛПУ и системы здравоохранения в целом весьма сложно и неразрывно связано с двумя основными компонентами - а) цель и задачи деятельности ЛПУ и б) затраты на достижение этой цели и выполнение поставленных задач. Для оценки достижения цели и задач ЛПУ целесообразно использовать показатели, характеризующие результаты деятельности (сравнение их с 9


11 запланированными (моделью конечных результатов), т.е. результативность производственной, экономической и социальной деятельности учреждения. При этом эффективность деятельности ЛПУ должна определяться как степень достижения цели, результата (результативность), стоящих перед оцениваемым ЛПУ, с обязательным анализом затраченных на это ресурсов. Разработка мероприятий по повышению качества медицинской помощи населению проводится, прежде всего, на основании анализа работы лечебнопрофилактических учреждений по отчетным данным. ОМК в конце ноября и начале декабря должен проводить консультации и инструктаж медицинских работников, составляющих отчеты. Отчеты принимаются комиссией, в состав которой входят, кроме сотрудников организационно-методического кабинета, главные специалисты. Представленные отчетные данные заносятся сотрудниками ОМК в разработанные статистические таблицы, проводится анализ и оценка показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений (приложение 7). На основании полученных данных составляется сводный отчет о сети, кадрах и деятельности медицинских учреждений района. Кроме того, составляется текстовый обзор состояния организации лечебно-профилактической помощи населению, в который включаются структура обращаемости, использование коек, деятельность отдельных служб и др. Аналитическая составляющая выполнит в полной мере свои функции, если в ней будет представлен анализ ПРИЧИН, обусловивших те или иные изменения, в т.ч. отклонения от средних показателей по территории. Если они лучше их, то знание причин позволит сохранить достигнутое, либо добиться еще более высоких показателей. Если положение дел ухудшается, то через воздействие на причины, можно приостановить процесс, а в последующем улучшить. Например, всем известно, что туберкулез относится к социальнозначимым заболеваниям и влияние медицины на снижение заболеваемости с этих позиций минимальное. Вместе с тем в предупреждении и ранней диагностике туберкулеза, эффективном лечении и т.д. «медицинская» составляющая играет очень важную роль. Прежде всего, это настороженность населения и самих медицинских работников, выявление заболевания в ранних стадиях (более полное флюорографическое обследование, охват диагностическими пробами, повышенное внимание к неблагополучным семьям и т.д.) обеспечивается хорошей организацией санитарно-просветительной работы с населением. Кроме того, необходимо обеспечить раннюю изоляцию больных активными формами и эффективное их лечение. Поэтому, при повышенной заболеваемости туберкулезом, нужно прежде всего проанализировать полноту и качество выполнения «медицинской» составляющей и в полной мере предусматривать активные действия администрации муниципального образования по созданию благоприятных условий для проживания граждан. Для обеспечения оперативного и эффективного руководства здравоохранением в районе, целесообразно, чтобы ОМК готовил для главных врачей ЦРБ (его заместителей), УБ, СВА, руководителей структурных подразделений больницы определенный перечень информации, который бы предоставлялся им в установленные сроки. Перечень показателей и график их предоставления 10


12 согласовывается с заинтересованными лицами и утверждается главным врачом (приложение 8). При подготовке перечня следует особое внимание обращать на показатели, характеризующие качество работы (запущенные случаи визуальных форм онкозаболеваний, туберкулеза и др.), а так же отражающие доступность медицинской помощи и т.д. Целесообразно по согласованию с администрацией района, предоставлять ее должностным лицам информацию по актуальным проблемам, решение которых без участия администрации затруднено либо невозможно совсем (организация дополнительной диспансеризации и т.д.) Стратегическое планирование в здравоохранении. Стратегия - это план развития организации на ближайшие пять (и более) лет. Для подготовки соответствующего плана, прежде всего определяется цель, например: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ СРЕДИ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА. Стратегический план должен включать следующие основные разделы: 1) Внедрение новых технологий; 2) Изменения, направленные на улучшение качества оказания. Необходимо разрабатывать стандарты оказания помощи на основе доказательной медицины. 3) Выбор, основанный на соотношении затраты/эффективность и критериях выгоды для больных, с более открытой дискуссией при приеме важных решений. 4) Мероприятия по экономии средств и финансов. 5) Увеличение финансирования за счет оказания платных медицинских услуг. 6) Поиск путей снижения затрат на обследование и лечение. 7) Улучшение доступа к информации, в том числе о состоянии внутри больницы и др. Для построения реалистичной стратегии цели должны быть увязаны с имеющимися ресурсами: с финансами и уверенностью в том, что они используются эффективно; с количеством, знаниями, навыками и опытом персонала и необходимостью его хорошо обучать; с оборудованием и расходными материалами и эффективными лекарствами, которые преимущественно импортируются, а значит, подвержены влиянию инфляции. При развитии стратегического плана необходимо принимать во внимание и смежные организации и группы (страховые компании, больные, популяция, из которой поступают больные, и др.). Надо также учитывать имеющие правовые ограничения и политические реалии. Нет смысла разрабатывать план, который недостижим. Процесс разработки стратегического плана включает в себя: 1. Получение информации обо всем, что находится вне больницы, но может 11


13 оказать влияние на ее будущее; 2. Получение информации о ситуации внутри больницы; 3. Сбор и накопление предложений по тому, как лучше достичь целей работы больницы; 4. Поиск рационального и логичного пути выбора между предложениями; 5. Распределение ресурсов между отделениями и установление для них задач; 6. Проработка того, какие изменения должна претерпеть больница (здравоохранение района), чтобы достичь выбранных задач; 7. Постоянный контроль (мониторирование) за достижениями выбранных целей. При планировании целесообразно учитывать факторы внешнего окружения больницы, которые могут влиять на больницу в течение последующих 5 (и более) лет: демографическая ситуация в обществе; изменения в распространенности отдельных заболеваний; появление новых технологий; публикации результатов новых научных исследований; развитие амбулаторной помощи; улучшение информирования населения в медицинских вопросах (образование населения); приказы федерального и областного руководства здравоохранением; финансовое положение области и федерального правительства; финансовое состояние страховых компаний; курс рубля; политическая ситуация; возможность привлечь грамотных работников; возможности людей платить за свое лечение; растущие ожидания пациентов Это далеко не полный список и в нем можно было бы привести еще много социальных факторов. Во всем этом многообразии причин трудно разобраться, если все их рассматривать отдельно друг от друга, не учитывая взаимовлияние. Существует методика сетевого мышления, которая позволяет людям оценивать различные и множественные факторы в их влиянии и связи друг с другом. При этом выделяются наиболее важные из них, воздействие на которые будет наиболее эффективным. Для более объективной оценки деятельности больницы нужны систематические опросы больных («взгляд со стороны») для того, чтобы узнать их мнение о качестве оказываемой в больнице помощи. Одним из важнейших факторов для больных является необходимость платить за те исследования и методы лечения, которые заявлены как бесплатные. Это обязательно надо иметь в виду при выборе между новыми затратными технологиями и обеспечением обычными бесплатными исследованиями. Важным является и глубокое изучение 12


14 возможностей экономить деньги в своих отделениях для того, чтобы выделить средства для внедрения новых технологий и улучшить качество уже оказываемой помощи. Это означало анализ любого действия в отделении (учреждении) с точки зрения его эффективности и затратности, т.е.: назначение меньшего числа диагностических исследований; направление в стационар меньшего числа больных с нетяжелыми формами заболеваний; сокращение продолжительности госпитализации; уверенность в том, что исследования и лечение проводятся в рамках доказательной медицины, и что деньги не тратятся на неэффективные методы лечения. Процесс выбора иногда означает, что обычно большие отделения получают больше, чем маленькие. Причиной этого является большее влияние заведующего отделением на администрацию больницы. В этом случае важно использовать более рациональный и логичный путь выбора с учетом затратной эффективности. Это означает, что надо знать: насколько обсуждаемое предложение соответствует целям больницы; в чем будет преимущество этого внедрения для больных и какова величина эффекта; есть ли при этом риск для здоровья и какова его величина; сколько больных выиграют от внедрения; какова стоимость этого выигрыша для одного больного; каковы будут последствия того, что предложение не будет принято. Известно, что ни одна система здравоохранения в мире не располагает достаточными средствами. Поэтому выбор жизненно важен, и в целом население выиграет больше, если имеющиеся ресурсы будут распределяться рационально. Для того, чтобы сделать правильный выбор, больница нуждается в информационных системах, которые могут обеспечить данные о: количестве обследованных и пролеченных больных; цене исследования и лечения (обратите внимание, что медико-экономические стандарты - это то, что больнице заплатят за больного, но не реальная цена его обследования и лечения); количестве и типе необходимого персонала. Улучшение качества Улучшение качества обслуживания не всегда требует больших затрат, однако может сэкономить средства, за счет внедрения стандартов лечения и работе на основе доказательной медицины. Фиксированные расходы в больнице - это то, что не зависит от количества пролеченных пациентов. Эти деньги больница должна платить, даже если в ней не будет ни одного больного (стоимость здания, отопление, освещение, телефон, уборка и др.). Вариабельные расходы включают лекарства, расходные материалы, стоимость анализов, перевязочный материал и др., что зависит от числа больных. 13


15 Расходы на персонал обычно рассматриваются как фиксированные, хотя, чем больше пациентов лечится, тем больше персонала необходимо. Следовательно, этот элемент является вариабельным. Если больница теряет деньги, тогда руководство помимо прочего внимательно должно изучить фиксированные расходы. Интенсивно ли используется здание? Имеется ли неиспользуемая территория? Можно ли оказывать помощь больным без помещения их в стационар, а следовательно, снизить число коек? Можно ли объединить две больницы? По всему миру наблюдается уменьшение размеров больниц и их числа, и все это - с целью снизить фиксированные расходы. Деньги, которые тратятся на здание, не дают прямой выгоды для больного. Эффект укорочения пребывания может проявиться в том, что в больнице будут пустующие койки. Фиксированные расходы останутся теми же, а вариабельные расходы снизятся незначительно, поскольку обычно все дорогостоящие манипуляции (исследования, операции и т.д.) происходят в первые дни госпитализации. В целом, средние расходы на одного пациента увеличатся. Возможными решениями могут быть: привлечение платных больных; соединиться с какой-нибудь маленькой больницей, перевести ее больных на опустевшие койки, закрыть маленькую больницу. При этом ее фиксированные расходы прекратятся. В последующем ее здание можно продать или использовать совместно с другими службами (социальной защиты и др.). Организации, которые не меняются в ответ на изменения в их окружении, не могут выполнять свои задачи. Организации, легко отвечающие на изменения, обычно делегируют принятие решений, имеют небольшое число уровней подчинения в их иерархии, имеют небольшое число правил и концентрируются в основном на том, чтобы удовлетворять запросам потребителей (в данном случае - больных) и реагировать на окружающие изменения (рис.1). Финальной задачей является принятие стратегических задач и уточнение деталей. Это все иллюстрирует пять важнейших свойств задач, которые должны быть: Специфическими, четко сформулированными. Измеримыми. В противном случае больница никогда не узнает, решены ли задачи. Соответствовать решаемой проблеме Достижимыми. Люди не могут быть мотивированы к переменам, если они не верят в достижимость цели и решение поставленных задач. Иметь временные рамки. Люди должны знать, когда будет достигнуто улучшение и как это будет достигаться Текущее планирование деятельности здравоохранения района 14


16 На основе анализа деятельности медицинских учреждений и показателей здоровья населения, подготовленных ОМК, руководство здравоохранения совместно с администрацией района разрабатывает комплексный план здравоохранения на предстоящий год (приложение 9) и конкретные мероприятия, направленные на повышение качества и доступности лечебно-профилактической помощи населению района, эффективности функционирования службы в целом и входящих в него учреждений, их структурных подразделений (рис.1). Анализ сложившейся ситуации Выявление основных проблем Поиск причин, породивших проблемы Определение приоритетных направлений в деятельности ЛПУ Разработка конкретных мероприятий по устранению причин, породивших проблемы в деятельности ЛПУ Рис. 1. Алгоритм эффективного планирования деятельности ЛПУ. План работы учреждения (далее ПЛАН) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования. План должен быть достаточно подробным, вместе с тем очень конкретным. Если предполагаются изменения каких либо показателей, то указываются их значение, к которым следует стремиться (снизить летальность в стационаре до 0.8% и т.д.). Следует избегать формулировок, не наполненных конкретным содержанием (улучшить, усовершенствовать и т.д.). В плане, кроме самих мероприятий, указывается 15 срок и ответственный за


17 исполнение, может быть графа для отметок об исполнении. План состоит из основной части и приложений, окончательная его структура определяется органом управления здравоохранением субъекта РФ. Основная часть плана включает разделы: 1. Контроль за исполнением основных директивных документов (следует указать те, которые будут реально контролироваться); 2. Вопросы для рассмотрения совещательными органами в самой больнице (медицинский совет, ЛКК и т.д.) и в администрации района; 3. Развитие материально - технической базы здравоохранения; 4. Финансово-хозяйственная деятельность; 5. Подготовка и повышение квалификации кадров; 6. Профилактическая работа (включая проведение профилактических прививок); 7. Организация выявления социально - значимой патологии и заболеваний, обуславливающих высокую смертность среди лиц трудоспособного возраста, определение мер по ее снижению; 8. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий; 9. Санитарно - гигиеническое образование; 10. Научные исследования; 11. Работа с общественностью; 12. Контроль выполнения плана. С учетом реальной обстановки, рекомендаций органов управления здравоохранением, количество разделов может быть расширено. Приложения должны представлять собой набор следующих документов: - Аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана; - Отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год; - Концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период; - Перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде; - Проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий; - Проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера. По усмотрению администрации ЦРБ перечень разделов может быть расширен с учетом специфики района либо возникновением каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Развитие материально - технической базы здравоохранения. Раздел развития материально - технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий, в рамках 16


18 реализации стратегии реструктуризации системы медицинской помощи. В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться: - строительство новых учреждений, корпусов; - проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений; - работы по благоустройству территории; - техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и др. Ко второму подразделу могут быть отнесены мероприятия по: - ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, не укомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных, медицинских учреждений; - укреплению амбулаторно - поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках; - внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому); - дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико социального характера. Конкретизацию плановых заданий необходимо проводить в соответствии со стратегическими целями систем регионального и муниципального здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Следует обращать внимание на целесообразность не только укрепления, но и модернизации диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно - поликлинических учреждений, на открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, на изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.). Актуальность проблемы снабжения лечебно - профилактических учреждений расходными материалами также обосновывает целесообразность отражения способов ее решения в плановых документах. Подготовка и повышение квалификации кадров. Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медоборудования и др.): - целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления; - повышение квалификации работников на центральных базах, в системе последипломного образования, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства; - повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно - заочных курсах, семинарах; - проведение врачебных и сестринских конференций, совещаний; 17


19 - организация конкурсов по профессии; - участие в организации работы научных обществ; Работа по подготовке кадров планируется оргметодотделами совместно с кадровыми службами здравоохранения в регионе (муниципалитете). Профилактическая работа. Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим подразделам: - вакцинопрофилактика; - химиопрофилактика; - мероприятия в очагах инфекции; - мероприятия на сельскохозяйственных объектах (животноводческих, молочно - товарных фермах и т.п.). Все мероприятия, входящие в этот раздел Плана, проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику. Организация выявления социально значимой патологии. Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом; ВИЧ/СПИД; заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП); различными формами наркоманий; психическими расстройствами) включают: - ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению; - ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией; - практическую помощь областных (районных) учреждений при обследовании населения районов; - регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии; - проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в областных специализированных учреждениях. План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий. В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят: - осуществление контроля за качеством диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в областных учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения; - регулирование взятия на диспансерное наблюдение и контроль контингентов диспансеризируемых больных; - организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти и др. Планирование может осуществляться по объектам, подлежащим контролю 18


20 (учреждения, службы, подразделения, специалисты), по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации), по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационар замещающие технологии), по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение), по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК) и в разрезе других показателей деятельности. Раздел внедрения освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения и соответствующие организационные мероприятия по внедрению. Санитарно - гигиеническое образование. Мероприятия, охватывающие санитарно - гигиеническое образование, могут включать: - создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения "Университетов здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школ выздоравливающих" для стационарных больных; - подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников; - использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступлений в СМИ, организацию выставок, публикацию образовательных материалов); - организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации); - распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни. Наибольшую эффективность санитарного просвещения населения обеспечивает системный подход, предполагающий обучение начиная с дошкольных учреждений. Научные исследования. Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать, отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы регионального (муниципального) здравоохранения. Процесс подготовки проекта Плана и процедура его принятия. План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах. Приоритеты развития медицинской помощи населению определяются в соответствии с направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения, с учетом региональных особенностей и ресурсных возможностей. Несмотря на различия по регионам в большинстве субъектов РФ 19



1 ОРГАНИЗАЦИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Новосибирск, 2005 2 Управление здравоохранения мэрии г. Новосибирска Новосибирская государственная медицинская академия ОРГАНИЗАЦИЯ

Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского Кафедра социологии и социальной работы Г. Ю. Козина, А. Б. Тугаров ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Учебное

Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Амурская государственная медицинская академия КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКИ I. Задачи и содержание методической работы областных библиотек 1 В. Н. Кессених Одной из важнейших задач областной библиотеки является содействие укреплению и развитию

АНАЛИЗ СИСТЕМ И ПОЛИТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАТКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 13 Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи? Karl A. Stroetmann, Lutz Kubitschke Simon

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) РУКОВОДСТВО ИФЛА/ЮНЕСКО ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК http://www.ifla.org/vii/s11/pubs/school-guidelines.htm Введение «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС») Кафедра «Экономика

Утверждены приказом Управления государственной гражданской службы Республики Коми от 24.05.2013 г. 63-од (приложение) Организация работы с кадровым резервом в органе государственной власти Республики Коми

Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ