Меню Рубрики

Бизнес идея производство настольных игр. Создание настольных игр как бизнес

До недавних пор нам сложно было представить, что настольные игры – привычное и даже, как казалось несколько лет назад, начинающее устаревать развлечение – могут оказаться выгодным капиталовложением.

Сложность прогнозирования развития индустрии по созданию настольных игр заключается в том, что рынок «настолок» (как их называют любители такого способа времяпрепровождения) включает в себя слишком много разнообразных товаров – от обычных простейших «ходилок» (бросить кубик и передвинуть фишки) до сложных тематических и стратегических игр, где нужно просчитывать варианты на несколько ходов вперед. По предварительным оценкам, ежегодный объем продаж настольных игр составляет $100 млн.

Единого определения настольных игр пока не существует. Обычно под настольными понимаются игры, в которые можно играть в помещении с помощью специально разработанного инвентаря – игрового поля, фишек, кубиков, карточек, жетонов и т. д.

Как правило, небольшое количество необходимых для игры предметов позволяет разместить их на одном столе и/или в руках игроков. Количество участников начинается от двух и более игроков. В некоторых случаях игрок может быть даже один, но таких игр меньшинство.

Процесс производства настольных игр

Производство настольной игры состоит из нескольких этапов. Первый – один из самых главных – это продумывание и разработка идеи игры, определение ее вида, сюжетной линии, целей и степени развлекательности, создание предварительного образца («черновой» вариант) и тестирование.

На втором этапе проектируется окончательное внешнее оформление всех игровых элементов – карт, поля, фишек и т. д. вплоть до упаковки. Затем составляется смета для запуска набора в производство, рассчитывается тираж, при котором выпуск игры становится рентабельным (чем меньше тираж, тем более «золотыми» получатся ваши игровые наборы), выбираются подрядчики для выполнения всей работы.

Средний тираж одной настольной игры, выпущенной в нашей стране, составляет 5-6 тыс. экз. Если у вас достаточно сложная игра, требующая использования дополнительного инвентаря (например, кубика, фишек, жетонов и т.д.), то иногда оказывается целесообразным разделить производство, вплоть до поиска партнеров за рубежом.

Обратите внимание на качество вашей продукции. К примеру, если ваша настольная игра предполагает использование карточек и/или игрового поля, не стоит экономить на полиграфии.

На этапе запуска серийного производства настольной игры пора приступать к организации сбыта вашей продукции.
Обычно новые игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным, книжным, магазинам игрушек, магазинам подарков и т. д., в зависимости от тематики и целевой аудитории вашего продукта).
Супермаркеты предъявляют достаточно высокие требования, которые могут оказаться молодой компании не по плечу. Еще один распространенный и эффективный вариант – создать собственный интернет-магазин, где любой желающих сможет почитать описание игры и правила, посмотреть фотографии и оформить заказ напрямую, минуя посредников.

Индустрия настольных игр привлекает все больше внимания как разработчиков, так и инвесторов. В самом деле, на разработку настольной игры требуется в несколько десятков раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%.

Даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр в нашей стране снизились на $150 млн., спрос на «настолки» продолжал неуклонно расти.

Впрочем, на практике, скорее всего, окажется, что перспективы такого бизнеса не столь радужны и оптимистичны, как хотелось бы. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. И это притом, что несмотря на все усилия продавцов настольных игр, которые не просто предлагают свой товар, а пытаются создать на него спрос, такой вид развлечений в нашей стране пока еще не так популярен, как на Западе.
Например, в России наибольшим спросом пользуются настольные игры, ориентированные на детей, низкой и средней ценовой категории (от 100 до 500 р.). Игры для более взрослых игроков стоимостью от 500 до 3500 рублей раскупаются не столь активно.

Затраты на разработку одной настольной игры составляют, в зависимости от идеи и сложности, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен. Однако основная проблема не в создании настольной игры, а в ее продаже.

В наши дни, когда на отечественном рынке настольных игр действует слишком много игроков (включая западных), новые компании стараются занять собственную узкую нишу, предлагая недорогие, но тематические игры, которые, как правило, помимо развлекательной имеют и дополнительные функции (например, игры на развитие воображения, стратегического мышления, для изучения иностранных языков или даже обучения некоторым навыкам).

Может показаться удивительным, но бизнес на настольных играх - очень перспективное направление работы в индустрии развлечений. Мода проводить время за классической «Монополией» или более современным «Манчкином» увлекла детей и взрослых. Такое времяпрепровождение позволяет сочетать досуг с развитием аналитического мышления и творчеством. Продажа готовых и производство собственных настольных игр может стать источником стабильной прибыли, при условии, что организатор подойдёт к нему с умом.

Создание настольных игр - очень творческий и в то же время аналитический процесс. У каждой классической игры есть своя история создания. Например, классическая «Монополия» придумана одним человеком Чарльзом Дэрроу в США во время Великой депрессии. Он лично изготовил и продал 5 тысяч экземпляров наборов для нового развлечения, целью которого является создание собственной бизнес-империи и выживание других игроков с рынка.

Другая легендарная игра с более запутанным сюжетом и большим числом вероятностей - Dungeons & Dragons или «Подземелья драконов». В 1970-х её создали Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон. Авторы вдохновлялись другой настольной игрой, дополнив её фантастическими существами и волшебством. Более молодую, но не менее прославленную детективную историю с квестами и схватками с монстрами «Ужас Аркхэма» создал Ричард Лаунис, положив в основу сюжета миры из рассказов мистического Говарда Лавкрафта.

Настольные игры интересны взрослым и детям, они развивают аналитическое мышление и творческий потенциал

Из этих примеров следует, что разработка сюжета может вдохновляться реальностью, художественной литературой и даже другой игрой. Автор создаёт виртуальный мир со своими законами, устанавливает правила и предлагает другим погрузиться туда. Конечно, это творческий процесс, но в нём всё равно можно выделить характерные этапы:

  • разработка сюжета и правил;
  • создание материальной базы (карточек, карт, схем, кубиков, жетонов);
  • тестирование;
  • доработка;
  • массовый тираж.

Разработка игр как бизнес

Можно с уверенностью сказать, что производство настольных игр по силам далеко не всем. Но если вы ощущаете в себе потенциал выполнить такой комплекс работ, с уверенностью приступайте - ценители и спрос будут. Разрабатывая сценарий и набор карточек не рассчитывайте на мгновенное обогащение. Создатели не становились очень богатыми людьми в короткие сроки, даже если их произведение встречало массовый отклик (как это было с «Монополией»).

Создание сложной игры займёт несколько месяцев или даже несколько лет. Автору требуется не только придумать сюжет, но и проработать максимальное количество возможных сценариев, чтобы действие не заходило в тупик. Одной творческой мысли недостаточно. Необходимо прогнозировать, какими путями могут развиваться события, как могут поступать игроки, чем заканчивается сюжет, есть ли победитель и т.д.

Что может быть источником разработки настольной игры:

  1. Существующая настольная игра. Например, классическую «Монополию» переносят в новые страны, города, даже в новую реальность или полностью меняют правила на противоположные («Антимонополия»). Этот вариант привлекателен тем, что самая трудная часть работы уже проделана создателями, а разработчику остаётся только поменять дизайн, антураж и материальную базу.
  2. Популярные книги и фильмы. Несложные «бродилки» и квесты в мирах известных вселенных встретят отклик у их фанатов.
  3. Имитация явлений и ситуаций из реальной жизни. Квесты на выживание в экстремальных условиях, решение практических задач могут выполнять как познавательную, так и развлекательную функцию.

Если вы планируете заработать, лучше настольную игру создать на компьютере, обратившись к художнику или дизайнеру. С его помощью получится создать красивые карты, жетоны и другой инвентарь. Авторский запоминающийся дизайн станет составляющей успеха, потому что подарит игрокам эстетическое удовольствие.

Разработка игр в домашних условиях

Заработать таким образом довольно трудно. Вполне возможно, что вас заинтересует, как создать настольную игру в домашних условиях для личного использования, без коммерческих планов. Правила примерно такие же: придумать сюжет, подготовить инвентарь и попробовать сыграть. Проще всего дома рисовать классические «бродилки»: игрок бросает кубик и делает ходы по выпавшему числу. На каждой остановке он должен выполнить какое-то действие: что-то купить, продать, кого-то победить.

Такие квесты могут быть познавательными и обучающими для детей. Например, на каждой остановке ребёнок узнаёт новый факт или пробует новое действие. Сюжет ограничивается только фантазией создателей. Изготовить карту, жетоны можно вместе с детьми - это принесёт не меньше радости, чем сам процесс.

Производство настольных игр включает не только разработку сценария, но и красочную печать карточек, жетонов, буклетов

Открытие магазина настольных игр

Рассмотрим составление примерного бизнес-плана магазина настольных игр. Это ещё один более быстрый и надёжный способ заработать на этом хобби. На создание собственной игры могут уйти годы, а на разработку и печать материальной базы - десятки тысяч рублей. Получить прибыль, продавая чужие произведения, получится гораздо быстрее.

Более выгодно открывать интернет-магазин. Спрос на эту категорию товара не такой высокий, чтобы ежемесячно покрывать аренду даже небольшого помещения.

Это особая продукция, интересная весьма ограниченному числу покупателей. Стимулировать спрос с помощью рекламы получится только незначительно.

С этой точки зрения вложить единовременно 15–20 тысяч рублей в интернет-магазин безопаснее, чем за эти же деньги снять торговую точку на месяц. Обслуживанием сайта можно заниматься самостоятельно, а коробки с играми на реализацию хранить дома. Такой подход отлично подойдёт для первых месяцев работы. Продажа через интернет не ограничивает число покупателей жителями одного города, а выводит предпринимателя сразу на всероссийский уровень торговли.

Затраты на открытие интернет-магазина:

  • создание сайта - от 15 тысяч рублей;
  • закупка нескольких категорий товара в нескольких экземплярах - от 30 тысяч рублей.
  • профессиональная фотосессия для ассортимента - 5 тысяч рублей;
  • продвижение сайта и аккаунтов в социальных сетях - по желанию предпринимателя.

Альтернатива продажи настольных игр - открытие клуба для игроков

Другой вариант заработать без самостоятельной разработки и продаж - создать свой клуб. Это заведение, куда люди приходят поиграть в любимые натсольные квесты с единомышленниками или познакомиться с новыми вариантами досуга. Спрос на такой формат отдыха тоже нельзя назвать массовым, поэтому бизнес весьма рискованный.

Расходы на открытие клуба:

  • аренда помещения - от 20 тысяч рублей в месяц;
  • ремонт, оформление интерьера, мебель - от 10 тысяч рублей;
  • покупка игр - от 15 тысяч рублей;
  • реклама - по желанию предпринимателя.

Такой вид работы желательно объединять с традиционным и интернет-магазином: совокупная выручка будет больше. Однако и затраты возрастут до 200–300 тысяч рублей. Бизнес не отличается высокой рентабельностью, поэтому хорошим результатом будет окупить вложения за 1,5–2 года работы.

Заключение

Создание и продажа настольных игр - специфический бизнес с немногочисленной целевой аудиторией. Покупатели не ограничиваются семьями с детьми. Многие взрослые открывают для такой формат досуга. Но их не так много, чтобы сделать эту отрасль предпринимательства рентабельной. Начните работу с интернет-магазина и перепродажи популярных игр, потому что разработка собственного произведения займёт не менее года.

Прогнозировать популярность новой настольной игры дело неблагодарное - когда-то издатель отказался распространять «Монополию». Татьяна Бондаренко решила заняться этим бизнесом не потому, что ее увлекают настольные игры - предпринимательское чутье подсказывает бизнесвумен удачные решения.

Издание настольных игр – трудный бизнес-жанр: никакие фокус-группы не помогут заранее просчитать коммерческую успешность коробки, заключающей в себе игровое поле, фишки, кубики и карточки.

В 1934 году американскому безработному Чарльзу Дэрроу не удалось продать идею «Монополии» крупному издателю, но он рискнул выпустить игру за свой счет – и в конце концов она стала мировым хитом. Его пример до сих пор вдохновляет новичков трудного рынка. За похождениями одного из таковых мы решили проследить.

С клетки «Старт»

Производством настольных игр под брендом Bonko Games предприниматель Татьяна Бондаренко занялась с мужем чуть более года назад. Расчет был абсолютно коммерческим, а вовсе не вырастал из хобби: коллекционированием «настолок» в их семье никто никогда не занимался, на игровых форумах не пропадал, в модных игротеках не участвовал.

Зато предпринимательский опыт за плечами уже был: в свое время Татьяна оставила стабильную, но невероятно скучную карьеру банковского служащего и ушла в , открыв сначала собственную небольшую типографию, а затем частную гостиницу для собак. А в промежутке успела позаниматься «потоковым» копирайтингом, что научило ее писать много и без творческих кризисов. Этот полезный навык оказался весьма кстати и на ее новом, настольно-игровом поприще.

Если разобраться, то рынок настольных игр в России весьма молод. Еще лет десять назад казалось, что компьютерные игры одержали в нашей стране окончательную и безоговорочную победу над настольно-печатными, поскольку из последних в продаже можно было обнаружить лишь бесхитростные «ходилки» для детей младшего возраста, а если повезет – дорогие импортные игры, но без .

Однако с тех пор в России появились и собственные издатели, и бестселлеры – как отечественной разработки, так и выпущенные по западной лицензии – с тиражами свыше десяти тысяч экземпляров. По оценкам самих игроков рынка, сейчас в стране за год выпускается около сотни новых наименований игр.

Между тем Татьяна Бондаренко с максимализмом, свойственным начинающим, разглядела слабые стороны российского рынка и возможности для себя. По ее словам, отечественные разработчики качественных настольных игр до сих пор в дефиците, а магазинные полки в основном забиты так называемыми локализованными играми из Европы и Америки.

При этом лицензии зачастую покупаются не на самые популярные игры (поскольку права на издание западных хитов стоят дорого), а локализация может быть лишь частичной – вплоть до того, что фанатам «настолок» потом приходится самостоятельно скачивать с сайта правила игры на русском языке.

Так что ниша для создателей Bonko Games вырисовывалась очевидная – разрабатывать игры самостоятельно, выпускать не «макулатуру», а продукт высокого качества с приличным дизайном и полиграфией. Идея дебютной игры пришла в голову довольно быстро: решили воспользоваться общественно-политической конъюнктурой и выпустить – аккурат под президентские выборы – игру под названием «Предвыборная гонка, или Кто мог бы стать президентом».

Придумывать игровую механику и антураж было весело: разно­образные «корочки», позволяющие решить массу проблем, машинки с мигалками вместо привычных фишек, поездки по избирательным округам, лоббирование законов…

Над колодой карточек с законопроектами, например, пришлось изрядно попотеть. «Их требовалось пятьдесят, в каждой по шесть законопроектов: всего получалось три сотни только в одной колоде», – оценивает объем проделанной работы Татьяна.

Чтобы игра получилась информационно насыщенной, а тексты – ироничными и полными намеков на реальную жизнь, ей пришлось поднимать все самые громкие политические события за последние несколько лет. Для пущей солидности коробку с игрой было решено стилизовать под строгий черный кейс.

Когда идея легла на белый лист ватмана в упрощенном, схематическом виде, а затем десятки раз была проиграна с несколькими группами «испытателей», настал момент реального вложения денег. На тот момент в распоряжении предпринимателей было всего 350 тыс. рублей.

«Изначально, – с улыбкой рассказывает Татьяна, – мы наивно прорисовывали себе идеальный сценарий: игра придумана, перенесена на ватман, протестирована с учетом разных игровых ситуаций, передана в руки хорошему дизайнеру. Какие могут быть сложности?» Однако придумать игру оказалось гораздо проще, чем издать, а затем продать.

Гонка с препятствиями

Гейм-дизайн изначально был позицией, на которой создатели «Предвыборной гонки» решили не экономить. Старожилы рынка наверняка усмехнутся, но лишь на него стартаперы потратили 120 тыс. рублей. «Художественная реализация «настолки» за такие деньги, при условии что весь оборот игры может составить всего полтора миллиона, – это нонсенс», – соглашается Татьяна Бондаренко.

Однако «товарный вид» для перфекционистов из Bonko Games был превыше всего: хотелось держать марку, начиная с дебютной игры. Игровое поле отпечатали на жесткой каппе, традиционно использующейся для переплета книг, игровые карты и удостоверения перенесли на плотный картон с глянцевой поверхностью. Придуманный антураж изрядно увеличивал конечную смету.

«Мы могли упростить себе задачу и положить в набор вместо фишек-машинок пластмассовые пирамидки, – объясняет Татьяна. – Это стоило бы всего рубль на комплект. Между тем машинка обошлась нам в три рубля. Здесь каждая деталь стоит денег. Когда умножаешь все эти рубли на тираж, получается немаленькая сумма».

Задумку с покерной коробкой и бархатной обивкой внутри реализовать так и не получилось. Оказалось, что все типографии в Москве и области работают только по готовым шаблонам, а специалистов, разрабатывающих упаковку, практически нет. Пришлось выкручиваться и искать варианты поскромнее. Случайно обнаруженная дома коробка с ручкой стала наглядным образцом для производства упаковки-кейса.

Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента выпуска игры, Татьяна с сожалением указывает на недостатки: «Внутри коробку так и не смогли сделать, как задумывали. По идее она должна была состоять из двух отделений, в одном из которых фиксировалось бы игровое поле, а в другом располагались все остальные аксессуары.

Когда мы на словах объяснили, что хотим видеть на выходе, нам предложили чудовищно неудобную конструкцию, которая усложнила бы и без того непростую технологию производства и отнимала бы полдня на сборку».

Мучения над одной только коробкой, которая обошлась Bonko Games в 65 рублей за штуку, заставили сделать неутешительный вывод: возможностей для производства по-настоящему качественных настольных игр в России нет. В Китае, как оказалось, идеальный покерный вариант с бархатной обивкой обошелся бы не дороже 40 рублей. Но в данном случае пришлось бы потерять массу времени на согласование макета игры и решение производственных проблем.

Типографии пришлось постепенно приспосабливаться к незнакомому производству, а Татьяне – пройти все «круги ада», которые ежегодно на специализированных выставках описывают крупные игроки рынка. Директор проекта «Правильные игры» Иван Туловский, говоря о перспективах издания «настолок» в России, признается, что за 10 лет формирования рынка у нас так и не научились печатать качественные игры.

В процессе производства, по его словам, необходимо постоянно находиться в типографии, иначе на выходе можно получить продукт, весьма далекий от разработанного макета. Кроме того, стоит заранее быть готовым к приличному проценту брака в виде заломанных карт, неровных полей и несовпадения цветовых оттенков.

При создании «Предвыборной гонки» испортили сто игровых полей. «Когда они были отпечатаны, оказалось, что в типографии никто не может их правильно вырубить, – вспоминает Татьяна. – Нам с мужем пришлось показывать, как это делается.

На глазах удивленных работников мы прикладывали линейку к игровым полям, разрезали каппу большим макетным ножом и в сложенном виде отправляли в коробку». «Самообслужившись» таким образом в типографии, стартаперы получили игровые поля по цене 28 рублей за штуку. А типография приобрела бесценный опыт по производству «настолок».

Старожилы настольно-игрового рынка любят шутить, что любая задача, которая технически сколько-нибудь сложнее производства пазлов, подавляющему большинству российских типографий не под силу. Проблему каждый издатель решает по-своему.

Так, компания «Мир хобби», познакомившая отечественного потребителя с такими западными бестселлерами, как «Колонизаторы», «Каркассон» и «Манчкин», давно пришла к выводу: печатать игры европейского качества в России все-таки можно – только для этого требуется создавать свое собственное производство. Поэтому весь постпринт компания выполняет на двух собственных производственных площадках в Ивановской и Калужской областях.

На выпуск «Предвыборной гонки» тиражом 2 тыс. экземпляров у супругов Бондаренко ушло в итоге около 700 тыс. рублей – очень скромная, по оценкам Татьяны, сумма. Однако производственные проблемы изрядно выбили Bonko Games из графика: игру удалось выпустить не к октябрю 2011 года, как планировалось, а лишь к февралю 2012-го.

К реальным мартовским выборам в России успели, но упустили часть времени, которое могло обеспечить эффективные продажи: лето уже было не за горами. «Лето – это время, когда все игрушечники бедствуют, – признается Татьяна. – Мы очень зависим от оптовиков, которые подбирают товар в зависимости от сезона. С июня по август они предпочитают закупаться надувными кругами, мячиками и скакалками, а не настольными играми».

Попробуй продай

Мысль поэксплуатировать в ком­мерческих целях выборную тематику, похоже, витала в воздухе. За полгода до релиза «Предвыборной гонки» на рынке появилась похожая социально-политическая игра – «Выборы президента» от «Дрофы-Медиа», разработчика и производителя детской игровой продукции. Со сроками выпуска у этого старожила рынка все было в полном порядке, и, похоже, компания успела снять сливки.

Как утверждает Ольга Посева, начальник отдела реализации «Дрофы-Медиа», поначалу у их «настолки» были хорошие продажи, но после мартовского события интерес к ней поостыл. «Хитом продаж игра не стала, но мы и не делали на нее особой ставки, – комментирует она. – После выборов это стал средний товар, который просто пополнил нашу ассортиментную линейку».

В отличие от более именитого конкурента, Bonko Games делает на своего первенца высокую ставку, поскольку ничего другого в портфеле четы Бондаренко пока нет. И сейчас, прямо на марше, им приходится выстраивать сбытовые каналы. Работа с крупными магазинами напрямую, минуя оптовое звено, оказалась делом хлопотным и требующим таких трудозатрат, какие неразумны для издателя с пока еще мизерной продуктовой линейкой.

Розница уже продемонстрировала своенравие по отношению к издателям «Предвыборной гонки»: в одном московском торговом доме не оценили иронии игры, видимо, почувствовав какой-то «опасный» политической подтекст, и неожиданно сняли ее с продаж и удалили из ассортиментного списка магазина. Зато через оптовиков удалось поставить игру на полки некоторых «Ашанов» и за первые три месяца продать 120 экземпляров.

То, почему полки многих российских магазинов в основном заполнены настольными играми экономкласса, тоже недолго оставалось секретом для молодых издателей. Оказалось, что такова изначальная установка и самой розницы, и оптовиков.

Товару в ценовой категории «выше среднего» и «премиум» в принципе сложнее пробиться на полки, чем «макулатуре»: нужны дополнительные аргументы в пользу того, что игра будет хорошо продаваться, а предложить их малоизвестному издателю бывает сложно.

По словам Натальи Урусовой, владельца интернет-магазина настольных игр Igrocity.Ru, ценовой диапазон наиболее ходовых игр в России – от 500 до 1 500 рублей. При этом предпочтение отдается играм семейным или для компаний. А «Предвыборная гонка» от Bonko Games оказалась недешевой.

«В офлайне» она появилась по цене 1 600 рублей, в интернет-магазинах «Комус» и «Суперфишка» – по 1 150. Оптовая партия отправилась на Урал по цене 750 рублей, но можно смело предположить, что дальнейшие наценки в оптовом и розничном звеньях увеличили стоимость минимум в два раза.

Еще один хорошо зарекомендовавший себя способ продвижения настольных игр, пока не задействованный Bonko Games, – игровые мероприятия в клубах, барах и пабах. Интерес здесь может быть обоюдным: заведение получает наплыв посетителей, а издатель, помимо популяризации игры, может рассчитывать на то, что кто-то из участников решит приобрести экземпляр «для дома, для семьи».

Затраты издателя при этом исключительно организационные – предоставить своего аниматора, который на уровне проведет мероприятие. Примечательно, что издатели раскрученных игр могут даже рассчитывать при этом на небольшое вознаграждение от заведения.

Встает закономерный вопрос: стоит ли пускаться во все тяжкие собственного производства и сбыта настольных игр? Нельзя ли просто разработать механику и проект игры, чтобы продать издателю?

Крупные российские издатели, похоже, и впрямь уже доросли до того, что готовы покупать такой продукт на стороне – и даже начали публиковать соответствующие объявления в Интернете. Условия, правда, на поверку оказываются не слишком привлекательными для разработчика: 20 тыс. рублей или доллар с проданной коробки.

«Эффективный» тираж, как признают сами участники индустрии, начинается с тысячи коробок, а продажи большинства игр составляют не более чем тысячу–другую экземпляров. Выходит, на продаже идеи игры много не заработаешь: это скорее удел любителей-одиночек, занимающихся разработкой из любви к искусству. Так что этот вариант создатели «Предвыборной гонки» изначально даже не рассматривали.

По словам Татьяны Бондаренко, за первые полтора месяца присутствия на рынке удалось продать 400 коробок «Предвыборной гонки», а за полгода – более половины тиража. По меркам российской настольно-игровой индустрии – результат неплохой.

Первый опыт, впрочем, располагает к самоанализу. Очевидный вывод: на одной игре не проживешь, нужен портфель. Чуть менее очевидный: не «премиумом» единым должна жить компания, хорошие «экономигры» в ассортименте ей тоже не повредят.

Переход на новый уровень

Элемент случайности, который придает играм такой азарт, в полной мере присутствует и в самом бизнесе «настольщиков»: никогда не знаешь, какая игра по-настоящему «выстрелит» в рознице. Накладывает свой отпечаток и экономика: игра с гениальным «движком» вполне может оказаться столь дорогой в производстве, что при сложившемся на рынке уровне цен не найдет своего покупателя.

Иван Туловский из «Пра­виль­ных игр» объясняет большой процент присутствия на рынке именно локализованных западных продуктов тем, что российские издатели стараются идти по пути минимизации рисков. Игра, ставшая хитом за рубежом, – это хоть какая-то гарантия того, что и в России такой продукт будет хорошо продаваться.

И тем не менее в Bonko Games по-прежнему намерены рисковать, выпуская игры собственной разработки. Ограниченность финансовых ресурсов, впрочем, вынуждает изменить тактику.

Идеальный сценарий налаженного и выгодного производства представляется теперь Татьяне Бондаренко так: нужно запустить линейку игр в эконом- и среднеценовом сегментах, которая обеспечит более или менее стабильный денежный поток и позволит зарабатывать на то, чтобы издавать время от времени по-настоящему серьезную и дорогую игру.

Портфеля из пяти наименований должно хватить, чтобы начать стабильно выпускать на рынок по 3–4 игры в год. «Праздновать победу можно будет тогда, когда ассортимент составит хотя бы 30 игр, а наша марка станет узнаваемой на рынке», – прикидывает Татьяна.

«На стапелях» у предпринимателей уже несколько экономигр в «фирменном» ироничном стиле, стоимость которых в рознице должна составить 350–400 рублей. В одной из них – карточной «Акулине» – персонажи стилизированы под XVIII век, а к игре будет прилагаться неожиданный антураж – очки и темный платок – для создания образа несимпатичной героини тем, кто проиграет.

Более отдаленная цель – дорогая игра «Золотая лихорадка», предлагающая игрокам разбогатеть на прииске; для нее уже придумана игровая механика и набор игровых предметов – муляж золотого слитка, металлические монеты, состаренный кожаный мешочек для денег и нестандартная упаковка в виде рюкзака старателя.

Всего у Bonko Games в разработке – более 25 проектов. Некоторые из них продуманы до мелочей и уже практически готовы для создания гейм-дизайна. В отличие от финансовых ресурсов, идей у стартаперов – вдоволь.

08.11.18 19 765 16

Как запустить международную сеть развивающих настолок

Сергей не нашел подходящих настольных игр для сына и придумал их сам.

Маша Шаповал

поговорила с основателями бизнеса

Вместе с другом он открыл интернет-магазин в Санкт-Петербурге. Через шесть лет этот бизнес приносит 1 миллион рублей в месяц.

Сейчас игры продаются в России и Восточной Европе, Израиле и Чили, Японии и на Тайване. Вот как ребята к этому пришли.

Как запускались

В 2012 году Сергей запустил кружок, чтобы научить сына и его друзей базовым школьным навыкам: считать, умножать, понимать основы физики, моделирования и узнавать геометрические фигуры. Он хотел, чтобы дети учились этому через игры. Сергей фотографировал занятия и рассказывал о них в блоге в «Живом журнале». За полгода на блог подписались 1000 человек.

Сергей по образованию психолог, а в тот момент работал в консалтинге: проводил тренинги для офисных работников. Он изучил учебники начальной школы, нашел много сложных для детей моментов и придумал на эти темы настольные и подвижные игры. Сергей показал макеты другу Антону: они решили, что такие настольные игры могут пользоваться успехом.

Сергей подготовил макеты первых четырех игр: три о числах и счете, четвертую - о геометрических фигурах. Знакомые дизайнеры нарисовали ребятам макет сайта по бартеру: за тренинги и консультации по бизнес-презентациям, копирайтингу, публичным выступлениям и инфографике. На разработку отдельных элементов потратили 50 тысяч рублей.

50 000 Р

потратили предприниматели на дизайн макетов игр

Оставалось напечатать карты для настолок на больших картонных листах, а потом вырубить их и собрать в колоды. Немногие типографии умели такое делать, поэтому первый тираж напечатали через знакомых. Для второго, более крупного тиража, типографию пришлось искать месяц.

Первые продажи

Продажу игр оформили на ИП Сергея. На тот момент он уже был предпринимателем - проводил тренинги.

В октябре 2012 года предприниматели отправили первые игры на оценку организаторам игротек. Это мероприятия, где люди собираются в кафе, чтобы поиграть в настолки.

Одновременно запустили предзаказ на петербургском родительском форуме. Там ребята нашли посредника, который собирал предзаказы и деньги с клиентов за процент от продаж. Играми заинтересовались педагоги детских клубов и ведущие развивающих занятий - заказывали настолки для учеников и советовали родителям. Для первой партии Сергей и Антон напечатали четыре игры по 500 экземпляров.


Не обошлось без промахов. Некоторые коробки пришлось печатать несколько раз: картон был слишком толстый и силы клея не хватало, чтобы его удержать. На партию ушло 450 тысяч рублей - эти деньги Антон взял в долг под бонус на основной работе.

Сергей и Антон собрались доставлять игры сразу после новогодних праздников. Время поджимало, поэтому ребята приехали в типографию помогать: прорезали карты, собирали колоды и складывали их в коробки. Тираж складывали в арендованные ячейки на складе.

450 000 Р

заплатили Сергей и Антон за печать первой партии игр

За первый месяц предприниматели продали 900 игр и выручили на них 240 тысяч рублей. Через три месяца нашли и первого оптового партнера - это был интернет-магазин детских игрушек, руководитель которого прочитал о проекте ребят в «Живом журнале». В магазин ушло 100 игр.

Расходы на запуск, 2012 год - 510 000 Р

Печать 2 тысяч игр

450 000 Р

Дизайн макетов игр

50 000 Р

Аренда ячеек на складе

10 000 Р

бесплатно

Как придумывают игры

Дети в начальной школе еще не вовлечены в процесс обучения. Чтобы их заинтересовать, нужна игровая форма. Механики, которые используют в играх «Банды умников», не новые. Например, некоторые работают по принципу домино: дети находят и сопоставляют одинаковые картинки и параллельно учатся считать.

Во все настолки можно играть без ведущего - с ребятами того же возраста или даже со взрослыми. Например, в «Зверобуквы» часто играют семьей. В игре два набора карточек: с буквами и с животными и их названиями. Участники по очереди открывают карточки-буквы и сравнивают их с буквами, которые входят в названия зверей. Тот, кому досталась последняя буква в названии зверя, забирает карточку себе. Побеждает участник, набравший больше карточек. Ребенок может выиграть у взрослого, даже не зная алфавит. Он сопоставляет нарисованные буквы и запоминает их в процессе.



Обычно Сергей работает над несколькими темами одновременно. На придумку одной игры уходит от дня до года.

Прототипы проходят проверку у команды: сотрудники пробуют их, записывают, что поменять, и считают, во сколько обойдется производство. До выпуска продают тысячу экземпляров частным клиентам и мелким оптовикам. После первого тиража в 5 тысяч собирают отзывы и по ним улучшают игры.

Сегодня у «Банды» в ассортименте 21 игра. Темы: счет, умножение, геометрия, логика и чтение. Самые популярные - «Зверобуквы» за 790 рублей, «Читай-хватай» за 890 рублей и «Турбосчет» за 490 рублей.

790 Р

стоит в «Банде» одна из самых популярных игр «Зверобуквы»

Кроме обучающих игр Сергей и Антон запустили две новые линейки: развлекательные квестики и развивающие тетради. Квестики - это квест по поиску подарка с карточками и загадками. Их закупают магазины подарков. Тетради готовят детей к школе: учат считать, писать и учить буквы. И квестики, и тетради обычно стоят дешевле развивающих игр.

Еще одно направление - корпоративные подарки. «Банда» печатает свои игры для детей сотрудников с брендированием компании.



Команда и офис

Первый год ребята работали вдвоем, совмещая бизнес с основной работой. Сергей придумывал игры и вел соцсети. Антон общался с частными и оптовыми заказчиками, следил за доходами и расходами, собирал и отправлял заказы через курьеров.

В 2013 году поток заказов вырос до 6 тысяч игр в месяц, и ребята наняли удаленного работника - маму с детьми. Она общалась с покупателями и отправляла заказы.

Продажи по-прежнему росли, и через год ребята перестали справляться втроем. Сергей и Антон уволились с основных работ и нашли на «Хедхантере» продажника, сммщика, помощника и кладовщика. Для команды сняли офис со складом на 45 м².


Сейчас в «Банде» работает 45 человек. У ребят нет иерархии - сотрудники объединяются по проектам. Например, на проект подарков на новый год в команду собираются дизайнеры, продажники и маркетологи.

Сергей с Антоном поделили бизнес 50 на 50. Антон ведет операционную деятельность: он отвечает за то, чтобы заказы приходили, деньги выплачивались, а акции проводились. Идеи, контент, игры, стратегия и бренд - сфера Сергея. Партнеры договорились, что каждый принимает финальное решение по своему блоку. Так у них получается не ссориться.

Предприниматели используют многоступенчатый процесс подбора: проводят собеседование, дают тестовые задания, устанавливают испытательный срок с конкретными показателями. Но даже с такой системой находить сотрудников сложно.

Однажды ребята взяли трех стажеров на должность дизайнера, но никто не подошел. Два кандидата не справились с задачами и темпом. Третий прошел оплачиваемую недельную стажировку и рассчитывал, что уже на следующий день выйдет на работу.

Но «Банда» всегда берет паузу на несколько дней, чтобы подумать. В тот же вечер стажер дал «Банде» отрицательную рекомендацию на сайте отзывов о работодателях. Команда решила с ним не сотрудничать.


Клиенты и продвижение

Основные клиенты «Банды» - родители, организаторы совместных покупок, интернет-магазины игр и подарков. Еще есть компании, которые закупают игры как корпоративные подарки детям своих сотрудников.

Для каждой категории клиентов ребята делают посадочную страницу с подборкой рассылок. Если ребенок не может выучить умножение, для его родителей делают серию из 7 писем. Родители читают рассылки, заходят по ссылкам в соцсети, подписываются на другие рассылки и получают скидки на игры. Такие клиенты доверяют компании и готовы купить больше, чем те, кого сразу ведут на страницу игры.

Служба поддержки общается с клиентами в системе «Омнидеск». Менеджеры отслеживают, какие рассылки получил клиент, чем он заинтересовался и какие вопросы уже задавал. Так команда может предложить игру, которая больше всего ему подойдет.


Выход на международный рынок

В 2014 году игры «Банды умников» стали заказывать из-за границы. Например, ребята получили 15 заказов из Австралии. Руководитель местного математического лагеря порекомендовал игры ребятам из русскоговорящих семей.

Когда курс доллара вырос, издержки на игры не изменились, а рентабельность международного рынка игр выросла. Ребята поехали со своим стендом на ежегодную выставку детских товаров в Нюрнберге - это самая большая выставка в этой сфере. За участие заплатили 2,5 тысячи евро.

Игры «Банды» сразу привлекли внимание участников. За два часа у ребят на стенде побывали 15 представителей сетевых детских центров и издатели из Венгрии, Саудовской Аравии, Финляндии и США. Они спрашивали, где купить игры и есть ли перевод на их язык.

Сначала удалось договориться с Венгрией. Сергей и Антон продают игры в этой стране только одному магазину - такая схема называется эксклюзив. «Банда умников» производит игры, создает для них страницы и подсказывает насчет продвижения, а партнеры учитывают эти советы и продают игры своим покупателям. Позже эксклюзивные партнеры появились в Израиле, Китае, на Тайване, в Венгрии, Литве, Латвии и Японии.

В странах вроде Германии и Великобритании на таких условиях работать не получается. Это высококонкурентные рынки, а «Банду» там еще никто не знает, поэтому партнеры ждут, что им продадут лицензию на игры или дадут 80%-ные скидки. «Банда» не продает свою лицензию: тогда бы партнеры сами выпускали игры, а ребята никак не влияли на этот процесс. Предоставлять такие большие скидки Сергей и Антон тоже не готовы.

Чтобы немецкие партнеры согласились на условия, которые выгодны «Банде», предприниматели повышают популярность игр на местном рынке. Наши герои нашли сотрудника со знанием немецкого, завели соцсети для местной аудитории, продают игры на «Амазоне» и продолжают участвовать в выставках. Сейчас в Германии к Сергею и Антону приходят по шесть новых клиентов в неделю. Предприниматели уверены, что спустя время партнеры сами предложат сотрудничать на эксклюзивных условиях.

До недавних пор нам сложно было представить, что настольные игры – привычное и даже, как казалось несколько лет назад, начинающее устаревать развлечение – могут оказаться выгодным капиталовложением.

Сложность прогнозирования развития индустрии по созданию настольных игр заключается в том, что рынок «настолок» (как их называют любители такого способа времяпрепровождения) включает в себя слишком много разнообразных товаров – от обычных простейших «ходилок» (бросить кубик и передвинуть фишки) до сложных тематических и стратегических игр, где нужно просчитывать варианты на несколько ходов вперед. По предварительным оценкам, ежегодный объем продаж настольных игр составляет $100 млн.

Единого определения настольных игр пока не существует. Обычно под настольными понимаются игры, в которые можно играть в помещении с помощью специально разработанного инвентаря – игрового поля, фишек, кубиков, карточек, жетонов и т. д.

Как правило, небольшое количество необходимых для игры предметов позволяет разместить их на одном столе и/или в руках игроков. Количество участников начинается от двух и более игроков. В некоторых случаях игрок может быть даже один, но таких игр меньшинство.

Процесс производства настольных игр

Производство настольной игры состоит из нескольких этапов. Первый – один из самых главных – это продумывание и разработка идеи игры, определение ее вида, сюжетной линии, целей и степени развлекательности, создание предварительного образца («черновой» вариант) и тестирование.

На втором этапе проектируется окончательное внешнее оформление всех игровых элементов – карт, поля, фишек и т. д. вплоть до упаковки. Затем составляется смета для запуска набора в производство, рассчитывается тираж, при котором выпуск игры становится рентабельным (чем меньше тираж, тем более «золотыми» получатся ваши игровые наборы), выбираются подрядчики для выполнения всей работы.

Средний тираж одной настольной игры, выпущенной в нашей стране, составляет 5-6 тыс. экз. Если у вас достаточно сложная игра, требующая использования дополнительного инвентаря (например, кубика, фишек, жетонов и т.д.), то иногда оказывается целесообразным разделить производство, вплоть до поиска партнеров за рубежом.

Обратите внимание на качество вашей продукции. К примеру, если ваша настольная игра предполагает использование карточек и/или игрового поля, не стоит экономить на полиграфии.

На этапе запуска серийного производства настольной игры пора приступать к организации сбыта вашей продукции.

Обычно новые игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным, книжным, магазинам игрушек, магазинам подарков и т. д., в зависимости от тематики и целевой аудитории вашего продукта).

Супермаркеты предъявляют достаточно высокие требования, которые могут оказаться молодой компании не по плечу. Еще один распространенный и эффективный вариант – создать собственный интернет-магазин, где любой желающих сможет почитать описание игры и правила, посмотреть фотографии и оформить заказ напрямую, минуя посредников.

Индустрия настольных игр привлекает все больше внимания как разработчиков, так и инвесторов. В самом деле, на разработку настольной игры требуется в несколько десятков раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%.

Даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр в нашей стране снизились на $150 млн., спрос на «настолки» продолжал неуклонно расти.

Впрочем, на практике, скорее всего, окажется, что перспективы такого бизнеса не столь радужны и оптимистичны, как хотелось бы. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. И это притом, что несмотря на все усилия продавцов настольных игр, которые не просто предлагают свой товар, а пытаются создать на него спрос, такой вид развлечений в нашей стране пока еще не так популярен, как на Западе.

Например, в России наибольшим спросом пользуются настольные игры, ориентированные на детей, низкой и средней ценовой категории (от 100 до 500 р.). Игры для более взрослых игроков стоимостью от 500 до 3500 рублей раскупаются не столь активно.

Затраты на разработку одной настольной игры составляют, в зависимости от идеи и сложности, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен. Однако основная проблема не в создании настольной игры, а в ее продаже.

В наши дни, когда на отечественном рынке настольных игр действует слишком много игроков (включая западных), новые компании стараются занять собственную узкую нишу, предлагая недорогие, но тематические игры, которые, как правило, помимо развлекательной имеют и дополнительные функции (например, игры на развитие воображения, стратегического мышления, для изучения иностранных языков или даже обучения некоторым навыкам).

Лилия Сысоева